Скрыть
Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века

Что значить: «начало»? Источник, корень, основание. Сказав столь многое и столь великое о Владыке все­ленной, и исполнившись изумления, пророк присовокупляет и это, выражая, что боящийся Его исполняется всякой премудрости и становится разумным. Потом, дабы кто не подумал, что муд­рость ограничивается одним знанием, прибавляете: «разум добр у всех, руководящихся им». Недостаточно одной веры, если с нею не соединена и сообразная жизнь. А как «страх Господень – начало премудрости»? Он удаляет от всякого порока и настав­ляет на всякую добродетель. Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, но в делах. И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей божеских и челове­ческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя по­рок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что же мудрее такой души? Здесь (про­рок) указывает не слушателя только, но и исполнителя. «Разум добр у всех, руководящихся им», т.е. для исполняющих пра­вила премудрости, для показывающих ее на деле, он есть «разум добр». Говорит о разуме благом, потому что есть ра­зум и злой, как например: «умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер.4:22). Но он требует разума, обнаруживающегося в добродетельной жизни.

«Хвала Ему пребывает в век века». Какая, скажи мне, хвала? Благодарение, славословие, которое за дела Его будет вечно воссылаться Ему, но прежде того приличествует самому существу Его. Бог бессмертен и Сам по Себе достоин хвалы; но Он получает хвалу и тогда, когда ты представляешь Его величие и все прочее, получает хвалу и за дела Свои, когда ты усматриваешь Его премудрость в вещах видимых. Про­рок говорит это для того, чтобы побудить к благодарности и показать, что те люди не заслуживают никакого снисхождения, которые негодуют на происходящее. В самом деле, если хвала, благодарение и славословие, принадлежит Ему столь ясно, оче­видно, несомненно, неизменно, твердо, постоянно, что она даже вечна, беспредельна и бесконечна, а они, не понимая этого, гово­рят противное, то они противоречат тому, что гораздо яснее солнца, и добровольно остаются слепыми, – потому что она не какая-нибудь временная, чтобы можно было не знать ее, не тем­ная и неизвестная, но очевидная, постоянная, вечная, всегда пребывающая и никогда не имеющая конца.

Беседы на псалмы. На псалом 110

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Начало премудрости страх Господень». Посему необходимо страшиться и трепетать Его. Это – первое основание божественнаго учения. Ибо премудростию Пророк называет не искусство в слове, но познание божественнаго. Посему необходимы, для начинающих страх, а для совершенных приобретение любви.

«Разум же благ всем творящим и́». Для совершенства недостаточно ведения; и созерцание имеет нужду в деятельности; сподобившемуся божественнаго разумения надлежит ведение украшать делами, и служить им Подателю разумения.

«Хвала Его пребывает в век века». Кстати присовокупил Пророк и сие, научая, как любитель добродетели сам для себя извлекает из сего пользу; потому что Бог, если бы и никто не восхотел песнословить Его, имеет вечное и непрекращающееся песнопение. У Евреев, сказывают, псалом сей написан по азбуке, и составлен по порядку букв. Подобно ему составлен и следующий за ним псалом.

Евфимий Зигабен (†1118)

Начало премудрости страх Господень, разум же благ (бывает) всем творящим и.

Страх, говорит, Господа есть источник, корень и основание мудрости: поскольку, по словам Григория Богослова, где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания. Тем, говорит далее, которые упражняются в мудрости и трудятся и имеют ее, дается доброе разумение и злое, почему и написано: мудры на злодеяние (Иерем. 4,22). Или можно разуметь и иначе, что разумение есть доброе, т. е. полезное, не только для тех, которые просто имеют его, но и для тех, которые употребляют доброе дело и слова.

Слова того же Григория: Что значит начало? Источник, корень и основание; ибо благоговение есть как бы опора и дно для усовершенствования и, так сказать, пелены в стихия, ибо не в созерцании начинают и оканчивают страхом, но полагая в основании страх и очищаясь оным и так сказать, истончаясь, возносятся на высоту (у Никиты). Феодорита: Мудростию называют не красноpечие, но знание божественных предметов. Итак, страх свойствен начинающим, а совершенным—приобретение любви.

Другой говорит, согласно с Феодоритом: Таким образом, страх Божий, как предначинательный, есть начало мудрости, а под мудростию здесь разумеет не состоящую в словах, но и в делах, не красноречие, но познание божественного. Так и внешние определяли мудрость, называя ее знанием божественных и человеческих вещей. A сие знание доставляет страх Божий, истребляющий зло, насаждающий добродетель и преселяющий на небо. Что же мудрее таковой души? Не достаточно, по словам Феодорита, для совершенства одного знания, но созерцание требует и действия, и нужно, чтобы удостоившийся божественного разумения показал знание в делах и усовершился в истинной и первой премудрости, которая не блистает словом, но и есть разумение, обнаруживаемое в делах. Ибо разумение доброе есть, говорит, у всех упражняющихся в ней, а не проповедующих о ней, т. е. у тех, которые делами обнаруживают, а не словами возвещают ее. Ибо она требует не слушателя только, но и исполнителя (у Никиты). Евсевия: Разумение тогда бывает хорошо, когда совершается делами. Потому-то не просто назвал разумением добрым, но у всех трудящихся в нем. Ибо упражняющимся в разумении, по словам Дидима, которое не отлично от добродетели может быть от нее польза, из которой они узнают благо ее.

Хвала Его пребывает в век века.

Хвала, говорит, и славословие Христово есть вечно и бесконечно у ангелов и людей.

Посему и мы должны хвалить и благодарить Его всегда.

Златословесного: Какая хвала, скажи мне? Благодарение, прославление посредством дел. Евсевия: Цель у блаженных та, чтобы быть с Богом, предстоять Ему и упражняться в богословии и хвалении Его. Дидима: Это свойственно богословам—говорит, что хвала Его, т. е. того, о котором богословствуют, пребывает в беспредельное время. Так как хвалимый ими бессмертен, то необходимо, чтоб и хвала была бесконечна и продолжалась во все веки.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

10.Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.

Начало премудрости страх Господень. «Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, а в делах, и языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей Божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что мудрее такой души»? (Св. Злат. Под. Втор.4:6; Притч.6:10; Иов.28:28). Разум же благ всем творящым и. (Здесь разум συνεσις означает не разум только, как силу, способность, но и знание. Т. е. спасительно знание для тех, кто осуществляет оное на деле.)Т.е. «для исполняющих правила премудрости, для показывающих ее на деле он есть разум благ» (Св. Злат.). Или: добрый истинный разум у тех, Которые его благость, доброту показывают на деле, оправдывают жизнию.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века.

Пред ним должно благоговеть, и страх Господень есть начало мудрости, проявляющейся в исполнении Его заповедей

«Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Истинное познание Господа не у того, кто теоретически в Него верует, но кто живет согласно Его заповедей: теория и практика, вера и жизнь должны быть объединены.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века

Хвала Богу, сотворившему чудеса в Своем народе и давшему ему закон будет продолжаться вечно. Разум и проч. – то разумение, т.е. религиозное познание, есть истинно, которое воплощается в действиях; доброе, истинное познание усвояется теми, которые живут по нем, истину Откровения испытывают в жизни. Ин. 7:17.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Избавление посла людем Своим: заповеда в век Завет Свой: свято и страшно имя Его. Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века

Многократно и различные избавления посылал Господь людем Своим в течение долговечной истории еврейского народа: так, Он избавил их от рабства египетского, избавил от нашествия ассириян и от нападений разных других народов, избавил, наконец, от самого тяжкого бедствия, от 70-летнего плена вавилонского. Но псалмопевец, нужно думать, говорит здесь не о том или другом из этих избавлений. Имея в виду близкую связь сего изречения об избавлении с последующим изречением о Завете вечном, который заповедал Господь своему народу, можно не без основания заключить, что пророк-псалмопевец разумеет здесь избавление особенное, не временное и скоропреходящее, а такое, которое имеет связь с вечным назначением человеческого рода. Именно, он разумеет то избавление, о котором возвещал Захария, отец святого Предтечи Господня, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим» (Лк. 1:68). Оно есть то вечное избавление, или искупление, которое принес нам Христос, Сын Божий, искупивший людей от клятвы законной, от рабства греху и от темной власти диаволу ценою Своей крови. И тем самым Господь Иисус Христос постановил (заповеда) с нами вечный Завет, чтобы он был залогом вечного спасения и наследия вечной жизни. О том же вечном завете говорит и св. пророк Иеремия (Иер.31 и след.) такими словами: «Се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину Завет нов, не по завету, его же завещах отцем их в день» и проч. Сказав о сем вечном Завете, пророк-псалмопевец присовокупляет: свято и страшно имя Его, т.е. Тот, Кто заповедал вечный Завет Свой, есть свят и ненавидит скверну греховную, а потому от нас требует святости: «святи будите, яко Аз свят есмь» (Лев. 11:44; 1Пет. 1:16).

Будучи в высшей степени свят, Господь Бог есть, вместе с тем, и страшен, а потому и сказано о Нем: «Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10:31). Напомнив о вечности Завета и о святости Виновника Божественного Завета, псалмопевец говорит далее о том, с каким вниманием и с каким благоговейным страхом должны относиться к нему люди. Он как бы так говорит: в сущности заповеданного людям Божественного и вечного Завета заключается премудрость Божия, а начало и основание сей премудрости состоит в страхе Божием. "Страх Господень, – по словам св. Григория Богослова, – есть источник, корень и основание мудрости, ибо где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания» [7, с. 888]. А по словам св. Иоанна Златоуста, «пророк говорит здесь о премудрости, состоящей не в словах, но в делах. И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей Божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что мудрее такой души?» [5; с. 309] Так же точно и определенно выражено это и в книге Иова (Иов. 28:28): «Се, благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла, есть ведение». С чем вполне согласны и следующие слова псалма: разум же благ всем творящим и, т.е. разумение, или знание, всего того спасительно для тех, кто осуществляет оное на деле; а по переводу с еврейского это выражено так: «разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Заключительные слова псалма: хвала Его пребывает в век века – вполне согласуются с начинательными и выражают вечную хвалу Богу от души и искреннего сердца псалмопевца.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible