Скрыть
Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Насаждени в дому Господни. Эти уподобленные оным кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм. Во дворех Бога нашего процветут, т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут

Вместо: «насажденные», другие переводчики сказали: пересажены, дабы было ясно, что разумеются не просто кедры, а те, которые, будучи пересажены из заблуждения, находятся в дому Божием, о котором Павел говорит в послании к Тимофею: «чтобы… ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Может быть, впрочем, пророк упомянул о Ливане потому, что пока он был горой идолослужения, имея на себе кедры, Писание порицало их, а когда они были употреблены на построение святого храма (так как Соломон взял некоторые из них на храм), стало хвалить их. «Процветут во дворах Бога нашего», т.е., в частных церквах, потому что церковь вообще, вселенскую, пророк назвал домом Божиим. Может быть, впрочем, домом Бо­жиим называется закон, в который были пересажены от господ­ствовавшего у них нечестия язычники, начавшие процветать и при­носить плоды во дворах Божиих, т.е. в заповедях.

Беседы на псалмы. На псалом 91

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». Сии, уподобившиеся оным деревам, насадителем имеют Бога, а местом насаждения – Божественный храм.

Евфимий Зигабен (†1118)

Насаждены в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

Праведники, говорит, насаждены в дольней церкви, в которой обитает благодать Христова, и укоренены в вере; почему они и будут процветать в небесных дворах, т. е. будут украшаться цветами добродетелей. По словам божественного Максима сии слова можно понимать и иначе, именно: дом Господень есть знание божественных писаний, в которых мы обретаем Господа, а дворы суть заповеди Господни.

Слова Тимофея: Уподобляет праведника кедру, а ливану содержащее праведников место, т. е. церковь по причине великой ее обширности и разнообразия и разнородности растений. Итак, мысленный дом Господень есть совокупность соборной церкви, а дворы Божии суть по разным местам церкви верующих. Посему насажденные в соборной церкви и приносящие плоды будут процветать во дворах Бога нашего, т. е. в отдельных и поместных церквах и собраниях уверовавших из язычников. Василий Великий говорит: Можно под двором в высшем значении еще разуметь небесное житие. В сем отношении насажденные здесь— в доме Господа, т. е. в церкви Бога живого, будут процветать там,—в дворах Бога нашего (толк, на 28-ой псал.); а дворы суть небесные обители, по безъименному, ибо многие обители в дому Отца.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

14. Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

«Праведники, уподобленные кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служит Божественный храм; они процветут в горних обителях, которые пророк называет и дворами Господними». Св. Афан. То же и бл. Феодорит.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут:

Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя.

«Насажденными в доме Господнем» являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 14-15 Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут

Насаждены в дому Господни – здесь образ отчасти оставлен. Израиль имел место богослужебных собраний, мог приходить в дом Божий, в дворы Господни и там посредством молитв и жертв вступать в живую связь с Богом, утверждаться в ней и усвоять себе силы высшей жизни. Всякий благочестивый израильтянин был таким образом пальмою или кедром, насажденным на роскошной почве, в дому, во дворах Божиих; оставаясь верным своему назначению, каждый Иудей (равно как и весь народ) будет крепок (благоприемлюще будет) среди языческих народов и будет долго и долго существовать (в старости мастите). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится. Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут

Финикс, или финик, есть плодовое дерево из породы пальмовых деревьев, растущее в тропических странах, высокое, многоветвистое и вечно зеленеющее. Кедром называется другого рода дерево, также высокое и зеленое, в изобилии произрастающее на горах Ливанских, в Сирии. Оно отличается такою крепостию, что многие десятки и сотни лет не предается тлению. С деревьями того и другого рода сравнивается здесь праведник. Финик, или пальма, есть одно из самых прекрасных, прочных и плодовитых деревьев а потому это дерево издревле служило символом победы и божественной красоты. Таковы и праведники, в которых Господь проявляет Свою силу и славу на земле. С фиником праведник имеет сходство в том, что как финик весьма малою частию укоренен в земле, а все прочее имеет вне земли, так и праведник мало заботится о земле, а всю заботу его составляет небо, и как плод финика не похищается животными и птицами по причине высоты, колючести и недоступности, так и плод праведника, т.е. добродетель его, не похищается и не уничтожается врагами и злыми демонами как защищенная глубоким и высокотворным смирением; и как финик для достижения совершенства дерева требует долгого времени, так и праведник требует много времени для своего усовершения в добродетели. Ливанский кедр, можно сказать, есть царь между деревьями. Громадная вышина кедра, доходящая до 40 футов (около 120 м. – Ред.), всегдашняя зелень, величественный ствол, источающий благовонную и полезную смолу, необычайная крепость сего дерева, которую, по образному выражению Писания, сокрушить может один Бог (Пс. 28:5–6), – все это заставило в самой глубокой древности признать кедр символом Божественного величия и, вместе, образом величия и крепости сильных мира сего. С кедром праведник имеет сходство в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист, так и праведник благовонен добродетелями, не подвержен нравственной гнилости или развращению как очистившийся от всякой нравственной гнили и тления, от страстей и соблазнов, и многоветвист как рождающий многих сынов своим влиянием и живущею в нем благодатью Святого Духа. Далее о праведниках псалмопевец еще говорит, что они насаждени в дому Господни. Это, по объяснению св. отцов, значит, что праведники, как прекрасные деревья, финиковая пальма и кедр, растущие на Ливанских горах, глубоко пустив живые корни, крепко прилепляются к дому Господню, чтобы соединиться с Богом и войти с Ним в ближайшее общение. Здесь под домом Господним нужно разуметь всю совокупность соборной Церкви Божией, а под дворами Бога нашего разные отдельные, поместные Церкви, как части единой Вселенской Церкви. Посему насажденные в соборной Церкви и приносящие плоды будут процветать во дворах Бога нашего, т.е. в отдельных поместных церквах и собраниях верующих между всеми народами. Св. Василий Великий (в толковании на 28-й псалом) говорит, что под домом Господним, в высшем значении, можно разуметь еще небесное житие, а под дворами Бога нашего – те «многие обители Отца Небесного», о которых говорит Сам Господь Иисус Христос (Ин. 14:2). И затем, к блаженной участи праведников, псалмопевец присовокупляет: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. «Старостию, – говорит блж. Феодорит, – пророк означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды» [6, с. 445]. «Сказано, – говорит св. Афанасий Александрийский, – благоприемлюще, вместо «блаженствуя», ибо им воздано будет теми благами, «их же око не виде, и ухо не слыша» (1Кор.2:9) [3, с. 306], т.е. в будущей жизни, где маститая старость, или совершенство, святых явится во всей славе.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible