Скрыть
Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся

Хорошо, ради неверия своего они отломились, вы же верою утвердились. Не гордитесь, ибо не от дел ваших это совершилось, но по благодати. Притом и от самого народа (Израильского) это (возможность обращения и получения благодати) еще не было отнято. Итак, бойся ты греха.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-21 Добре: неверием отломишася, ты же верою стоиши: не высокомудрствуй, но бойся. Аще бо Бог естественных ветвей не пощаде, да не како и тебе не пощадит

Добре (ст. 20). (Апостол) похвалил сказанное, а потом снова устрашает, говоря: неверием отломишася, ты же верою прицепился. Вот опять новая похвала язычникам и новое обвинение иудеев. Но (апостол) опять низлагает кичливость первых, присовокупляя и говоря: не высокомудрствуй, но бойся. Это не дело природы, но дело веры и неверия. И, по-видимому, он опять заграждает уста язычнику, но на самом деле поучает иудея, что не должно обращать внимания на естественное родство, почему и присовокупляет: не высокомудрствуй, и не сказал: смиряйся, но: бойся, так как высокомерие производит презрение и нерадение. Потом, намереваясь в печальном виде изобразить их несчастие и сделать свою речь менее неприятной, он излагает это в виде предостережения для язычника, и сказав: аще бо Бог естественных ветвей не пощаде (ст. 21), не продолжил так: и тебя не пощадит, но говорит: да не како и тебе не пощадит. Таким образом, исключая из речи жесткие выражения и побуждая верующего быть деятельным, он иудеев привлекает, а язычников смиряет…

Не Бог отсек их, но они сами откололись и пали… Ты видишь, какова сила произволения? Какова власть воли? Ибо ничто из этого не неподвижно - ни твое добро, ни его зло.

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.19-20 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.

И иудеев чуждыми корню соделало неверие, и тебя соединила с корнем и соделала причастным тука его вера. Посему надлежит не высокомудрствовать, но бояться и трепетать. Чего же? (Рим.11:21)

Толкование на послание к Римлянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-20 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся

Здесь доказывает, что язычники не потому избраны на место иудеев, что иудеи согрешили, но за веру, которую обнаружили язычники. Итак, где, казалось бы, низлагает язычника, там показывает, что падение иудеев было не извинительно. Но исправляет он тех и других. Ты, язычник, скажешь, что ветви отломились, чтобы тебе привиться? Да, отломились, но своим неверием, а не потому, будто Бог обязан тебе честью той: ибо ты держишься верой, привившись к корню. Поэтому бойся, потому что привитие не есть дело природы, но веры.

Толкования на послания святого Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 19-20 Речеши убо: отламишася ветви да аз прицеплюся. Добре: неверием отломишася, ты же верою стоиши: не высокомудрствуй, но бойся

Продолжает Апостол смирять уверовавшего язычника и поражать неверующего иудея. «Представляется возражающим язычник: как мне не хвалиться, когда столько прибыло мне благ? Те отломились, а я привился и пользуюсь обетованиями, им данными, я, чуждый им и ни в каком не состоящий с ними родстве» (Экумений). Что ни слово, то поражение иудею. Что же Апостол? Хотя тут нет причинной связи, отломление одних не есть причина прицепления других; но Апостол соглашается с сею речью и говорит: добре. Так; ты видишь, вижу и я, и всякий другой видит, что сии события последуют одно за другим. Но ты не останавливайся на одном этом видимом последовании, а вникни в причину того и другого. Причина отломления иудеев не твое привитие, а их неверие, и причина твоего привития не их отломление, а твоя вера. Каждое из сих событий, одно за другим последующих, не одно в другом имеют причину, но каждое свою имеет причину. В тех неверие, в тебе вера. Сюда каждый из участвующих в сих событиях и направляй свое внимание. Ты верою прицепился, но вера дает всё даром, и никакие сторонние преимущества не берутся при сем в счет. Потому тебе нечем хвалиться. Те отломились неверием; но что легче, удобнее и подручнее веры? Ни времени особого, ни особого места, ни труда она не требует; только внутренний поворот — Богу себя предать и на Него все возложить. Потому ваше неверие никакого не может иметь извинения. «Вот опять новая похвала язычникам, низлагающая, однако ж, кичение их, и новое обвинение иудеев, могущее, однако ж, послужить им сильным побуждением к вере» (святой Златоуст).

О тех сказал: отломишася, — а этому говорит: не прицепился, — а: стоиши. Хочет сим выразить, что он твердо установился на корне и потому может быть благонадежен, если не потеряет, конечно, той силы, которою прицепился и стоит теперь: ибо тут «все не есть дело природы, но дело веры и неверия» (святой Златоуст). Поелику же как от неверия в веру, так и от веры в неверие переход удобен и может мгновенно совершиться, то Апостол и прибавил: не высокомудрствуй, но бойся. Ничего себе не приписывай и не думай о себе высоко, сподобясь великих духовных благ по благодати. Ибо тут все от Бога и самая вера от Него. Ты только согласился уверовать, самую же веру дал Бог, а по вере уже и все прочее даровано. Да и самая основа веры есть крайнее самоуничижение: я неоплатный Божий должник и осужденник; нет мне спасения ни в чем, кроме Господа Иисуса Христа; Ему и предаю себя вседушно. И вера как зачинается в сем духе самоуничижения, так и стоит им, и от него вся ревность и благопопечительность у верующих. Почему Апостол, сказав: верою стоиши, — не другое что приложил, как не высокомудрствуй, потому что в невысокомудрии и смиренном самоунижении дух веры и сила жизни по вере. Кто мало-мало начнет уклоняться в мнение о себе, у того уже начала колебаться вера, уже зародилось презорство к самому делу веры, уже пришло в движение нерадение о спасении (см.: святой Златоуст). А во всем этом какая крайняя опасность?! Почему и присовокупил Апостол: но бойся. С опасностию ходи и со всею зоркостию следи за сердцем, как бы не прокралось туда высокое о себе мнение. Ибо как только оно прокрадется, так ослабит веру, а за сим ослаблением последует надломление, а от надломления недалеко до отломления, а в этом пагуба. Бойся высокоумия, как огня, и со всяким страхом и трепетом содевай свое спасение.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся

Ты должен благодарить Бога за Его дар во Христе и не оскорблять иудеев, но молиться, коли уж их порочность привела тебя к спасению, дабы и они вернулись к истоку. Тогда угодишь Богу, Который явил тебе милость, ибо Он призвал тебя, чтобы и они, возревновав, вернулись к благодати.

Комментарии на Послание к Римлянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-21 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя

Бедственная судьба евреев должна научить христиан из язычников быть особенно внимательными к своему положению. Ведь они не так близки к святому корню, как иудеи, и им еще легче отпасть от истинной веры и за это подвергнуться гневу Божию.

См. также Толкование на Рим. 11:11

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О самообольщении.

Лк.18:7-8. Пока мы в мире сем, не можем сказать о себе лично, что уже окончательно избраны Богом: Лк.18:9; 1Кор.10:12; от такого самообольщения предостерегаются даже и те, которые привились уже к благости Божией: Рим.11:17-22. Под вопиющими день и ночь здесь главным образом, разумеются: Откр.6:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Кто будет судить мир?

Лк.22:29-30. Не всякому верующему во Христа предоставляется право сесть на престоле судейском, а только апостолам: Мф.19:28, и святым: 1Кор.6:2; а нам, грешным людям, говорится: Рим.11:20; 1Кор.10:12.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 19-21 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.

По видимому, как не хвалиться язычникам? Они, чуждые Божьих обетований и народа иудейского, прививаются к доброй маслине, к избранному народу Божию, а природные ветви этой маслины лишены этих благ, сами отломились от своего дерева. Апостол как бы одобряет это, но сейчас же говорит, что такой порядок только внешний – внешняя последовательность. Если же обратить внимание на причину того и другого, то выйдет иное. Иудеи отпали от своего дерева за неверие, язычники прилепились к нему по вере. Значит причина в вере, которая дается Богом по милости, а не за какие-либо преимущества, дается за смирение и самоуничижение.

Итак, похвальба здесь неуместна; мало того, она опасна для веры, ибо при самомнении слабеет вера, чего нужно бояться, чтобы и совсе не лишиться веры. Ибо язычники должны помнить, что если Бог за неверие отверг тех (иудеев), род которых Он считал Своим и столько заботился о них, то тем более не пощадит и их, язычников чужеродных, со стороны принятых в род Божий, если они ослабеют в вере, или пошатнутся в ней, или будут вести себя недостойно ее. У язычников перед глазами примеры строгости и милости Божьей иудеи, и они сами.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible