Скрыть
Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

И семя его наследит землю; разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю. Соделаются же они семенем мужей добрых, под которыми разумеет рожденных по Богу.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 12-13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

Отсюда начинает Пророк наставление, предлагает полезный совет, и боящимся Господа обещает всякое о них промышление. И поелику много различных родов жизни благочестивой, жизнь монашеская и обшежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь частная и военная, царственная и промышленная, мореходная, земледельческая и другие многие и разные роды жизни; в каждом же роде жизни можно угождать Богу: то не без причины изрекло пророческое слово: «кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи», то есть, в том роде жизни, какой решился человек проводить, даст ему приличные и сообразные законы. Так божественный Иоанн Креститель вопрошавшим мытарям, что им делать, советовал, не брать больше установленнаго, и воинам – никого не обижать, довольствоваться оброками, то есть, определенною пищею (Лк.3:12–14). Так божественный Апостол предписал в отношении друг к другу законы рабам и господам, детям и родителям, мужьям и женам (Еф.6). Посему исполнившим сии законы пророческое слово обещает и наслаждение души благами, и благословение семени. Ибо «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю». И поелику чадородие и то, чтобы оставить по себе наследников, всего вожделеннее Иудеям, а тоже самое желательно и ныне избирающим жизнь общественную; то Пророк побуждает с сего восходить к деланию добродетели.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 12-13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

Боящимся Бога Господь помогает идти по благому пути, который они избрали: Он просвещает их ум и совесть для того, чтобы они уразумели и усвоили себе законы Господни. Следствием богобоязненности или исполнения заповедей Божиих для души нашей бывает внутренний мир и чистая, святая радость, так что душе человека богобоязненного бывает очень хорошо, благо: душа его во благих водворится. Так как человек богобоязненный есть верный слуга Творца мира и всех людей и споспешествует намерению Божию распространить верных, любящих чад Божиих, наследников Царствия Небесного, то Господь умножает от него потомство на земле, так что от множества иногда нельзя и сосчитать его: и семя его наследует землю.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

Душа его во благих водворится

Душа, говорит, боящегося Господа, по выходе ее во время смерти из тела, очутится среди тех благ, которых не видело око человека и не слышало ухо, как говорит Павел.

И семя его наследит землю

У Евреев вожделенным предметом было деторождение. Посему здесь Давид поощряет людей к страху Божию обещанием деторождения, как бы говоря так: боящиеся Бога будут иметь много детей, которые будут наследниками земли и вообще всего имущества, принадлежащего их родителям. Можно разуметь здесь и умственное семя—учение и учащихся оному учеников. В сем отношении Давид говорит, что спасется не тот, который просто боится Господа, но дети по духу и ученики Его наследуют землю кротких.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.

Сие есть второе благополучие человека, боящагося Бога, которое состоит в том, что душа его, – то есть, человека, боящагося Бога, – во благих водворится, сиречь, насладится благими не на краткое время, ниже на несколько минут, но продолжительно, постоянно и твердо. Сие изречение весьма справедливо, любящим бо Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28): и потому человек, боящийся Бога, всегда наслаждаться будет благими. Ибо счастие ли будет благоприятствовать ему, он насладится благоденствием: несчастие ли постигнет, он насладится благом терпения, и упованием великия награды, ожидающия его в царствии небесном. Таким образом, всегда будет благополучен и не токмо сам во благих водворится, но и сынове его по нем наследят землю, то есть, мирно и спокойно поживут на земли, и никто им зла не причинит. Ибо, как сказано выше, любящим Бога вся поспешествуют во благое. Почему и самыя скорби обратятся в радость.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.13   Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.
 

Т.е., кто боится Господа, тот имеет Господа наставником, Который указывает ему верный путь жизни или, по бл. Феод. – в том роде жизни, какой решился человек проводить, Господь даст ему приличные и сообразные законы; душа его водворяется во благих, т.е. спокойно и постоянно наслаждается благами; семя его наследит землю, т.е. получает благословение потомства. По св. Афан., пророк здесь «разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-14 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся его, и завет его явит им

Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. - «Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им», т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

Душа́ eго́ во благи́х водвори́тся, и се́мя eго́ насле́дит зе́млю 

И тогда „не только сам он во благих водворится, но и сынове его по нем наследят землю, то есть – мирно и спокойно поживут на земле, и никто им зла не причинит (Рим.8:28). Почему и самые скорби обратятся им в радость. Однако стих этот принят церковью в число заупокойных прокимнов, и смысл этот ближе отвечает тексту первой половины стиха 13-го.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю

Если есть человек, боящийся Господа, как бы так говорит пророк, то пусть знают, какие воздаяния ему обещаются. Во-первых, Сам Господь укажет ему в Своем законе правила, как проходить тот путь, который он избрал, или, что то же, как проводить тот род жизни, который ему предназначен. В жизни человека различны бывают состояния, или так называемые роды жизни и соответственные им звания; таковы, например, звания и состояния: городское, сельское, воинское, купеческое, крестьянское, духовное, монашеское, мирское и проч. Каждому человеку или по рождению и воспитанию предназначено то или другое звание и состояние, или он сам избирает таковое по своему изволению. И для каждого из этих состояний есть особые законы и правила, основанные на законоположениях Божественных. Человек верующий и боящийся Бога, руководствуясь в своем образе жизни указанными ему правилами и законами, идет, значит, по пути, узаконенному Богом. И наоборот, человек, нарушающий правила и законы своего звания, уклоняется от истинного пути, указанного ему Богом, и тем самым обнаруживает недостаток страха Божия или совершенное безверие. Во-вторых, душа благочестивого и богобоязненного человека исполнится благ, будет наслаждаться благами беспрерывно, – во благих водворится, т.е. будет пребывать, жить среди благ, которые уготованы «боящимся и любящим Бога» (1Кор. 2:9). И не только будущими благами будет наслаждаться душа боящегося Бога, но и в настоящей жизни она не лишится благоденствия. Радость ли, утешение пошлет ему Бог – он с благодарностью будет наслаждаться ими, или, наоборот, попустит на него скорби и горести – он перенесет их с терпением и также с благодарностью в уповании и ожидании будущего воздаяния. Следовательно, в том и другом случае он благодушествует: любящим Бога, по слову апостола, «вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28), и самые скорби обращаются в радость. В-третьих, не только сам боящийся Бога будет благополучен и во благих водворится, но и семя его наследит землю, т.е. потомство его будет пользоваться правами благословения Божия, данного Богом Аврааму и его потомкам, или, что то же, будет жить на земле спокойно, и никто не причинит ему зла.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible