Скрыть
Исповѣ́мся Тебѣ́, Го́споди, всѣ́мъ се́рдцемъ мо­и́мъ въ совѣ́тѣ пра́выхъ и со́нмѣ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом. Аллилуия

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. Настоящий псалом предлагается от лица Апостолов, которые возвещают, сколько дел Спасителевых по домостроительству, и каковы они, а также научают и народ новый благодарить за свое спасение. Почему, псалом и надписан: аллилуия. В совете правых и сонме. Советом правых наименовал народ новой синагоги в отличи от синагоги древней, потому что древняя не была правою, как заблуждавшаяся всегда сердцем.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме

Что значит: «всем»? Со всею готовностью и усердием, отрешившись от житейских забот, устремившись горе, осво­бодив душу от уз плоти. «Сердцем»: не одними словами, не только языком и устами, но и умом. Так и Моисей запове­дал: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею» (Втор.6:5). Под «исповеданием», мне кажется, пророк разумеет здесь благодарность; буду воспевать, говорит, буду благодарить. В этом проводил он всю свою жизнь; этим начал, этим и кончил; это было постоянным его занятием, – чтобы возносить благодарность Богу за благоде­яния, оказанные как ему самому, так и другим. И Бог ни­чего так не требует, как благодарности: она есть жертва, приношение, знак признательной души, и вместе рана для диа­вола. Потому и блаженный Иов был увенчан и прославлен, что, когда постигли его бесчисленные искушения, когда и сама жена искушала его, он не поколебался, а продолжал благода­рить Господа за все, не тогда только, когда был богатым, но и когда стал бедным, не тогда только, когда был здоровым, но и когда тело его было поражено болезнью, не тогда только, когда все дела его текли благополучно, но и когда страшная буря устремилась на весь дом его и на само тело его. Это свойственно особенно признательной душе – воздавать Богу ве­ликую благодарность во время скорбей и бедствий и всегда быть благодарною, на что и пророк ясно указал последующими сло­вами. Так как многие из людей благодарят Бога в счастье, а в несчастье ропщут, некоторые же выражают свое недо­вольство случающимися событиями, то пророк, желая показать, что это зависит не от свойства событий, а от их развращен­ной души, присовокупляет: «в собрании и сонме праведных».

Беседы на псалмы. На псалом 110

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Аллилуия». Древле Аммонитяне, Моавитяне, Идумеи, собрав, сколько возможно, великое множество, ополчились однажды против колена Иудова; а царствовал тогда над ним Иоасафат, потомок Давидов, муж, котораго благочестие засвидетельствовано. Он, узнав о множестве врагов, со всем народом притек к Богу, прося неодолимой Его помощи, и получил просимое; потому что Бог всяческих повелел им смело идти на врагов, как бы под Его водительством. С наступлением дня, враги устремились друг против друга, и сами себя стали убивать как противников, так что ни один не избег этой гибели. Воинство Иудеев, усмотрев сие с одного подзорнаго места, устремилось как на готовую добычу; обобрали врагов, и возвратились с великими корыстями, и, как показывает история Паралипоменон, с мусикийскими орудиями вошли в божественный дом, песнословя Подателя победы (2Пар.20:28). Сие провидя, Пророк написал псалом сей, как бы некую песнь, возглашаемую благочестивым Иосафатом. И в надписании называется он песнию; потому что слово: «аллилуиа», как уже объяснили мы, переводится словами: «хвалите Господа»; так как «аллилу» значит: «хвалите», а «Иа» – Господа, или Сущего.

«Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим». От всего помышления приношу Тебе, Владыка, благодарственную песнь. «В совете правых и сонме». Не я один, но со мною и собрание благочестивых; потому что в это время народ освободился от идольской прелести, царь всех обучил благочестию. Посему «советом правых» Пророк называет собрание благочестивых.

Евфимий Зигабен (†1118)

Велия дела Господня

В совете, говорит, и собрании правомыслящих людей велики все дела Господа, которые Он производит чудодействуя как прежде, так и теперь и после сего и которые привел, при создании мира, в бытие из ничего. Ибо сии дела должно принимать и за чудеса Божии и за творения: потому что праведники, собираясь в одно место и рассуждая о таковых делах Божиих, не находят, чтобы которое либо из них было незначительно, или недостойно Творца своего – Бога; но все им представляется великим и имеющим великую и глубокую цель; хотя для многих других часто и не представляются таковыми по причине неверного и превратного их суждения.

Златословесного: Они сами по себе велики; но не представляются велики, когда не имеют праведного судии о них. Так и солнце само по себе светло и блистательно и освещает всю вселенную; но для больных глазами оно не таково, хотя нельзя винить в том солнца, а недостаток, состоящий в болезни их; почему и Сирах сказал: дела Господа все хороши и всякой нужде во время ее могут помочь; и нельзя сказать: это хуже сего; ибо все в свое время может заслуживать ободрение (Сир. 39,41); также: нельзя сказать: что это? Для чего это? Ибо все на пользу их создано (там же 22).

изыскана (приспособлены) во всех волях (хотениях) Его

Другой толковник перевел: «исполнены в точности». Выше сказанные, говорит, дела Божии совершенны и сделаны с точностью, т. е. способны ко всем хотениям Божиим и побуждают благоразумных и смыслящих к исполнению их (хотений); ибо кто, видя таковые дела Господа, или слыша о них, не возбудится ими к исполнению всех хотений Виновника таковых дел, Бога? Благоразумный человек узнает из них, что по истине Бог производит оные, и что Производитель их человеколюбив. А хотения Божии суть животворные заповеди Божии.

Почему и Златословесный рассуждает: так, говорит, совершенны дела Божии, что доставляют внимательным самое ясное познание о Нем и для видящих служат вместо книг, научая притом не только богопознанию, но и благочестию. Аполлинарий под делами Божиими разумеет не только создания, но и чудеса, бывшие в различные времена и произведенные различными способами; а под хотениями Божиими разумеет добродетели. Слова Феодорита: Все творимое Им – и произведение создания и строение спасения – величественно и необыкновенно и достойно прославления от всех людей. Ибо исповеданием здесь называет благодарение. Исихия: Дело Божие, говорит, есть наше спасение, о котором Христос сказал: дело совершил, которое Ты поручил Мне исполнить. Сие-то дело имеет двоякое свойство, одно зависящее от нашего произволения, а другое – от человеколюбия Божия. Ибо наше дело просить, а Его – дать. Итак, исповедание есть наше, ибо чрез исповедание мы обнаруживаем в себе отступление от худой жизни и желание доброй; а великолепие есть дело Божие; так как великому прилично быть сострадательным к малым и возвышать смиренных. Посему дело Божие составляется из того и другого, т. е. из Его великолепия и нашего исповедания (в изданном Своде).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Аллилуиа.
Св. Афанасий читал: Псалом аллилуиа. Блаж. Феодорит видит в сем псалме победную песнь благочестивого Иудейского царя Иосафата после чудесного поражения врагов Аммонитян, Моавитян, Идумеев (2Пар.20:1-28). Св. Златоуст считает благодарственною песнию за благодеяния Божии. «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – предлагается от лица Апостолов, которые возвещают, сколько дел Спасителевых по домостроительству и каковы они, а также научают народ новый благодарить за свое спасение. Почему и псалом надписан: Аллилуиа».

1. Славлю , Господи, всем сердцем в совете праведных и в собрании.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, в совете правых и сонме. «Т.е. от всего помышления моего приношу Тебе, Владыка, благодарственную песнь в собрании благочестивых» (Бл. Феод.). «Советом правых, – говорит св. Афан., – наименовал народ новой синагоги в отличие от синагоги древней; потому что древняя не была правою, как заблуждавшаяся всегда сердцем».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Означенный псалом, как и последующий 111, алфавитный. Все содержание псалма - радостное, от воспоминаний о тех великих благодеяниях, которые Господь ранее обильно изливал на свой народ и от того «избавления», которое этот народ получил теперь. Под последним нужно видеть избавление от плена вавилонского. Последний стих псалма представляет тему, подробно раскрытую в следующем псалме, что указывает на тесную связь этих псалмов между собою на происхождение их от одного автора и в одно время. Так как тот образ благочестивого человека, который нарисован в псалме 111, вполне осуществлен в личном характере и деятельности Неемии, то, принимая во внимание как это, так и указание на избавление (CX:9), означенные псалмы можно считать написанными во время Неемии кем-либо из благочестивых евреев, пожелавших в деятельности этого ревностного поборника благочестия и служителя Иеговы указать пример для подражания всем евреям.

Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме.

Славлю Господа за все великие дела, проявленные Им над народом еврейским. Он щедр, тверд в своих обетованиях, прав и истинен. Он избавил Свой народ и сделал Свое имя страшным

«Совет праведных» - вероятно, синагогальные собрания, которые упрочились у евреев по выходе из плена. В этих собраниях преимущественно принимали участие ревнители благочестия и книжники. «Собрание» - народное собрание, собрание всех евреев. Писатель приглашает восхвалять Господа везде, где только будут люди.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме

Нельзя указать этому довольно простому псалму определенного исторического положения. Это общественная песнь (алфавитная) и первоначально могла быть назначена для употребления при богослужении, как можно заключать из стоящего во главе псалма «аллилуйя». Как представитель общества, псалмопевец выражает свою радостную решимость хвалить Бога публично в собрании праведных (израильтян). В совете: собрание израильтян при богослужении.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Аллилуиа

Псалом сей есть хвалебный, или благодарственный, Господу Богу, а потому и подписывается словом: Аллилуиа, т.е. «хвалите Бога!» Все содержание псалма касается таких предметов, которые возбуждают к хвале и славословию Бога. А потому, как сам псалмопевец выражает это хвалебное настроение души своей, так и других возбуждает к тому же. По самому началу своему: «Славлю Тебя, Господи, в совете праведных и в собрании» (ст. 1), – псалом 110 напоминает собою о времени Ездры и Неемии, когда, по свидетельству истории, довольно часто созываемы были народные собрания, для поучения в законе Божием, которые обыкновенно начинались и оканчивались прославлением Господа (Неем. 8:1, 6, 8, 9:1, 3, 5 и др.). На основании сего свидетельства, равно и содержания всего псалма, нужно бесспорно отнести происхождение сего псалма ко времени, ближайшему к жизни иудеев после плена вавилонского.

Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим в совете правых и сонме

Первые слова стиха сего по переводу с еврейского читаются так: «Славлю Тебя, Господи», или: «буду прославлять Тебя, Господи, всем сердцем моим», – не языком только и устами, но от всей души буду благодарить Тебя за все благодеяния, содеянные Тобою, как для меня, так и для других людей. Под именем совета правых псалмопевец разумеет собрание церковное, или ветхозаветную иудейскую Церковь, а под именем сонма – собрание (греч. ) вообще благочестивых людей, для поучения в законе Божием и для общественной молитвы. Ветхозаветная иудейская Церковь называется советом правых, или праведных, не потому, что все принадлежавшие к ней были праведными, а потому, что должны быть таковыми. Для того она и установлена была, чтобы на земле были такие люди, которые благочестиво и праведно чтили Бога, живя по предписанным от Бога законам. В таком именно смысле св. апостолом Павлом названы святыми христиане, потому что таковыми становятся они по призванию, крещению и исповеданию веры, т.е. что они должны быть святыми, если хотят соответствовать призванию и исповеданию. Так и Церковь в Символе веры называется «Святою», но не потому, что сколько ни есть в Церкви членов, все они святы, а потому, что должны быть святы. И хотя в числе членов Церкви бывают такие, которые проводят позорную и постыдную жизнь, но они не препятствуют Церкви быть Святою, потому что они освящаются пребывающею в ней благодатию Святого Духа. Церковь христианская свята и потому, что Иисус Христос, Который есть Глава Церкви, есть Святый Святых, а также и потому, что она посвящена вся Богу, виновнику и источнику святости.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible