Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Свѣ́тъ возсiя́ пра́веднику, и пра́вымъ се́рдцемъ весе́лiе.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Свет возсия праведнику, т. е. свет евангельский. Возсия же праведнику, т. е. людям, соделавшимся праведными чрез веру. И правым сердцем веселие. После слова «правым» должно поставить знак препинания, чтобы вышел смысл: соделавшимся правыми воссияет в сердце веселье, а слово «возсия» надобно относить к целой речи.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие
Светильником и светом для праведных является закон Божий, почему в другом месте Давид говорит: «светильник ногам… моим… – закон Твой и свет путям моим« (Пс.118:105). Он же является и веселием для правых сердцем, т.е. для идущих правым путем. Он указывает им путь, которого они желают, и укрепляет на добродетели, к которым они стремятся сами. Но ты разумей под воссиявшим светом и Единородного, о Котором Иоанн Богослов пишет: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:3–4). Вот почему и Малахия назвал Его солнцем, и подобно Давиду предсказал, что Он воссияет для праведников. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал.4:2).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие». Ибо не все люди захотели насладиться светом, не все прияли веселие от веры. Само Солнце правды на всех излияло лучи спасения, но есть и такие, которые смежили очи и не захотели увидеть света.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие
Праведники вкушают небесный мир и возвышенную, святую радость.
Евфимий Зигабен (†1118)
Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.
Праведному, говорит, человеку воссиял свет истинного света, т. е. Бога, притом свет духовный, который руководствует его ко всякой истине; или праведнику свет деятельной добродетели сообщает сияние созерцательной добродетели, а правым по сердцу сияет утешение и духовное успокоение.
Другой говорит: Свет воссиял праведнику и находящееся в сочетании с ними веселье, т. е. совершившемуся в деятельной добродетели, которая называется правдою, и имеющему правое сердце сияет свет познания. Василий Великий: Как солнце, говорит, возсиявает не для летучих мышей, и не для других бродящих ночью, так и Господь не для заключающих зеницы души, но для взирающих внимательно на сияния Его. Ибо, по словам Феодорита, не все люди желают наслаждаться светом и не все принимают веселье чрез веру.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Т.е. евангельский свет воссиял людям, сделавшимся праведными чрез веру, и воссияет веселие в сердце людям, соделавшимся правыми (Св. Афан.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст.10-12 Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных своих, из руки грешничи избавит я. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни его.
Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага
Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья («свет сияет»); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники Божественной святости («память святыни») и ничтожества идолов должны быть воспеваемы («славьте»).
Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие
Свет возсия – праведникам восходит благодатное солнце Божие, чтоб всегда светить над ними.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 11–12 Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его
Праведнику возсиял не тот свет, который дают человеку науки и искусства, и который получается вообще от внешнего мирского образования и просвещения, а тот, который происходит от Бога, Света истины, и проявляется в добрых делах человека, – это тот свет, о котором Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам и окружавшему Его народу такими словами: «Вы свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16). Свет сей осиявает человека, когда он возлюбит Господа Бога и возненавидит вся злая (ст. 10), когда будет «удерживать язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти», будет «уклоняться от зла и творить благо» (Пс. 33:14–15). Тогда «очи Господни» обратятся «на праведные», и «уши Его в молитву их» (Пс. 33:16). Тогда Сам Дух Святой вселяется в души праведных; настроенные духом правды и добродетели и исполненные благодати Святого Духа, праведники чувствуют в своем сердце покой и мир душевный, который дает им сознание соделанной правды, и тогда является у правых сердцем веселие. После того становится вполне понятным ответ Господа Иисуса Христа фарисеям, вопрошавшим Его о том, когда придет Царство Божие, что нельзя сказать: «вот оно здесь», или – «вот оно там», – нет, «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), или: оно есть, по объяснению апостола Павла, «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). А отсюда становится понятным и блаженство праведников, которое состоит в непрестанном веселии и радости о Господе: веселитеся праведнии о Господе. И Сам Господь наш Иисус Христос, заканчивая свою речь о блаженстве праведных, выразил это блаженство теми же словами: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:12). Как нечто добавочное к сему блаженству праведных будет для них то, что они, радуясь и веселясь о Господе, будут, вместе с тем, благодарно прославлять Бога (исповедовать память святыни Его), или, как выражено по переводу с еврейского, «будут славить имя святое Его».