Скрыть
Въ столпѣ́ о́блачнѣ глаго́лаше къ ни́мъ: я́ко храня́ху свидѣ́нiя Его́ и повелѣ́нiя Его́, я́же даде́ и́мъ.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 7-9 В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их. Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Присовокупляет же к слову и упоминание «о столпе облачном», в котором Бог глаголал «к ним», научая тем, как думаю, неверующих не удивляться поэтому Божией бесед с нами чрез человека. Ибо тогда в столпе облачном глаголавший Бог после того явился во плоти; почему, если скажет кто, что плоть недостойна того, чтоб чрез нее глаголал к нам Бог, то не возможет засвидетельствовать достоинства и в облачном столпе. Ибо что в нем такого, что можно было бы признать достойным величия Божия? Если же для иудеев достоверно, что Бог глаголал в столпе облачном, то да не будет не вероятным и то, что глаголал Он во плоти. Сверх того, и Исаия в вид облака представлял себе плоть; ибо говорит: «се Господь седит на облаце легце» (Ис. 19: 1); и последующих за Господом тот же опять Пророк именует облаками, говоря: «кий суть, иже яко облацы летят?» (Ис. 60:8). Сею подобоименностию облаков показывает Он сродство Господней плоти с остальным человечеством. Итак, сему-то Богу, некогда чрез облако, а после того чрез плоть, глаголавшему к людям, говорит далее Давид: «Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их» (Пс. 98:8). А чтобы иной, смотря на домостроительство, не поползнулся на какие-либо низкие и человеческие понятия о Божестве, Пророк в конце псалмопения, обратив речь к нам, присовокупляет сие изречение: «возносите Господа Бога нашего» (Пс. 98:9), «и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98:5).

Смысл же сказанного, как предполагаем, есть следующий: Божественные тайны открыты вам, люди, сколько слух человеческий принять может; путеводимые сим к благочестивому Боговедению, сколько вмещает ваш рассудок, столько возносит славу Божию, зная, что, сколько бы ни возвысилось ваше разумение, хотя бы преступили вы всякое высокое представление в понятиях о Боге, и тогда обретаемое и поклоняемое вами не самое еще величие Искомого, но только подножие ног Его. Сим-то сравнением с недоступным для постижения Пророк объясняет бессилие и низость нашего разумения.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

Они, говорит, усовершенствовались в добродетели, потому что соблюдали закон Божий и исполняли данные Богом повеления; когда же удостоились богозрения, видели Бога в столпе облачном, потому что не в состоянии были видеть Его существа. Христос же не так, — но в Самом Себе имеет Отца, и Сам пребывает в Отце, и не приобрел Своего достоинства путем постепенного усовершенствования. Смотри, в самом деле, как на вопрос Пилата: царь ли eси ты? Христос, уклоняясь от этого вопроса, говорит: ты глаголеши, яко царь есмь. Аз на сие родихся (Ин. 18:37), т. е. мое царство, как и рождение, безвременно.

Беседы на псалмы. На псалом 98

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им

«Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его». Пророк не просто, оставив прочих Пророков, упомянул только о сих, но показывает сим с самым воспитанием возраставшия в Иудеях ярость и желание властвовать; ибо и при Моисее и Аароне покушались восхитить священство, и при Самуиле, к унижению царства Божия, возлюбили царство человеческое. А по сему пророческое слово научает, что они не новое что делают, с яростию воставая против Спасителя и не приемля спасительнаго царства, но неистовство сие издревле им обычно.

«Призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним». Впрочем, говорит Пророк, имели они великое дерзновение пред Богом; потому что они призывали, а Бог внимал, исполнял их прошения, и видимо для всех вступал с ними в беседу, в облаке являя им Свое пришествие. Потом Пророк показывает, что не вопреки справедливости сообщил им Бог благодать сию.

«Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им». Бог даровал сию благодать тем, которые вели жизнь с законом согласную, и поступали по заповедям Его.

Евфимий Зигабен (†1118)

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

В столпе, облачне глаголаше к ним

Бог, говорит, беседовал с Моисеем и Аароном. И хотя Он беседовал с одним только Моисеем, но здесь образ выражения, так называемый, собирательный общий, потому что в одном лице совмещает и другое. Пример такового образа выражения представляет и Апостол Павел, который, исчислив всех, благоугодивших Богу верою, наконец говорит совокупно о всех, которые верою победили царства, творили правду, получили обещанное, заградили уста львов (Евр. 11:33). Но все сии великие дела не были совершены всеми вышеупомянутыми (лицами), но только по частям некоторыми из них. И так Давид хочет сим показать то, что Бог беседовал в столпе облачном с Моисеем и Аароном.

Дидима: Поелику слово Божие верно и истинно; то посему прилично называется столпом; почему и принявшая Его церковь есть столп и утверждение истины. Поелику же (закон) наполняет и произращает плоды, снисходя в сердца людей на подобие дождя; то потому он есть облачный столп. Быть может сим предсказывается и первое пришествие Спасителя к нам, в которое взойдя на легком облаке Он пришел в Египет—cиe земное место.

Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им

Свидетельства, говорит, и повеления законные были Христовы: Он дал их Моисею и Аарону; и они как рабы Его, хранили их.

Кирилла: Итак, Бог оказывал им честь, как почитавшим Его, возлюбил, как искренних рабов своих и как хранителей Его повелений. Итак послушание было не без награды, напротив того доставило им высочайшую честь за покорность и послушание их. Дидима: Хранение всех свидетельств и повелений Божиих принадлежит совершенному мужу, имеющему все добродетели.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Моисей и Аарон во иереех его, и самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения

Господь милостиво и внимательно относится ко всякой искренней молитве обращающегося к Нему. Молитвы Моисея, Аарона и Самуила принимались Богом и исполнялись потому, что они «хранили Его заповеди и устав». То же ожидает всякого, кто стал бы поступать, как означенные лица.

Моисей здесь называется «между священниками» за то, что он по повелению Бога не раз приносил жертвы (см. Исх XXIV:6; 29, 25; Лев VIII:6). Самуил также призывал Господа и приносил Ему жертвы (1Цар VII:9-10) и еще отроком служил пред Господом, надевая льняной ефод (1Цар II:18).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им

Конечно, эти мужи самым точным образом соблюдали также заповеди Божии, и чрез это делались достойными таких милостей. Это замечание, очевидно, псалмопевец сделал с целью показать народу, что и Его молитвы тогда только будут приятны Господу и только тогда действенны, когда они будут исполнять закон завета.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть. Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху сведения Его и повеления Его, яже даде им

Упомянув в предыдущем стихе о патриархе Иакове, под именем которого разумеет потомков его, т.е. иудеев, пророк призывает их возносить святейшее имя Господа Бога, проповедовать высоту Его и затем выразить Господу Богу достодолжное поклонение там, где это по тому времени особенно приличествовало, при подножии ногу Его, т.е. в Иерусалимском храме. «Подножием» Божиим Иисус Христос назвал землю (Мф.5:35), а в ветхозаветной Церкви так называли храм Иерусалимский с находящимся в нем ковчегом Завета, как это видно из псалма 131, стиха 7, где сказано именно о храме и месте для ковчега Завета: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». То же самое выражено и в 1-й книге Паралипоменон (1Пар.22). Кивот Завета Господня, со времени устроения скинии, был единственною Святынею у израильского народа, почему о нем и сказано здесь: яко свято есть. В вышеуказанном псалме (131) это яснее выражено: «поклонимся на месте, где стояли ноги Его», а этим местом была гора Голгофа, на которой стояли ноги распятого Христа Сына Божия. Некоторые из толковников подножием ног Его называют крест Христов, имевший и подножие, на котором поставленные ноги Господа сильно были прибиты гвоздями. «Подножием ног Его, – говорит блж. Феодорит, – в древности назван Иерусалимский храм а ныне признаются находящиеся на всей земле и море церкви, в которых приносим поклонение всесвятому Богу» [6, с. 471 ]. Как наилучший пример того как нужно достойным образом возносить, т.е. прославлять, святейшее имя Божие и как совершать поклонение у подножия ног Его, пророк представляет далее Моисея, и Аарона, и Самуила, говоря как бы так: возносите, прославляйте Господа Бога, как прославляли Его Моисей, Аарон и Самуил. «Подражая благочестию сих чудных мужей, – говорит блж. Феодорит, – воздавайте Богу подобающее чествование». Моисей поставлен здесь в числе иереев, хотя он был вождем и законодателем, а не был священником, – это потому что он, по особому повелению Божию, поставлял в священники Аарона и сынов его, освящал скинию, приносил жертвы и другие совершал священнодействия. Самуил тоже был пророком Божиим и поставлен здесь наряду с другими, благоуспешно призывающими святое имя Господа Бога и возносящими к Нему молитву за себя и за других людей. Господь милостиво выслушивал молитвы их и исполнял прошения их (и Той послушаше их). Хотя в столпе облачном Бог беседовал с одним Моисеем, но здесь пророк употребил обобщение своей мысли, приписав и другим благоволение Божие, как равным образом благоугодившим Богу; и не без намерения, а в назидание всему израильскому народу дает понять, что Господь Бог благосклонно выслушивал молитвы рабов своих – Моисея, Аарона и Самуила – и милостиво исполнял прошения их за то, что они хранили (т.е. исполняли) все свидетельства и повеления, данные им от Бога: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible