Скрыть
Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Призри на лице Христа Твоего. Христом именует здесь народ, призванный в царское священие (1Пет. 2,9).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа твоего

Увидь, что мы нуждаемся в Твоем призрении; увидь, что язва не исцеляется средствами чело­веческими; увидь, что сосуд разбит. Мы тело Твое, не чужое. Итак, призри на нас. Но, говорит пророк, «призри на… помазанника Твоего», т.е. чтобы в лице Христа, в Сыне Отец призрел на всех нас, и чтобы благоволением Отца совершилось данное для нас таинство.

Беседы на псалмы. На псалом 83

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-10 «Господи Боже сил услыши молитву мою: внуши Боже Иаковль». «Защитниче наш виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего». О сем молится Пророк, издалека провидя спасение человеков, и умоляя Бога всяческих, чтобы прияв прошение, сподоблял всегда собственнаго Своего попечения спасенный народ. Ибо его-то и назвал лицем Христа. Так нарек его и божественный Апостол: «вы есте тело Христово и уди от части» (1Кор.12:27); и еще: «не может око рещи руце; не требе ми еси: или паки глава ногам, не требе ми есте» (1Кор.12:21).

Евфимий Зигабен (†1118)

Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа (помазанника) Твоего.

В сих словах заключается та молитва, о которой Давид прежде просил Бога, т. е. чтобы Бог услышал и посмотрел на лице христа своего, где христом, по словам Феодорита и Афанасия, называет каждого христианина, как облеченного во Христа: ибо вы, говорит, которые во Христа крестились, во Христа облеклись (Гал. 3,27), и Аввакум говорит: спасти помазанников Твоих Ты пришел (Ав. 3,13). Мы сказали о сем и в конце предисловия.

Слова Феодорита: О том, что здесь лицем называет христианский народ, потому что он есть тело Христово, как сказано: вы тело Христово. Исихий говорит: Сказал: воззри, поелику мы имеем нужду в Твоем воззрении; воззри, потому что рана человеческими врачевствами не прекращается; воззри, потому что сокрушенный сосуд—тело есть Твой, а не чужой: таким образом призри на лице Христа твоего, т. е. в лице Христа, чтобы чрез Сына и Отец непременно посетил нас и по благоволению Отца совершалось о нас таинство (в изд. своде).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 9-10 Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа твоего

Понеже многие мирские люди безразсудно и безуспешно мучат и изнуряют себя суетными желаниями, сего ради Давид благоразумно желания свои обращает к Богу. И первее просит просто, дабы Бог услышал его; потом, дабы кто не возмнил, что он отлучен от Церкви, предупреждает сию мысль, – присоединяется к верным, и с ними вместе препоручает себя покровительству Божию. Ибо, ежели бы не был членом Церкви, то не мог бы вообще и от лица всех сказать: Защитниче наш! И тотчас восходит выше, износя на среду царское помазание, которым Бог удостоил его чрез Самуила (1Цар. 16:12). Откуду обещает себе Божию милость: ибо по повелению Его помазан был в царя. А понеже ведал, что царство его было прообразовательное; то без сомнения тщился приобресть себе Божию милость посредством онаго Ходатая, Котораго лице на себе носил. Почему как бы так говорит: Господи, хотя я и недостоин, чтобы Ты на меня воззрел, но сего достойно то помазание, по которому возложил Ты на меня образ грядущаго Мессии. Из сих слов научаемся, что Бог не иначе примиряется с нами, как разве когда Христос на среду исходит, пред лицем Котораго весь мрак пороков наших исчезает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Защи́тниче наш, виждь, Бо́же, и при́зри на лице́ христа́ Твоего́.

«Христом, – говорит св. Афанасий., – именует здесь народ, призванный в царское священие». Тоже и бл. Феодорит. 

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего

Ты поставил меня царем, и поэтому должен защитить меня в праве моем.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице христа Твоего

Укрепляемый надеждою на милость Божию, псалмопевец, от лица изгнанного из Иерусалима царя, помазанника Божия (христа Твоего), усугубляет свою молитву к Богу, повторяя то же (ст. 4) обращение к нему (Господи Боже сил) и называя Его Богом Иакова, т.е. того патриарха еврейского народа, которому особенно покровительствовал Господь и от которого ведет свое происхождение весь израильский народ, так много облагодетельствованный Богом. Желая испросить особую милость Божию – возвращение свое в Иерусалим, к дому Божию, – псалмопевец напоминает Богу о Его прежних милостях и благодеяниях израильскому народу, чтобы таким напоминанием расположить Его к новым милостям; и для сего называет защитником израильтян, к которым причисляет и себя (защитниче наш) и упоминает о личности изгнанного царя и о помазании его на царство, как об особой, чрезвычайной к нему милости Божией. Умоляю Тебя, Господи Всесильный, как бы так говорит псалмопевец, услышь моление мое и не пропусти его мимо ушей (внуши). Ты ведь всегдашний наш (всего израильского народа) защитник, обрати же Твое внимание на Твоего помазанника (христа Твоего): помоги царю, приведи его снова в Иерусалим, чрез что и мне откроется доступ к месту богослужения, – чего я особенно желаю; тогда и мне возвратится возможность исполнять свое левитское служение – быть «стражем у порога храма» (1Пар. 26:1) и вместе с другими славословить Бога. Повторение однозначащих выражений: Господи Боже сил... Боже Иаковль: а также: услыши, внуши, виждь, призри – свидетельствует об усиленном напряжении молитвы к Богу.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible