Скрыть
Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его

Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в котором, как ты знаешь из послания Иакова, «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше» (Иак.1:17). «И исповедайте память о святыне Его«. Под исповеданием разумей или благодарение, или исповедание грехов, поскольку и оно подобает правед­никам, потому что нет человека, который поживет, и не согрешит, почему человек и приходит необходимо к памяти, т.е. к поми­нанию о святости Божией. Людям следует благодарить Бога за то, что Он освятил их, и исповедать себя грешниками, потому что как бы человек ни был праведен, по сравнению со святостью Бога он все же оказывается грешником, почему Исаия и говорит: «все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда» пред лицом Твоим (Ис.64:6).

Беседы на псалмы. На псалом 96

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Веселитеся праведнии о Господе, и исповедайте память святыни Его». Поэтому все насладившиеся светом и возлюбившие достояние добродетели, возрадуйтесь и песнословьте Бога, поведая множество благодеяний. Ибо исповеданием Пророк назвал здесь благодарение.

Евфимий Зигабен (†1118)

Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память святыни Его.

Веселитесь, говорит, праведники в Господе, отвергнув всякое веселье миpa сего, как ложное. И в конце old:ps:031:11-го псалма сказано: веселитесь о Господе и радуйтесь праведные, почему ищи изъяснение сего места там. И не только, говорит, веселитесь, но и благодарите, воспоминая о святости Божией, т. е. помня, что вы освятились; или исповедывайте все погрешности и скверны души вашей, воспоминая о чистоте Божией; поелику по словам Иова: кто чист от скверны? (Иов. 14,4).

Слова Феодорита: Итак все наслаждающиеся светом и избравшие достояние добродетели, радуйтесь и воспоминайте о Боге, исчисляя множество благодеяний Его. Ибо исповедание здесь назвал благодарением.

Все вышеозначенные слова, т. е. начиная от следующих: огонь пред ним предходит, до слов: услышал и возвеселился Син, можно понимать и о втором пришествии Христовом. Осветили, говорит, молнии Его вселенную, т. е. когда имел придти с неба. Ибо как молния, говорит, исходит от востока и блистает до запада, так будет и пришествие Сына человеческого (Матф. 24,27); также говорит еще: солнце померкнет, и луна не даст света своего и звезды спадут с небеси (Матф. 24,29). Итак от кого может осветиться мир, как не от молнии пришествия Господня. Причем глагол: осветили, принимается в значении будущего времени вместо: осветят, по обыкновенному употребление у пророков. Равным образом и прочие глаголы принимаются по замену времен. Далее: увидала земля сошествие Господа и поколебалась от страха, или поколеблется земля, когда мертвые восстанут с поспешностью. Тогда и холмы растают, как воск, поелику стихии изменятся. И в 74-м псалме сказано: растаяла земля. Возвестили правду Его небеса, т. е. пророки возвестили то, что Он праведный Судия. Тогда же, когда придет судить, все народы увидят славу Христа, который придет во славе Отца своего, как Сам сказал. Потом повелит идолопоклонникам стыдиться тогда, а Ангелам поклониться; тогда и все поклонятся, бесы и люди; так как, по выражению Апостола, пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2,10).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст.10-12 Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных своих, из руки грешничи избавит я. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни его.

Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага

Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья («свет сияет»); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники Божественной святости («память святыни») и ничтожества идолов должны быть воспеваемы («славьте»).

Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его

Новое обращение с приглашением к радости и прославлению за совершившийся над язычниками суд. Память святыни (поражение врагов).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его

Праведнику возсиял не тот свет, который дают человеку науки и искусства, и который получается вообще от внешнего мирского образования и просвещения, а тот, который происходит от Бога, Света истины, и проявляется в добрых делах человека, – это тот свет, о котором Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам и окружавшему Его народу такими словами: «Вы свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16). Свет сей осиявает человека, когда он возлюбит Господа Бога и возненавидит вся злая (ст. 10), когда будет «удерживать язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти», будет «уклоняться от зла и творить благо» (Пс. 33:14–15). Тогда «очи Господни» обратятся «на праведные», и «уши Его в молитву их» (Пс. 33:16). Тогда Сам Дух Святой вселяется в души праведных; настроенные духом правды и добродетели и исполненные благодати Святого Духа, праведники чувствуют в своем сердце покой и мир душевный, который дает им сознание соделанной правды, и тогда является у правых сердцем веселие. После того становится вполне понятным ответ Господа Иисуса Христа фарисеям, вопрошавшим Его о том, когда придет Царство Божие, что нельзя сказать: «вот оно здесь», или – «вот оно там», – нет, «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), или: оно есть, по объяснению апостола Павла, «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). А отсюда становится понятным и блаженство праведников, которое состоит в непрестанном веселии и радости о Господе: веселитеся праведнии о Господе. И Сам Господь наш Иисус Христос, заканчивая свою речь о блаженстве праведных, выразил это блаженство теми же словами: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:12). Как нечто добавочное к сему блаженству праведных будет для них то, что они, радуясь и веселясь о Господе, будут, вместе с тем, благодарно прославлять Бога (исповедовать память святыни Его), или, как выражено по переводу с еврейского, «будут славить имя святое Его».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible