Скрыть
Па́мѧть сотвори́лъ є҆́сть чꙋде́съ свои́хъ: млⷭ҇тивъ и҆ ще́дръ гдⷭ҇ь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Милостив и щедр Господь. Древле чрез пророков Своих обетовал Он сотворить чудеса во время домостроительства, и захотел привести в исполнение чудеса сии. Какие же чудеса обетовал Он? Не те ли, что тогда отверзутся очи слепых (Ис. 35,5) и совершатся прочие знамения? Даже не только сии, но и призвание всех народов, которое и привел в исполнение словом и делом.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь

Что значит: «памятными соделал Он чудеса Свои»? Он никогда не переставал, говорит, творить чудеса. Это и значит: «памятными соделал Он чудеса Свои», т.е. не переставал, не оставлял в каждом поколении тво­рить чудеса и пробуждать людей грубых чудесными действиями. Человек высокого ума и любомудрый не нуждается в знаме­ниях: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Но так как Бог печется не о них только, а и о людях грубых, то почти в каждое поколение Он не перестает творить чудеса. Вся видимая природа есть достаточное чудо, но желая возбудить многих от беспечности среди такого зрелища, Бог совершал много дивных дел, и частных и общих, как например потоп, смешение языков, погибель Содома, события с Авраа­мом, Исааком, Иаковом, в Египте, при исходе евреев, в пустыне, в земле Палестинской, в Вавилоне, по возвращении из плена, при Маккавеях, после пришествия Христова и во время Его пришествия; также события, продолжающиеся доныне, каковы: падение Иерусалима, создание Церкви, проповедь распро­странившаяся повсюду, усилившаяся от волнений, умножившаяся от препятствий, сонмы мучеников, и все прочее. Много чудес можно видеть и в частной жизни, и в домах, и в городах.

«Милостив и щедр Господь». Сказав о благодеяниях Божиих, оказанных по­средством чудес и дел, о попечении об нас, пророк еще усиливает речь, объясняя, что Бог, совершивший столь мно­гие и столь великие дела спасения людей, всеми способами на­ставлявший их и руководивший к богопознанию и высокому любомудрию, устрояющий жизнь их, делает это не по долгу, – здесь действует величайшая благодать Его, – но по милости и человеколюбию, не потому, чтобы Он сам нуждался в них, но единственно по благости Своей.

Беседы на псалмы. На псалом 110

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 4-5 Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся его: помянет в век завет свой

Бог, создавший все по благости Своей, обо всем промышляет, взирая не на достоинство того, о чем промышляет, но по Своему избранию и дарует всякое благо. Посему взирающим на Него и пищу дает по милости и щедрости. И сие то значит сказанное Псалмопевцем: «милостив и щедр Господь: пищу даде боящимся Его» (Пс. 110:4-5).

Письма на разные темы. Пресвитеру Сократу

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Память сотворил есть чудес Своих». Поелику явно совершил гибель врагов, а сие же самое творил и при предках, то скрыв под водами Египтян, то воздеянием рук Моисеевых поразив Амаликитян, и чрез Иисуса Навина сокрушив Хананеев и иные народы; то наказание врагов Пророк назвал напоминанием чудес: то есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением, и напомнил нам, что совершил Ты при наших предках.

«Милостив и щедр Господь». «Пищу даде боящимся Его». Слово «пищу» другие переводчики заменили словом: добычу. То и другое верно; потому что Иудеи, как на готовую добычу, устремились на богатство врагов, и принесли оттуда обильную пищу.

«Помянет в век завет Свой». Симмах же перевел так: добычу дал боящимся Его, памятуя вечный завет Свой; потому что хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага.

Евфимий Зигабен (†1118)

Память сотворил есть чудес своих.

Выражения: вспомнил и на память привел Себе и подобные сим, пророки многократно, как мы сказали в других местах, принимают в отношении к действию Божию. Итак, Давид говорит, что Господь производит чудеса и не престает чудодействовать во всяком роде, чтобы чрез сии чудеса привлекать грубейших людей к познанию Его. Такие чудеса Он произвел во время потопа, слияния языков, сожжения Содома, во время Авраама, и во время Исаака и Иакова. Таковые совершил в Египте при исходе евреев из Египта, в пустыни, в земле обетованной, в Вавилоне и, по освобождении из Вавилона, во время Маккавеев. Таковые производил и в пришествие Христово и, по пришествии Христовом, во время Апостолов, мучеников и других святых и доныне производит таковые чудеса вообще частно, в домах, городах и, по выражению Златословеснаго, в каждой части мира.

Слова Аполлинария: Христос на память приводя Себе предсказанные в древности пророками события, то, что было предсказано, исполнял самым делом. Ибо они предсказывали Божиим Духом, пророчествуя о тех чудесах, которые имели быть пропроизведены Им. Так Исаия говорит: и будут знамения и чудеса в доме Израиля (Ис. 8,18). По словам Феодорита, быть может, говорит и царь Иосафат, что Бог привел Себе на память древние чудеса, бывшие при наших предках. Ибо новою и в наше время бывшею победою Он напоминал нам победу Его над египтянами посредством воды, воздвижением рук Моисеевых, поражение амаликитян и совершение других чудес и тех славных чудодействий, которые у неверных почитаются ложными, ты (говорит) сделал несомненными.

Милостив и щедр Господь.

Здесь учит, что Господь, который производит вышесказанные чудеса, милостив и щедр; ибо Он творит их, потому что, будучи милостив и сострадателен к людям, желает им вечного спасения.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


В псалме 110: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс.110:4-5). Но что это за пища, которую Бог дал боящимся Его? Обычна ли она, та, которая в изобилии и у не боящихся Его? Что это за пища, благодаря которой хранится память о чудесах Всемогущего Бога? Поистине не иная, как только та, что таится в Святой Евхаристии под видом хлеба и вина, то есть истинное Тело Христово и истинная Кровь Христова. Здесь средоточие удивительных дел Божиих. Это Божественная пища в память и воспоминание о чудесах Божиих, сотворенных в Ветхом и Новом Завете. Подумай над тем, что я сказал, и увидишь истину.

ВО-ПЕРВЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном сотворении Богом мира сего. Если Господь Бог обладает силой произвести из небытия в бытие всю тварь, то почему не может под видом хлеба и вина дать Свое Тело и Кровь? Если из не-сущего Бог сотворил сущее, то тем более он может сущее изменить в сущее, то есть может существо хлеба и вина изменить в существо Своих Тела и Крови.

ВО-ВТОРЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном дереве жизни в раю. Если же райское дерево обладало такой силой, что могло сделать бессмертным человека, вкушавшего его плоды, то тем более наше, под Евхаристическими видами утаенное, может дать человеку бессмертие, по неложному слову Христа: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин.6:53-54).

В-ТРЕТЬИХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесной огнепальной купине. Как тогда огонь соединялся с неопалимым древом купины, так и в Евхаристии огонь Божества соединяется с Плотью Человеческой Христа, под видами хлеба и вина укрытый, как листвой. Однако и купина не сгорает, и листва Евхаристических видов не истлевает. И как тогда был глас Божественный из купины к Моисею: не подходи сюда: сними обувь твою с ног твоих (Исх.3:5), так и здесь, желая приступить к этому страшному Таинству, человек должен снять сапоги страстей, порока, неверия и человеческого суемудрия, чувствуя происходящее.

В-ЧЕТВЕРТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном ковчеге, сделанном из негниющего дерева. На нем был жертвенник, осеняемый херувимами, между которыми восседал Бог. И поэтому Израильтяне поклонялись этому ковчегу, как подножию Божию. По слову псалма: поклоняйтеся подножию ног Его, ибо свято оно! (Пс.98:5). О том, какие еще чудеса произошли от этого ковчега, сказано в Священном Писании: с ним Израильтяне перешли Иордан по суху; с ним ниспроверглись стены Иерихонские, внезапно павшие от одного только прикосновения его к ним. Память обо всех этих чудесах хранится Богом в предивном Таинстве Евхаристии. Это ковчег Тела Христова, ковчег Завета, ковчег негниющий (чтобы никто не видел его тления). От этого ковчега с нами происходят все блага. Этот ковчег невидимо осеняют херувимы. Ему, как ковчегу Божества, и мы поклоняемся с верой и любовью. С этим ковчегом от трудов мира сего идем в обетованную Небесную землю. С ним переходим Иордан скоротечной земной жизни. С ним разрушаем Иерихонские стены вражьих наветов. Тот, кто недостойно прикасается к этому Божественному ковчегу, в осуждение себе ест и пьет Тело Господне, не задумываясь об этом, по слову Апостола.

В-ПЯТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесной манне, о которой можно сказать много славного. Ибо манна была хлебом Ангельским, сделанным Ангелами, посланным с небес, невидимо снисходящим в ночи, вместе с нисходящей росой, насыщала она, как хлеб небесный, каждого, кто хотел есть. И когда люди собирали манну, ее хватило всем, несмотря на то, что кто-то собрал ее больше, а кто-то меньше. Все это они получают в Евхаристии, которая есть хлеб Небесный, хлеб Ангельский, благодаря служению тех, кого Апокалипсис называет Ангелами (Откр.2 и Откр.3). Невидимо он снисходит с небес, и видеть его можно разве под покровом веры (соделал тьму покровом Своим (Пс.17:12)), снисходит же с ним вместе и роса Божией благодати, орошающая и оплодотворяющая душу. Когда Израильтяне пришли в землю обетованную, манна перестала им посылаться, ибо была пищей путешествующих. Прекратится и Евхаристия, когда придем в Небесную обетованную землю. Сейчас она дается нам на время нашего путешествия в пустыне жизни и мира сего.

Насколько сладок вкус этого хлеба Небесного и как он подается не в избытке и не в недостатке, об этом скажем позже.

В-ШЕСТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о благоухающих Богу жертвах Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека. Все они были предначертанием этого Божественного Таинства. Также в этой святейшей пище Бог сотворил память о пасхальном Агнце, камне, источающем воду, огнеоблачном столпе, хлебе, прикатившемся к полку Мадиамскому, хлебе, принесенном Ангелом Илии, которым он подкрепился, поднявшись на гору Хорив. Ибо все эти чудеса содержатся в Таинстве Евхаристии прообразовательно. Но перейдем дальше к Новому Завету.

В-СЕДЬМЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном и непостижимом для ума зачатии и воплощении Христа. В зачатии Христа Бог Слово стал Плотью и вселился в нас. В Евхаристии также Бог Слово через Плоть посредством причастия вселяется в нас. Там невидимое и невместимое Божество соединяется с Человечеством во утробе Марии. Здесь также невидимое и невместимое Божество с Человечеством вмещается во утробах наших. Там действием Святого Духа Пречистая Девичья Кровь превращается в Плоть Христову. Здесь также по наитию Святого Духа Евхаристический хлеб прелагается в истинное Тело Христово. Там при зачатии не повреждается Девство. Здесь при пресуществлении остается неизменным вид хлеба и вина. О чудесное Таинство Евхаристии! В нем Бог сотворил память о зачатии и воплощении Спаса.

В-ВОСЬМЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном Рождестве Христовом, происшедшем в Вифлееме. Что означает Вифлеем? Это слово на языке Иудеев означает «дом хлеба». Тот, Кто там родился, говорит о Себе: Я хлеб живый, сошедший с небес (Ин.6:51). Там Его положили в ясли, там Ему поклонились Ангелы, цари, пастыри, животные. Там впервые явился в новом образе Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф.1:23). В память об этом Святая Церковь ежедневно совершает Евхаристическое действие. Что такое Православная Церковь, как не Вифлеем, то есть Дом хлеба, сошедшего с Небес? Что есть алтарь, или престол, как не Божественные ясли, в которых положили Богочеловека? Что такое покровцы, как не пелены? В данном случае поистине Богочеловеку поклоняются невидимо Ангелы и видимо цари, пастыри, праведники и грешники, будто скоты несмысленные. Поэтому Христос многократно и чудесно является в Евхаристии в образе младенца.

Об этом увидите ниже.

В-ДЕВЯТЫХ: В этой сверхъестественной пище Бог сотворил память о приношении в Церковь Младенца Христа, родившегося от Девы Марии, когда Она передала благословенный плод чрева своего в объятия праведного Симеона и Анны Пророчицы. Не это же ли происходит и в Святейшей Евхаристии, когда священник, как Симеон, приходит, движимый духом, в Церковь и пестует на своих руках этот бесценный дар, и когда благочестивая душа, как Анна, принимает Тело Христово с умилением и неизреченной радостью, возглашая: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко (Лк.2:29).

В-ДЕСЯТЫХ: Эта непостижимая Божественная пища побуждает вспомнить о боголепном Преображении Христа. Чудно поистине Преображение Христа и в Евхаристии, в которой Его одежда имеет вид Евхаристического хлеба, а лицо Его, светлее солнца, скрывается облаком пшеничной муки. Здесь Моисей и Илия свидетельствуют: Закон и Пророки описали это чудесное Таинство. Фавор есть Церковь Божественная, Гора Божия, Гора Тучная, в которой благоволил жить Бог. Это Таинственное Преображение происходит ежедневно, и если кто хочет взирать на него любопытными глазами суемудрия, помрачается и падает. Только Петру, Иакову и Иоанну, первейшим Апостолам, было дано полностью наблюдать, понимать и видеть это сверхъестественное Преображение. Только глаза, просвещенные верой, могут взирать на это Таинство. И только те, кто приступает к этому с верой, могут сказать вместе с Петром: Хорошо нам здесь быть (Мф.17:4). И только те, кому неверие не заграждает уши, могут слышать душевным слухом голос Отца Небесного: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1:11), и Его слушайте».

В-ОДИННАДЦАТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о страданиях и смерти Христа Бога нашего, Который, идя на добровольную и приснопамятную смерть за жизнь всего мира, установил это Таинство и заповедал ученикам Своим, говоря: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). То есть, в воспоминание искупления, происшедшего страданием и смертью Христа. Об этом говорит и Апостол Павел: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете (1Кор.11:26). И что образует алтарь, или престол, на котором приносится эта Бескровная Жертва? Образует Крест, на котором тоже Жертва, но Кровная, была принесена за грехи всего мира. Что знаменует иерейское облачение? Знаменует оскорбления, нанесенные Христу. Почему Тело и Кровь Христа освящаются раздельно? Потому, что этим разделением вспоминается смерть Христа, при которой Его Кровь отделилась от Тела. В Евхаристии мы снова приносим Богу Отцу Кровь Сына Его, которая говорит о более высоком, чем кровь Авеля, так как последняя просит отмщения, а Кровь Христа – прощения: «Отче, отпусти им». Снова приносим Иосифову ризу, обагренную кровью, и говорим: «Защитник наш, Боже, посмотри и увидь окровавленное лицо Твоего Христа. Посмотри и узнай ризу Сына Твоего, Которого растерзал жестокий зверь».

В-ДВЕНАДЦАТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о Воскресении, Вознесении и Втором Пришествии Христа, Бога нашего. Поэтому священник при освящении Даров, на Трапезе Святой предлежащих, со умилением произносит: «Вспоминая эту святую заповедь (Сие творите в Мое воспоминание Лк.22:19) и все, что произошло ради нас. Крест, Гроб, трехдневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную сидение, Второе и славное новое Пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносим».

Из всего сказанного до сих пор всякий видит, что Евхаристическая пища есть собрание чудес Божиих, о которых говорилось выше, и память о них, по словам из псалма: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс.110:4-5). Но можно ли все это отнести к обычному хлебу, который предлежит на кальвинской трапезе только в качестве образа, всякий рассуди и беги далеко от еретического лжесловия, как от жесточайшей погибели.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Для Христа Бога нашего благодарить не является обычным делом, разве только в желании сотворить нечто чудесное и сверхъестественное, и благословлять неодушевленные и бесчувственные предметы, разве только желая явить ими некое чудо, о котором можно узнать от них, как это было у гроба Лазаря, при умножении хлебов, и прочее.

Но поскольку на Тайной Вечере Христово благодарение и благословение происходило над хлебом и вином, то ясно, что этим благодарением и благословением Христос хотел показать нечто чудесное (Мф.26:26-28; Мк.14:22-24; Лк.22:19-20; 1Кор.11:23-25). Но какое чудо Он показал тогда? Мы отвечаем, что существо хлеба Он преложил в существо Своего Тела и существо вина изменил в существо Своей Крови. Это чудо выше всех чудес, и особенно – более памятное, словами псалма: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс.110:4-5).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

4. Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.

Память сотворил есть чудес Своих. «Т.е. не переставал, не оставлял в каждом поколении творить чудеса и пробуждать людей грубых чудесными действиями» (Св. Злат.). По бл. Феодориту, «пророк – наказание врагов назвал напоминанием чудес, т.е., что истинны славные чудеса Твои, которые у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением (т.е. избиением врагов при Иосафате – 2Пар.20:23), и напомнив нам, что совершил Ты при наших предках».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь.

В жизни еврейского народа Господь творил много чудес, не только таких, которые имели для них временное значение, удовлетворяли временным потребностям, но и таких, которые служили поворотными пунктами их истории. За важностью последних событий они сделались «памятными», народ их не забудет, так как они даже увековечены в его праздниках, напр., празднике Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь

Дела Его так велики и славны, что никогда не могут быть забыты во Израиле; они составляют постоянное доказательство благости Божией. Память сотворил есть чудес – величием чудес Он позаботился о памятовании их (память); по другим: и установлением известных праздников, например, Пасхи, Он позаботился о том, чтобы сохранилось воспоминание о великих Его делах.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4-5 Память сотворил есть чудес Своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой

Господь Бог соделал так, что воспоминание, или память, о сотворенных Им чудесах сохранилась в древней иудейской Церкви чрез слово Его, или чрез Священное Писание, а потом, вместе с Евангелием, сделалось достоянием и всей христианской Церкви. Неисчислимое множество этих чудес, и все они свидетельствуют о великой милости Божией к роду человеческому, о том, что милостив и щедр Господь. По причине сей милости, Он пищу даде боящимся Его. Здесь, впрочем, говорится не «о пище тленной», которую Господь Бог дает не одним только боящимся Его, но всем вообще, а о той пище, о которой учит Иисус Христос в Св. Евангелии и которая питает и «приводит человека в жизнь вечную» (Ин. 6:27). О том, что «боящиеся Бога не лишатся» не только пищи, но и вообще «всякаго блага», говорится и в других псалмах (напр. Пс. 33:10–11). Слова: помянет в век завет Свой в переводе с еврейского читаются так: «вечно помнит завет Свой». Это значит: как хотел Бог, – и устроил, чтобы израильтяне памятовали о чудесах Его, которые Он соделал, при изведении их из Египта и в разные другие времена в истории сего народа, так равно и Сам обещал помнить Завет Свой, в который вступил Он с праотцами и патриархами сего народа, в особенности об обещанном потомству их «семени», чрез которое получат благословение все народы (Быт. 22:18).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible