Скрыть
Госпо́дь въ Сiо́нѣ вели́къ, и высо́къ е́сть надъ всѣ́ми людьми́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господь в Сионе велик. Сион есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос, по сказанному: вознесу Тя Боже мой, Царю мой (Пс. 144,1).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми

Когда Христос вошел чрез заключенные двери в Сионе, то обнаружил Свое величие и ясно показал этим чудом, что Он есть тот самый, Кто восседает на херувимах, и потому дела Его, как дела Творца всей природы, выше человеческого естества. Тогда Он показал Себя и высоким над всеми людьми, сообщив дар Св. Духа апостолам, которые возвестили о величии Его не одному народу, a всем людям и повсюду.

Беседы на псалмы. На псалом 98

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми». И когда возвратились Иудеи, и создали божественный храм, для всех стала видимою Божия сила. Но преимущественно явил Себя Владыкою целой вселенной Претерпевший крест, когда священные Апостолы принесли к язычникам спасительную проповедь.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господь в Cиoне велик и высок есть над всеми людьми.

Да подвинется, говорит, земля Иудейская. Ибо смутилась, говорит, вся земля, весь Иерусалим, как мы сказали выше. Смутилась вся земля; ибо одни из людей возмущались и гневались, а другие переходили от благочестия. В историческом отношении Христос был велик и знаменит в Иерусалиме, когда учил и совершал чудеса. Ибо разнесся, говорит, слух о Нем (Лук. 4,37); также: и вскоре разнеслась о Нем молва по всей окрестности Галилейской (Mк. 1,28); и разнесся о Нем слух по всей Сирии (Матф. 4,24). В высшем значении Христос велик, по словам Кирилла, в церкви: ибо как Сион означает высокое место для смотрения; то посему и церковь есть место смотрения; так как мы—христиане не смотрим, по словам Павла, на земное, но на небесное. Также в церкви Христос высок более всех людей; поколику Он есть не только человек, но и Бог. Или Христос велик на чувственном Сионе по причине законодательства, а высок, по словам Дидима, у всех народов языческих. Посему сии слова означают то, что Христос возвеличится и у иудеев и у язычников; потому что выражение: над всеми, теперь не только значит: над всеми, но и среди всех, так как из всех народов языческих и иудейских есть верующие во Христа, которыми Он и превозносится.

Евсевия: Имевшие некогда весьма великую силу демоны ослабели, так что потряслись все силы их и прекратились действия их.

Слова Исихия: Слава, говорит, и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых иудею, потом и язычнику; ибо вознесшись от земли Христос привлек к ceбе всех.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

2. Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми.

«Сион есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми

Бог, царствующий среди нас на Сионе, сильнее всех народов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Псалом Давиду

Сей псалом имеет то же надписание, какое и предшествующий ему, 97-й: Псалом Давиду, и принадлежит к той же группе псалмов (91–99), какая, по мнению глубокого и всестороннего исследователя книги Псалмов, священника Н. Вишнякова, «составлена была вскоре по возвращении из плена вавилонского, когда иудеи, освободившиеся, хотя и не вполне, от рабства язычникам, в сознании себя теократическою нацией и царством Иеговы, могли говорить о себе: «Опять Господь царствует; Он – Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его; вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву; явил (нам) спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 92:1, 94:7, 97:2–3). Но среди прославления Иеговы, как великого Царя и Владыки вселенной, там и здесь довольно ясно видно, что прославляемое всемирное Царство Его не наступило, а составляет только предмет ожиданий и надежд в более или менее отдаленном будущем. Прославляя всемирное Царство Иеговы и восхваляя простирающееся на все концы земли спасение Божие, в то же время псалмопевец представляет израильтян еще только на пути к покою, пророчески увещавая их к достойному принятию даруемого спасения (Пс. 94:8–11). По всем этим признакам, происхождение сего псалма относят ко времени царствования благочестивого царя иудейского Иосии, когда совершено было полное восстановление Завета с Богом, и законное богослужение опять явилось во всей торжественности, как оно устроено было царем Давидом и Соломоном, сыном его (4Цар.23:1–25; 2Пар.34:18, 30–33).

Ст. 1–2 Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля. Господь в Сионе велик и высок, есть над всеми людьми

Господь воцарися, – так начинаются и некоторые другие (92-й и 96-й) из вышеуказанной группы псалмов, и такому началу соответствуют следующие за ними и их дополняющие изречения. Здесь же последующее изречение: да гневаются людие – не только не соответствует, а как бы стоит в противоречии с началом. По этой, конечно, причине, в нашей «Учебной Псалтири» слова: да гневаются людие – заменены на полях словами: «да вострепещут», как наиболее соответствующими своему начальному предложению: Господь воцарися, а также и вполне согласующимися с словами перевода сего выражения с еврейского: «да трепещут народы». Можно бы, конечно, принять во внимание и это выражение: да гневаются людие – в том смысле, в каком оно принимается и объясняется св. Афанасием Александрийским, блж. Феодоритом и некоторыми другими толковниками, т.е. в смысле смущения, гнева и вражды со стороны Ирода, неверующих иудеев и первосвященников иудейских [3, с. 318; 6, с. 470], если бы к ним только относилось все содержание псалма. Но так как последующие речи псалма вовсе их не касаются, то вернее и основательнее будет принимать это изречение (о гневе людей) в смысле призывания к радостному трепету при наступлении и открытии Царства Божия. Это призывание обращено на иудеев и еллинов (язычников), которые, по мнению блж. Феодорита, «приходят в неистовство и ярость, слыша о Царстве Владыки Христа» [6, с. 470]. Седяй на херувимех, т.е. «Тот Самый воцарится над живущими на земле, Кто возседает на херувимах и пред Кем подвиглась земля – из состояния ее во зле, т.е. из идолопоклонства» [3, с. 319]. Седением Господа на херувимах иудеи обыкновенно выражали царское величие Божие; потому что они благоговели пред Богом, невидимо восседавшим на херувимах, устроенных поверх кивота Божия (См. Пс.17:11, 79:2; Ис.37:16; Иез.10:1, 11:22; 1Цар.4 и др.). А кивот сей со времени царствования Давида и во все последующее время пребывал на Сионе. Сионом же («высокое место, крепость») назывался самый обширный и высокий находящийся на юге из четырех холмов, на которых был расположен древний Иерусалим. Посему иудеи всякий раз, когда желали прославить имя Божие, невольно обращались мыслию к Сиону и ко храму Иерусалимскому и находящемуся в нем кивоту Божию с херувимами. Это прославление псалмопевец и выразил здесь словами: Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible