Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ты, Господи, высок во веки!
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
ты же вышний во век, Господи
Много раз было сказано, что веком этот пророк обычно называет настоящую жизнь, в которой, говорит он, Бог есть Вышний, т.е. непостижим. Это именно он и обозначает высотою. Бог всегда непостижим, а в особенности теперь, потому что в будущем веке мы постигнем если не все, то много больше из божественных планов по сравнению с настоящим знанием. Потому и Павел говорит: «ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:9–10, 12).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 9-10 «Ты же Вышний во век Господи». «Яко се врази Твои Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие». Они, подобно траве, изсохнут и истлеют; а Ты имеешь владычество над всем; потому что всех превыше, и подвергаешь наказаниям безумных.
Евфимий Зигабен (†1118)
Ты же Вышний во век, Господи!
Ты, говорит, Господи, непостижим и судьбы Твои неизследимы.
Евсевий говорит: Итак когда сделается разрушение греха, так что погибнут по причине согрешения те, которые сделались врагами Божиими, тогда наконец Бог во век обрящется высочайшим.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-13 Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении твоем, и в делех руку твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела твоя, Господи: зело углубишася помышления твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих. Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века: ты же вышний во век, Господи. Яко се, врази твои, Господи, яко се, врази твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие. И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите: и воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое. Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в ливане, умножится.
Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека
Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводят к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ты же вышний во век, Господи
Скоро проходит счастие их и оказывается, что Бог только превыше всего, царствуя и тогда, когда враги Его, нечестивцы, считают Его не имеющим силы, а себя непреодолимыми; потому что вот внезапно враги эти будут глубоко унижены, между тем как уничиженный праведник (равно и народ в противоположность язычникам) станет могущественнее, чем когда-либо и будет торжествовать погибель своих врагов, между тем как он сам в союзе с своим Богом будет наслаждаться продолжительным счастием и таким образом будет служить практическою проповедью о правде Божией и действиях Его в истории Своего народа. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.