Скрыть
Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 25-26 Даяй пищу всякой плоти. Попечительность человеколюбивого Бога простирается не на людей только благочестивых, но даже и на бессловесных, потому что каждому дает сообразную пищу. И пророк промышление Его распростирает от чудес на небе до самомалейших тварей на земле. Отсюда же снова восходить на небо; почему, сказав: всякое плоти, присовокупил: исповедайтеся Богу небесному. Бог, будучи Творцом всего, по преимуществу называется небесным, потому что служат Ему живущие на небе; так как область эта чиста от греха.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Исповедайтеся Богу небесному: яко в век милость его

Доказав промышление Божие о всем, прибавил: «исповедайтесь Богу Небесному, ибо во век милость Его», потому что из сказан­ных явлений открывается и то, что Он есть Господь всего, и горнего и дольнего, и на все простирается Его промышление и попечение.

Беседы на псалмы. На псалом 135

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Исповедайтеся Богу небесному: яко в век милость Его». Бог есть Бог всех; потому что Творец всего, но собственно именуется Богом небесным; потому что служат Ему на небе обитающие Ангелы, и страна эта чиста от греха.

Евфимий Зигабен (†1118)

Исповедайтеся Богу небесному; яко в век милость Его.

Благодарите, заключает, Господа Бога и Творца и Владыку неба. А когда Он Творец неба, то, без сомнения, и земли. Или сказал: небесному, потому, что Бог называется живущим на небе. Мы можем приложить как этот, так и предыдущий псалом и к себе, и побуждать друг друга благодарить Бога, различно благодетельствовавшего древнему своему народу и низлагавшему врагов своих и произведшему все выше упомянутые чудеса.

Феодорита: Итак, Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от грехa. Итак, за все, говорит Златословесный, станем воздавать Богу благодарение за общие и за частные блага; сия то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость.

Если же сей псалом станем изъяснять в высшем значении, то Иаковом и Иерусалимом можно назвать новый—избранный христианский народ, а Египтом—нечестие и грех; знамениями и чудесами среди оного—чудеса, произведенные Христом, Апостолами и прочими святыми; фараоном—диавола, а рабами фараона—бесов и людей служащих бесам. Далее пораженными и сокрушенными многочисленными народами можем назвать полчища бесов; а Сионом и Огом—самого сатану и второго по сатане; ханаанскими царями —греховные власти. Под землею их, данною новому Израилю, можем разуметь те местa, в которых прежде господствовали демоны, и из которых после изгнаны; под домом Израилевым вообще весь христианский народ; под домом Аароновым—архиереев и священников, а под домом Левииным—диаконов; под боящимися Господа—добродетельных и праведных. Далее под именем Сиона—Церковь Христову; под первородными египетскими—более усладительные и приятнейшие страсти, каковы особенно плотские, или то, что особенно вожделенно для бесов, как и первородные дети вожделенны для родителей. Под Чермным морем можем представлять сладость и горечь нечестивых учений, которыми окружаются и потопляются неверные и нечестивые; под пустынею—неплодство заблуждения, которое пройдя и от которого освободясь благочестивые христиане достигают плодоносной истины. Там же под смирением мы должны понимать наше смирение христианское, не только против воли причиняемое нам искушениями, но и добродетельное, т. е. добродетель смирения, совершаемую свободным нашим произволением.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 23–26 Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его: даяй пищу всякой плоти: яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному: яко в век милость Его

Говоря о смирении, пророк разумеет здесь не личное чье-либо смирение, а указывает вообще на уничижение всего народа израильского, всех потомков патриарха Израиля, которых египтяне обратили в рабство.

И словом нашем указывает не на современное ему состояние народа, а на связь свою и происхождение от тех предков, которые чудесным образом изведены Богом из Египта. Пророк говорит здесь (по пер. с евр.) так: «Господь вспомнил нас в унижении нашем... и избавил нас от врагов наших, ибо милость Его вечна». И Сам Господь говорил пророку Моисею при купине: «Я увидел страдания народа Моего в Египте... Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян» (Исх. 3:7–8). Вот это и значат слова псалмопевца: во смирении нашем помяну ны Господьи избавил ны есть от врагов наших. В следующих словах пророк дает понять, что Господь Бог имеет попечение и оказывает Свои милости не одним израильтянам, но и другим народам, и не только народам, но и всякой плоти дает нужную пищу; а потому все, без различия, должны приносить хвалу и благодарение Богу, как пользующиеся благополучием, так и находящиеся в бедах и несчастиях, как люди, так и все животные, всякая плоть.

По словам св. Иоанна Златоустого, «Господь дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам, и нечестивым, и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии» [7, с. 1067].

А по словам блж. Феодорита, «Он доставляет пищу не людям только, но и бессловесным, соответственную природе каждого, как сказано: «Воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» new:mf:06:26|(Мф. 6:26). Посему Промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней» [7, с. 1067; 6, с. 664]. В заключение всего псалма, пророк убеждает воздать благодарность Богу, как Творцу и Владыке неба, – Богу Небесному, имеющему престол Свой на небесах.

По словам того же блж. Феодорита, «Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от греха» [7, с. 1068]. И так «за все, говорит св. Иоанн Златословесный, – станем воздавать Богу благодарение, за общие и за частные блага; сия-то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость» [7, с. 1068].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible