Скрыть
Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Очи Его на языки призирают. На все обращает внимание, испытывает все, что ни делается. Преогорчевающии да не возносятся в себе. Кто же преогорчевающии? Не те ли, о которых сказано:сыне человечь, иди к дому преогорчевающему Меня (Иезек. 2,3), и: коль краты преогорчиша Его в пустыни (Пс. 77,40), и еще: не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании (Пс. 94,8)?

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Владычествующем силою Своею веком». Он имеет, говорит Пророк, негибнующую державу и безпредельное царство.

«Очи Его на языки призираете». Не о нас только печется, но промышляет и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе. Так, ясно предвозвестив о сем, а потому духовными очами провидя противящихся проповеди, со всею ясностию предрекает их и неверие и высокомерие.

«Преогорчевающии да не возносятся в себе». Феодотион назвал их уклоняющимися; Акила – отпадаюшими, но яснее выразился Симмах: непокоряющиеся да не возносятся в себе. Видим же и сего пророчества исполнение. Какие либо три или четыре эллина, оставшиеся в нечестии, высоко о себе думают, потому что не увлечены вместе с народом. Им-то внушает пророческое слово: «преогорчевающии да не возносятся в себе»; потому что раздражают они против себя правдиваго Судию и навлекают на себя справедливое наказание.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Все народы пред очами Господа как муравьи на муравейнике: Он видит все их дела, все их мысли и желания. Какое побуждение для человека-грешника не возноситься собою! Всесильный и праведный Творец в одно мгновение может сопхнуть его с земли и истребить, так что и имя его не помянется ктому.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Владычествующем силою своею (над) веком.

Там, говорит, то есть, в городе Иерycaлиме, в который идем, будем духовно радоваться о Боге. Под силою Божиею мы разумеем беспредельное и непобедимое могущество Его; а владычествует Бог и над настоящим и над будущим веком, как имеющим бесконечное и далее всех веков простирающееся царство.

Афанасий согласно с Кириллом говорит: Там воцаримся со Христом, когда Он будет царствовать над новым веком, И там возвеселимся о Нем, ибо там Он отрет слезу нашу, там освободит от всякой печали. Слова Феодорита: Там возвеселимся, т. е. при Иордане, как язычники при Божественной купели; ибо и тогда разделился Иордан для народа, и теперь тот же Иордан, приняв Творца и Зиждителя всех, одевает людей спасением.

Очи Его на языки призирает.

Очи, говорит, Божие призирают на народы, потому что Он имеет принять их в наследство и усвоить Себе чрез веру. Итак, знай, иудей, что Бог отнял от тебя посещение свое и обратил оное на народы.

Слова великого Афанасия: Под очами Божиими должно разуметь Апостолов, а под огорчающими иудеев.

Преогорчевающии да не возносятся в себе.

Преогорчевающими здесь называет иудеев, как постоянно роптавших и противоречивших Богу. Пусть иудеи, говорит, не возносятся в самих себе, и не говорят, что, будто, их одних знает и любит Бог, потому что они огорчили Бога. И пророк Иезекииль называет евреев домом огорчающим: не убойся, говорит, лица их, ибо дом огорчающий они (Иез. 3,9). Те же евреи называются огорчающими и в другом отношении, как давшие в пищу Владыки Христу горькую желчь, и во время жажды Его напоившие Его уксусом, смешанным с горькою смирною. Слова пророков загадочны и темны по тем причинам, о которых мы сказали в главе 12-й предисловия сей книги. Читатель, можешь называть еще огорчающими и неприятельские народы и демонов, имея посетителем и промыслителем своим Бога.

Слова Феодорита: Оставшиеся в нечестии еллины много о себе думают, что они не увлеклись множеством. Им то пророческое слово утверждает повеление: Огорчающие пусть не возносятся в себе, ибо они огорчают против себя праведного Судью и привлекают на себя праведное наказание.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Слово век у Евреев берется иногда за вечность, а иногда за строение мира, сущаго в веке сем: в каком разуме положено и здесь, для означения, что Бог силою Своею не токмо создал мир, но и содержит его во власти Своей, и вся сущая в нем. Куда относится и следующий за сим член: очи Его на языки призираете. Ибо хотя во время людей, живших под законом, престол Свой поставил в одной токмо Иудее, но промыслом Своим всегда всем миром управлял. Особенное преимущество, которым удостоил Он сынов Авраамлих по силе Своего завета, не воспрепятствовало, чтоб не простерл Он взора Своего и на прочих народов, дабы хранить и питать их. А что Бог печется и о языках, сие доказывает тем, что и там не избегают казней люди беззаконные и преогорчевающие Бога. Ибо хотя и многое является смешение в мире, однако Бог никогда не терпит, чтобы судьбы Его совершенно сокрыты были от очей людей: Он проявляет некоторые знаки их, и притом весьма ясные, да преогорчевающии не превозносятся в себе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе.

Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории

Господь вечен, вечна и несокрушима сила Его господства над всеми народами.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

владычествующем силою своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Преогорчевающии – язычники, не признавшие Его Богом и Царем и тем огорчевавшие; в себе, в душе своей; с евр. «против себя», во вред себе.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Владычествующем силою Своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе

Слово владычествующем относится к предыдущим словам: возвеселимся о Нем, т.е. о Боге, Который владычествует, или, что то же, всемогущею силою Своею властвует, как Домовладыка Промыслом Своим управляет всем миром и во все века (веком). Очи Его на языки призираете, т.е. очи Господни обращены на весь мир, зрят на все народы земные. «Не о нас только (иудеях), – говорит блж. Феодорит, – печется, но и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе» [6, с. 299]. И далее, провидя духовными очами языческих царей и правителей, упорно не признававших Его Богом и Царем вселенной и противившихся евангельской проповеди, со всею ясностью предрекает их неверие и высокомерие, сказав: преогорчевающии да не возносятся в себе.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible