Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
во вся́ дни́ на́шя возвесели́хомся, за дни́, въ ня́же смири́лъ ны́ еси́, лѣ́та, въ ня́же ви́дѣхомъ зла́я.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 13-15 Обратися, Господи, доколе? и умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая
Пророк говорит: по немощи естества, величие гнева, какое движет на нас грех, не выносимо, между тем, имеем нужду во вразумлении: да вразумит же нас лучше спасение посредством обращения, нежели наказание по грехам нашим. Потому обрати нас, Господи, ни мало не отлагая сего до времен благодати: ибо словом: «доколе» означает ускорение благодати. И продолжает: «умолен буди на рабы Твоя»; потому что примиришься не с чужими, но с собственными Своими рабами, потом, как сподобившийся уже благодати и увидевший оный свет, которым просвещается тьма блуждающих в жизни сей, и которым начинается день добродетельной жизни, говорит: «исполнихомся заутра милости Твоея, и возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся», потому что радость, почерпаемая в Тебе, последовала за временем, проведенным в унижении греха, и лета порока миновались. Так разумеем сказанное: «за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая».
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 14-15 Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая
Пророк еще не окончил молитвы, потому что она продолжается еще и в следующих стихах, но, тем не менее, как уже услышанный, изрекает настоящие слова, торжественно заявляя в них, что он исполнился милости Божией, т.е. получил ее в изобилии. Говоря, что исполнился «к утру», он указывает или на время воскресения Христа, совершившегося, как говорит Марк, «весьма рано» (Мк.16:2), или же на настоящую жизнь, в которой явился людям Христос – Божия милость. От Него мы исполнились множества благ, о которых радуемся и веселимся всякий день, подобно тому как случилось некогда народу иудейскому, который некоторое время господствовал, хотя потом попадал в руки врагов и рабствовал, о чем ты можешь найти много повествований в книге Судей. «Во все дни наши возвеселимся, (в награду) за дни, в которые Ты смирял нас, за лета, в которые мы видели злое». На какие дни указывает пророк, как не на те, несомненно, когда мы пребываем в рабстве идолам, когда Бог смирил нас, попустив служить созданиям собственных наших рук? Тогда мы видели много различных зол: не только хулили Творца, но не признавали и прав природы, так как приносили в жертву демонам своих сыновей и дочерей.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая
И здесь подобным образом переменено время; ибо Симмах и другие перевели: возвесели нас, то есть, вместо уныния дай веселие, и произведи перемену в настоящей нашей злой участи.
Евфимий Зигабен (†1118)
Возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая
Во вся дни наша возвеселихомся
Здесь также сказано возвеселихомся вместо возвеселимся. Во вся дни наша, т. е. постоянно. Ибо радости будущего века вечны и непрерывны.
За дни, в няже смирил ны ecи, леma, в няже видехом злая
Смирил Ты нас всяким злостраданием, которое постигает праведников. Злая же—это скорби и искушения.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 13–15 Обратися, Господи, доколе? и умолен буди на рабы твоя. Исполнихомся заутра милости твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни нашя возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая
Продолжает вышереченную молитву, и просит, дабы Бог, Который давно уже тяжкими казньми карает Свой народ, наконец преклонился на милость. Ибо хотя ежедневно и многоразличными образы давал Израильтянам чувствовать милость Свою, но самое странствование по пустыни, и удаление от обетованныя земли было жесточайшим наказанием, которое напоминало им, что они недостойны того блаженнаго наследия, которое обещал Бог отцам их. Притом вероятно, что и ужасная клятва, которую Бог изрекл на них, часто приходила им на мысль: не внидут в покой Мой, но телеса их истлеют в пустыни (Чис. 14:32). Нет сомнения, что припоминает здесь и ту жестокую работу, которую претерпели Израильтяне во Египте; и потому не неприлично оплакивает долговременную скорбь чрез оное слово: доколе? Следующия слова: обратися Господи, и умолен буди на рабы Твоя – означают прошение Пророка о возвращении прежния милости Божия ко Израильтянам. Ибо как Бог, по обыкновенному выражению Писания, отвращает лице Свое, когда отъемлет знаки благоволения Своего: так, напротив того, обращается, когда возвращает паки милость Свою.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Т.е. вознагради нас радостию и веселием за дни нашего плена, за те годы, в которые мы страдали и мучились. «И здесь, – говорит бл. Феод., – подобным образом переменено время: ибо Симмах и другие перевели: возвесели нас, т.е. вместо уныния дай веселие, и произведи перемену в настоящей нашей злой участи». С Евр.: «Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которыя мы видели бедствие».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-15 Обратися, Господи, доколе? и умолен буди на рабы твоя. Исполнихомся заутра милости твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни нашя возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая
Теперь Моисей молит Бога услышать молитву народа о милости, чтобы Господь наполнил их последующую жизнь своим благословением взамен тех бедствий, какие они пережили до сего времени.
В богослужении этот псалом употребляется на 1-м часе. Как вступление в Палестину было для евреев началом новой жизни, так восход солнца начинает собою новый день жизни человека: как тогда Моисей молился за слабых евреев перед Богом, так и в православном богослужении Церковь его словами молит Бога за благополучие верующего в наступающем дне, сознавая слабость его сил в деле устроения спасения.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 13–15 Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая
Краткая вообще речь в псалмах, здесь (в ст. 13) сокращена до такой степени, что в одном кратком предложении совмещаются две отдельные мысли, именно – пророк умоляет Бога отвратить от народа ярость гнева Своего и говорит: обратися, Господи, т.е. возврати нам прежнюю милость Свою; и затем словом доколе выражает вопросительно, по-видимому, ту же молитву: доколе будешь гневаться и наказывать нас? Услышь молитву мою и умилостивись над рабами Твоими (умолен буди на рабы Твоя). И затем, как бы вполне уверенный в силе своей молитвы и преисполненный надежды на скорую милость Божию, радостно взывает: утром, т.е. еще до утренней зари, мы уже исполнены будем милости Твоей, Господи, и тогда будем радоваться и веселиться. Это веселие наше будет непрестанным, постоянным: во вся дни наша возвеселихомся, т.е. как бы в вознаграждение за все предшествующее время наших скорбей и испытаний, за те дни и годы, в которые Ты смирял нас и наказывал, посылая нам бедствия, (лета, в няже видехом злая). Здесь выражения прошедшего времени: исполнихомся, возрадовахомся и возвеселихомся – поставлены вместо будущего времени: «исполнимся, возрадуемся» и «возвеселимся». Пророк Моисей говорит здесь о будущем как о прошедшем, как бы достигнув уже тех милостей, о которых только что молился.