Скрыть
Сегѡ̀ ра́ди слы́ша гдⷭ҇ь и҆ презрѣ̀, и҆ ѻ҆́гнь возгорѣ́сѧ во і҆а́кѡвѣ, и҆ гнѣ́въ взы́де на і҆и҃лѧ:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Этого ради слыша Господь, и презре, то есть замедлил не надолго, и как бы удержал благодеющую руку Свою.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля

Т.е. «обратился на гнев», как переводит Феодотион и переводчики пятого чтения. Почему же отвержение они поняли в смысле гнева? Не без причины, а потому, что с возбужденными гневом часто слу­чается, что они сбрасывают одежду, как бы спеша на мщение, а про­роки имеют обычай приписывать Богу человеческие черты, чтобы показать образ каждого Его действия. А что отвержением пророк дей­ствительно назвал быстрое движение гнева, – послушай дальнейшие слова: «и огонь возгорелся в… Иакове и гнев поднялся над Израилем». Так как Бог разгневался, то на возбудивших гнев вышел для наказания огонь.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 21-22 Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его

После закона Моисеева показано нам введение лучшего упования, которое может приблизить нас к Богу. Итак, по слову Иакова, «приближитеся Богу, и приближится вам» (Иак. 4:5). Но народ иудейский не восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко Господу, почему Давид сказал: «Гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его» (Пс. 77:21-22). Да и Сам Бог изрек также устами Исаии: «Людие сии устнами» любят Меня, «сердце же их далече отстоит от Мене» (Ис. 29:13).

Письма на разные темы. Агафону Декемврию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Исраиля». Посему-то, говорит Пророк, Господь всяческих вознегодовав умедлил дать им землю, обетованную отцам, и предал их всякаго рода наказаниям; но не вдруг послал на них пагубу, ожидая, когда умножится число детей их. О наказании огнем упоминают и писания блаженнаго Моисея. Потерпели же сию казнь, говорит Пророк.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сего ради слыша Господь и презре (отверг), и огнь возгореся во Иакове и гнев взыде на Израиля.

Хотя они и в сердцах своих искушали Бога, серцеведец услышал их, как если бы они говорили в слух. Слово презре (отверг) Симмах переводит словом разгневался. Ибо разгневанные обыкновенно отвергают свою одежду, т. е. раздеваются, приготовляясь к отмщению. С таким переводом Симмаха согласны и слова Моисея, что «Господь воздвигся гневом и воспылал в них огонь от Господа и пожрал значительную часть стана их». Иаковом же и Израилем называет происшедший от них народ.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 21-22 Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его

Слышание в Боге то же есть, что самое познание, взяв подобие от земных судей, которые не выслушав и не узнав дела, не осуждают преступника. Якоже убо рабов Своих слышит Бог, и молитвам их милостиво споспешествует, тако слышит и хулы нечестивых, и подвергает суду Своему. Сие испытали на себе Израильтяне. Но дабы не подумал кто, что тяжесть Божия гнева превзошла меру, сего ради Пророк паки описывает тяжесть греха, глаголя: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение его. Уповать на спасение Бога означает то же, что полагаться на Его отеческий промысл и верить тем обещаниям, в которых Он удостоверил нас. Израильтяне сему не поверили, и упования своего на Спасителя Бога не возложили: сего ради огнь возгореся на Иакова, и гнев взыде на Израиля. Отсюду заключаем, коль ненавистно и омерзительно Богу неверие, и коль любезна вера, и плоды ея коль сладки. Чего бо ради верные с кротостию покоряются Богу? Понеже удостоверены, что спасение их единственно от Него зависит, и что Он по милости Своей во всем полезном и нужном для них никогда не откажет им, и тако уповая, совершенно предаются воле Его. Убо вера есть корень истиннаго благочестия, которое научает от единаго Бога всего надеяться и просить, так как неверие есть источник роптания и непокорения воли Его. Почему и связь Пророческих слов клонится к тому, что тщетно хвалятся верою своею те, которые спасения своего от Него не уповают. Ибо где есть упование на Бога, там есть и спасения надежда, которая вину всех благ единому присвояет Богу.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля.

Т.е. поэтому, Господь, услышав такой ропот народа, презрел (С Евр.: «воспламенился гневом»), отверг его на время и умедлил дать ему землю обетованную» (бл. Феод.); презре, т.е. «замедлил не надолго» (св. Афан.); потому-то огнь гнева Божия возгорелся на Иакова и Израиля, – на все колена Еврейского народа. Впрочем, и в собственном смысле огонь начал истреблять край стана Еврейского, как только стали роптать Евреи. (Числ. 11:1).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля

Бог разгневался за такое неверие; дал Он, правда, для показания своей силы, то, что они желали, дал им чудесный хлеб и мясо в изобилии; но послание мяса крастелей Он в своем гневе употребил для погибели роптавших. Презре, т.е. народ; отверг, отстранил; ср. Пс. 88:39. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–22 Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его

В этих стихах пророк выразил гнев Божий на израильтян, а затем указал и причину этого гнева – их неверие в Божественный Промысл и во всегдашнее попечение Божие о них. Презре – от слова «презирати», или «презрети», значит: «пренебрег, оставил без внимания, отверг». Иаковом и Израилем здесь назван один и тот же израильский народ, по имени родоначальника его, патриарха Иакова, прозванного Израилем (Быт. 32:28). Уповать на спасение Бога значит то же, что полагаться на Его отеческий Промысл и верить тем обещаниям, в которых Он Сам удостоверяет нас. Израильтяне постоянно с недоверием относились не только к обетованиям Божиим, но и к очевидным для них чудесам Его. И вот, когда Господь услышал грубый ропот и недовольство израильтян и хульные клеветы их на Его промыслительные о них действия, то воспламенился небом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. Много раз израильтяне проявляли в пустыне ропот на Моисея и на Самого Бога и много раз были наказуемы за это Богом, но здесь псалмопевец указывает – надо думать – на тот случай, о котором говорится в книге Чисел (Числ. 11:1), где гнев Божий на израильтян передается в тех же выражениях, какие употреблены в настоящих стихах сего псалма.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible