Скрыть
Пра́вда предъ Ни́мъ предъи́детъ, и положи́тъ въ пу́ть стопы́ своя́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Правда пред ним предъидет. Сказав, что мысленная земля даст плод, научает, как даст его. Как же именно? Не под тем ли условием, что правда, предварив делающего благое на пути, ведущем в горнее, направит стопы его в шествии путем этим?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя

Отец Свое Слово, почему другие переводчики говорят: даст благого, потому что, как тебе известно, сам Христос сказал: «никто не благ, как только один Бог» (Лк.18:19). «И земля наша даст плод свой» – рожден­ную от Марии плоть. Так в образовании таинства Христова действовали и Бог и земля. «Правда», о которой пророк раньше ска­зал: «с небес… приникла». Божество идет впереди человечества, как и Аввакум говорит: пред лицом его предыдет слово (синод. «пред лицем Его идет язва») (Авв.3:5), и далее относительно человечества: и изыдет на поле при ногах его (синод. – «а по стопам Его – жгучий ветер») (там же). Что согласно со словами псалмопевца, который в за­ключение говорит: «пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои». Так Божество предшествует, т.е. направляет плоть свою на путь домостроитель­ства и исправляет стопы ее, чтобы она не подверглась никаким чело­веческим заблуждениям и обманам.

Беседы на псалмы. На псалом 84

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя

Конец псалма особенно ясно дает нам видеть, что предлагаемое в нем пророчество предсказывает общее спасение всех человеков. Ибо сказует, что Владыка, действуя по правде, подобно некоему водителю странных, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели, и собственными стопами соделывая оный для нас явным. А сию мысль подтверждает Сам Владыка, говоря, то Иоанну: «остави ныне: тако бо подобает исполнити всяку правду» (Мф.3:15), то ученикам Своим: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). При другом же случае, умыв ноги ученикам, между прочим сказал и сие: «Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель. Образ бо дах вам, да яко же творю, и вы творите» (Ин.13:14–15). Посему Сам Он первый шествовал путем правды, и пременил «стропотное в право и острое пути гладки» (Ис.40:4), и стал для нас путем, как говорит Сам Владыка: «Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин.14:6).

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Евфимий Зигабен (†1118)

Правда пред Ним предъидет

Под правдою разумеет всякую добродетель, свет которой, истекая от Христа, как светильника, показывал его людям.

и положит в путь стопы своя

Христос полагает стопы свои, т. е. ту стезю добродетелей, которою Сам ходил, полагает, говорю, для того, чтобы она составляла путь и христианам, по которому они и приходили бы к Нему. Или иначе: что предтеча Господень Иоанн, которого Давид называет здесь правдою, как соблюдшего всю законную правду и как праведно жительствовавшего, предшествовал Христу: «пошлю, говорит, ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь твой пред Тобою». Ибо он взывал: «приготовьте путь Господень, правы творите стези Его». Можно и иначе разуметь: что правда Христа, или Его божество, предшествует нам, т. е. прежде принятия плоти, как некий наилучший вождь. И поставил на путь стопы своя, по написанному: предзрех Господа предо мною выну (Псал. 15,8).

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Правда пред ним предыдет, и положит в путь стопы своя

Слово: правда – некоторые берут за праведнаго человека, толкуя так: праведник будет ходить пред Богом и дела свои располагать по правилам Его закона. Сей смысл хотя содержит полезное учение, но месту сему не приличен: да и нет никакой нужды так принужденно толковать имя правды. Пророк просто разумеет, что когда люди примирятся с Богом, то церковь иудейская так будет благоустроена, что правда повсюду предидет и займет все пути. Таким образом Пророк паки показывает верным, в чем состоит главное благополучие их, то есть, не в пище и не в питии, ниже в других земных вещах, но в правде, и в прочих вышепомянутых добродетелях. В самом деле, мы тогда только и различествуем от безсловесных скотов, когда не чрево насыщаем, ниже мирскими наслаждаемся удовольствиями, но когда восходим мыслию выше. Впрочем, когда говорит, что правда предыдет пред Богом, то сим означает, что правда имеет свое течение по расположению Бога, при содействии Коего полагает она в путь стопы своя, так как напротив того жалуется Исаиа, что правда не может там ходить, где она изгоняется явно (Ис. 59:14).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Пра́вда пред Ним предъи́дет, и положи́т в путь стопы́ своя́.

«Сим научает, – говорит св. Афанасий., – как мысленная земля (т.е. душа верующего) даст плод. Как же именно? Не под тем ли условием, что правда, предварив делающего благое на пути, ведущем в горнее, направит стопы его в шествии путем сим»? «Сказует, – говорит бл. Феод., – что Владыка, действуя по правде, подобно некоему водителю странных, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели, и собственными стопами соделывая оный для нас ясным».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-14 Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче: ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя

Такая искренняя молитва вселяет уверенность, что Господь ответит на нее удовлетворением просьбы народа, Господь изольет милости («мир») на всех праведных («избранным») пред Ним, на всех, сердечно обращающихся к Нему. Такими избранниками были все евреи по самому своему происхождению от Авраама, призванного от язычников, и по своему освобождению из плена, чем Господь выделил из ряда всех других народов. «Милость» - вообще милостивое отношение Бога к евреям, имеющее выражением удовлетворение предмета их молитвы; «истина» - истинное, благочестиво-покаянное и деятельное возрождение еврейского народа; (можно понимать под «истиной», как и понимают некоторые, верность Бога своим обетованиям об освобождении евреев из плена); «правда» - оправдание, прощение Богом грехов народа, «мир» - примирение с Богом, а отсюда и покойная, довольная и мирная жизнь. Эта «истина» на земле возникнет, появится среди людей, среди евреев, а «оправдание», очищение от грехов будет дано с неба Богом. Таким объединением «милости и истины», «правды и мира» обеспечится дарование всяких благ от Бога, обеспечится и плодородие земли. Оправдание («правда») всегда будет идти пред Богом, т. е. еврейский народ обещается быть верным Богу, почему эта милость Божия будет упрочена за еврейским народом («поставит на путь стопы свои» - будет твердо ступать, жить среди народа).

Такая полнота благ может быть дарована еврейскому народу под условием, если он «не впадет снова в безрассудство», за которое и был наказан пленом, т. е. не будет отвергать Господа, не будет оскорблять Его непослушанием Его заповедям, не будет устроять жизнь по своим только влечениям.

См. также Толкование на Пс. 84:11

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя Положит в путь стопы своя; одни изъясняют: (правда) поставит на путь стопы своя, т.е. стопами своими укажет путь, каким должны идти люди; по другому же толкованию: она поставляет свои стопы на путь Его стоп, т.е. она следует за Ним. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Правда пред Ним предидет, и положит в путь стопы своя

Разумея под именем земли (ст. 13) всех верующих, живущих на земле, которые, уверовав во Христа и сделавшись Его последователями, принесут спасительный плод добродетели, пророк говорит, что Господу, имеющему явить Свое благоволение к человекам (даст благость), будет предшествовать правда, правда пред Ним предыдет, т.е. Он будет всюду водворять правду. По мнению толковника Евфимия Зигабена, правдою псалмопевец называет здесь Предтечу Господня Иоанна, как соблюдшего всю законную правду и как праведно жительствовавшего [7, с. 677]. О нем сказано и то, что он «приготовит путь пред лицем Грядущего Мессии» (Мал. 3:1). А по сказанию евангелиста, он был «глас вопиющаго в пустыне: приготовые путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:2–3). А когда Он, Спаситель наш, придет, говорит псалмопевец, то Сам положит в путь стопы своя, т.е. те стези правды, по которым поступал и действовал Сам, положит, или сделает, нашею дорогою. «Он есть путь» (Ин. 14:6), и как Сам шел путем правды, того же потребует и от людей (Ин. 13:15). Псалом сей научает, что Господь Бог за грехи и беззакония людей строго наказывает их, но Он же и милостив бывает к тем грешникам, которые обращаются к Нему с раскаянием. По Своему безмерному человеколюбию Он всегда готов придти на помощь, которая особенно близка к боящимся Его. Это должно служить побуждением для каждого из нас быть достойными своего звания, быть истинными, а не по имени только, христианами. Для этого мы должны жить так, как научил нас Господь наш Иисус Христос. Он, по словам псалмопевца, стопы Своя положил на пути нашем, т.е. Своим учением и делами указал нам тот путь, которым мы должны шествовать в жизни. Этот путь есть путь правды и мира, и для всех, с верою в Бога идущих по сему пути, помощь Божия близка во всякое время: близ боящихся Его спасение Его, говорит псалмопевец.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible