Скрыть
они и в старости плодовиты, сочны и свежи,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Сказано: благоприемлюще — вместо: блаженствуя; ибо воздано им будет благами, ихже око не виде, и ухо не слыша (1Кор. 2,9).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут

Благополучие их, говорит пророк, не мимолетно, – чтобы кто-нибудь не подумал этого относи­тельно язычников после того, как они процветут; напротив, они достигнут старости и будут плодовиты и в ней, потому что благо­честие язычников с течением времени умножается более и более.

Беседы на псалмы. На псалом 91

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-16 «Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут»: «Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем». Симмах перевел так: стареясь будут еще приносить плод, будут тучны и цветущи, возвещая: «правдив Господь, ограждающий меня, и нет неправды в Нем»; потому что в будущей жизни, восприяв обещанное совершенство, принесут Богу тучный и обильный плод, песнословя правдивое Его определение. Сокровенное ныне домостроительство увидев тогда обнаруженным, и премудрости удивятся, и прославят правдивость. Старостию назвал Пророк совершенство; потому мы состаревшагося называем совершенным, а юнаго – несовершенным. Посему и Пророк старостию означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды, и для всех явною соделается Божия правда.

Евфимий Зигабен (†1118)

Еще умножатся в старости мастите.

Тучная старость есть глубочайшая и самая долговременная. Таковые, говорит, праведники и по великом устарении не ослабеют в успехах в добродетели, но еще более будут возрастать в добродетели, находясь в таком возрасте.

Слова Феодорита: Старостью назвал совершенство; ибо совершенного мы называем старым, а несовершенного—молодым. Итак, старостью выразил будущее совершенство, в котором произрастет многоразличный плод правды и правда Божия сделается известною.

И благоприемлюще (благообильны) будут.

Праведники, говорит, будут счастливы в будущем веке, т. е. будут наслаждаться и радоваться вечно.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

15. Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут.

Симмах перевел так: «Стареясь, еще будут приносить плод, будут тучны и цветущи». «Старостию, – говорит бл. Феод., – пророк означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды». «Сказано, – говорит св. Афан., – благоприемлюще вместо: блаженствуя, ибо им воздано будет благами, ихже око не виде, и ухо не слыша» (1Кор.2:9), т.е. в будущей жизни, где маститая старость или совершенство святых явится во всей славе.

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 14-15 Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут

Насаждены в дому Господни – здесь образ отчасти оставлен. Израиль имел место богослужебных собраний, мог приходить в дом Божий, в дворы Господни и там посредством молитв и жертв вступать в живую связь с Богом, утверждаться в ней и усвоять себе силы высшей жизни. Всякий благочестивый израильтянин был таким образом пальмою или кедром, насажденным на роскошной почве, в дому, во дворах Божиих; оставаясь верным своему назначению, каждый Иудей (равно как и весь народ) будет крепок (благоприемлюще будет) среди языческих народов и будет долго и долго существовать (в старости мастите). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 Праведник яко финикс процветет: яко кедр, иже в Ливане, умножится. Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут

Финикс, или финик, есть плодовое дерево из породы пальмовых деревьев, растущее в тропических странах, высокое, многоветвистое и вечно зеленеющее. Кедром называется другого рода дерево, также высокое и зеленое, в изобилии произрастающее на горах Ливанских, в Сирии. Оно отличается такою крепостию, что многие десятки и сотни лет не предается тлению. С деревьями того и другого рода сравнивается здесь праведник. Финик, или пальма, есть одно из самых прекрасных, прочных и плодовитых деревьев а потому это дерево издревле служило символом победы и божественной красоты. Таковы и праведники, в которых Господь проявляет Свою силу и славу на земле. С фиником праведник имеет сходство в том, что как финик весьма малою частию укоренен в земле, а все прочее имеет вне земли, так и праведник мало заботится о земле, а всю заботу его составляет небо, и как плод финика не похищается животными и птицами по причине высоты, колючести и недоступности, так и плод праведника, т.е. добродетель его, не похищается и не уничтожается врагами и злыми демонами как защищенная глубоким и высокотворным смирением; и как финик для достижения совершенства дерева требует долгого времени, так и праведник требует много времени для своего усовершения в добродетели. Ливанский кедр, можно сказать, есть царь между деревьями. Громадная вышина кедра, доходящая до 40 футов (около 120 м. – Ред.), всегдашняя зелень, величественный ствол, источающий благовонную и полезную смолу, необычайная крепость сего дерева, которую, по образному выражению Писания, сокрушить может один Бог (Пс. 28:5–6), – все это заставило в самой глубокой древности признать кедр символом Божественного величия и, вместе, образом величия и крепости сильных мира сего. С кедром праведник имеет сходство в том, что как кедр благовонен, негниющ, многоветвен и тенист, так и праведник благовонен добродетелями, не подвержен нравственной гнилости или развращению как очистившийся от всякой нравственной гнили и тления, от страстей и соблазнов, и многоветвист как рождающий многих сынов своим влиянием и живущею в нем благодатью Святого Духа. Далее о праведниках псалмопевец еще говорит, что они насаждени в дому Господни. Это, по объяснению св. отцов, значит, что праведники, как прекрасные деревья, финиковая пальма и кедр, растущие на Ливанских горах, глубоко пустив живые корни, крепко прилепляются к дому Господню, чтобы соединиться с Богом и войти с Ним в ближайшее общение. Здесь под домом Господним нужно разуметь всю совокупность соборной Церкви Божией, а под дворами Бога нашего разные отдельные, поместные Церкви, как части единой Вселенской Церкви. Посему насажденные в соборной Церкви и приносящие плоды будут процветать во дворах Бога нашего, т.е. в отдельных поместных церквах и собраниях верующих между всеми народами. Св. Василий Великий (в толковании на 28-й псалом) говорит, что под домом Господним, в высшем значении, можно разуметь еще небесное житие, а под дворами Бога нашего – те «многие обители Отца Небесного», о которых говорит Сам Господь Иисус Христос (Ин. 14:2). И затем, к блаженной участи праведников, псалмопевец присовокупляет: еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. «Старостию, – говорит блж. Феодорит, – пророк означил будущее совершенство, в котором возрастет во много крат умноженный плод правды» [6, с. 445]. «Сказано, – говорит св. Афанасий Александрийский, – благоприемлюще, вместо «блаженствуя», ибо им воздано будет теми благами, «их же око не виде, и ухо не слыша» (1Кор.2:9) [3, с. 306], т.е. в будущей жизни, где маститая старость, или совершенство, святых явится во всей славе.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible