Скрыть
А́ще же въ чесо́мъ оби́дѣ тебе́, или́ до́лженъ е́сть, мнѣ́ сiе́ вмѣни́.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 17-18 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем, обидел тебя, или должен, считай это на мне

Ничто так не убеждает исполнить просьбу, как когда не просят всего вдруг. Потому, смотри, после каких похвал, после какого приготовления апостол высказал эту великую просьбу. Назвав Онисима сыном своим, участником благовествования, сердцем, сказав: ты отвергаешь в нем брата, [но] прими его как брата, - апостол потом прибавляет: как меня. Павел не постыдился сказать это. Если он не стыдился называться рабом верных, но даже сам признавал себя таким, то тем более он не мог чуждаться этого.

Гомилии на Послание к Филимону

Иероним Стридонский, блж. (†420)

ст. 17-18 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем, обидел тебя, или должен, считай это на мне

Обратим внимание поэтому, сколь восхваляется [Павлом] этот Онисим, как говорится о его преуспевании - с тем чтобы и его господином был он принят как апостол, поскольку тот должен желать общения с Павлом.

Комментарий на Послание к Филимону

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще же в чесом обиде тебе, или должен есть, мне сие вмени

Отстраняется последнее препятствие: причинил ущерб. Нельзя утверждать, что Апостол считал Филимона любостяжательным, зная, сколько он щедрствовал. Но не мог не считать возможным возникновения и в его сердце такого помысла — жаления о причиненном ущербе, не из побуждений любостяжания, но как у человека домовитого, ревниво заботящегося о том, чтоб все по экономии домашней было в порядке, и притом в видах приумножения средств к благотворительности. Предполагая это, Апостол врачует немощь, и,—не входя в долгое рассуждение,— ибо мог привести сильные побуждения к ни во что вменению понесенного ущерба из начал веры, — сразу отсекает ее: мне вмени, аз воздам. Если бы Апостол стал рассуждать, житейская мудрость против всего нашла бы возражения; но тут нечего было возражать. Одно можно было возразить: где тебе взять? Но Филимон не мог не знать, судя и по себе самому, что Апостолу, столько любимому, что ради его и очи свои извертеть готовы бывают, стоило только слово сказать, и ему надавали бы столько, что он мог бы купить на то самого Филимона и со всем домом его, и со всем имением его. Таким образом, это: мне вмени, аз воздам безвозражательно отсекало всякое жаление об ущербе. Но и не это одно,— оно отсекало и всякое желание вознаграждения и поставляло Филимона в состояние, настроение и желание — ни во что вменив понесенный ущерб, изгнать не только из сердца, но и из мысли всякие счеты. Поставь всякий себя на место Филимона, и тотчас увидит и восчувствует, что взять что-либо от Апостола было для него делом немыслимым. После сего душа его совершенно умиротворялась, и желание Апостола, не встречая более препон, беспрекословно принималось к исполнению. Святой Златоуст обставляет сии слова такими наведениями: «Смотри, как и когда помянул он о проступке: на конце, после того, как сказал о нем многое. Так как потеря имущества обыкновенно раздражает людей больше всего, то, дабы Филимон не стал жаловаться на это, — ибо оно, вероятно, было у него похищено,— Апостол упоминает теперь об этом и говорит: аще же в чесом обиде тебе. Не сказал: если украл что-нибудь, а как? Аще в чесом обиде. Здесь он и признал проступок, и вместе представил его проступком не раба, но как бы друга в отношении к другу, выразив его названием, означающим более несправедливость, нежели воровство. Мне сие вмени, то есть считай этот долг за мною; я заплачу тебе». Продолжением их могут служить слова Амвросиаста: «Апостол здесь уничтожает всякое извинение раздражения против раба; на случай, если б Филимон стал жаловаться, что понес такой ущерб, что простить, кажется, уже и не должно, и невозможно. Если б это действительно было, на этот случай Апостол говорит: мне вмени».

Толкование на послание к Филимону

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-20 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем, обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим, собою мне должен. Да, брат, порадоваться бы мне на тебя в Господе: успокой мое сердце во Христе.

При том, может быть, и самое разлучение Онисима с Филимоном совершилось для того, чтобы повести за собою их соединение на веки. Итак, Апостол не захотел нарушить прав Филимона, но теперь он убеждает его принять Онисима с такою же дружбою, с какою тот принял бы самого Апостола. При этом он берет на себя возместить тот материальный убыток, какой причинил Онисим своему господину.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.

18. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.
 

Как-бы новые побуждения к благостному принятию Филимоном Онисима Апостол выражает в том, что просит принять в лице Онисима как-бы самого Павла, а если окажется Онисим имеющим долг, то считать этот долг за Павлом. Все это есть выражение высшей любви, самой нежной попечительности об Онисиме, а вместе и Филимоне, чтобы он нисколько не смущался видимым внешним неравенством с рабом своим, так-как он мог в лице его принять Павла. Так Господь наш Иисус Христос убеждал принимать всякаго рода бедняков, алчущих, жаждущих, нагих, имея в лице их как-бы Самого Иисуса Христа, так что принимающим их во имя Христово Он речет на страшном суде: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Таким образом, Апостол старался, чтобы Филимон чрез принятие Онисима некогда услышал сей радостный глас, причем, впрочем, есть и еще некоторое посредство, о котором Христос сказал Апостолам: приемый вас Мене приемлет.

По изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол говорит Филимону как-бы так: «если мудрствуешь одинаково со мною, если стремишься к тому же, к чему и я, если считаешь меня другом, то приими его, якоже мене. Павел не постыдился сказать это. Если он не стыдился называться рабом верных и даже сам признавал себя таким, то тем более он не мог чуждаться этого! Смотри, когда и как упомянул он о проступке: на конце, после того, как сказал о нем многое. Так-как потери имущества обыкновенно раздражают людей больше всего, то, дабы Филимон не стал жаловаться на это, ибо, вероятно, было у него похищено, Апостол упоминает теперь об этом и говорит: аще в чесом обиде тебе. Не сказал: если украл что-нибудь, а как? Аще в чесом обиде. Здесь он и признал проступок и вместе представил его проступком не раба, но как-бы друга в отношении к другу, выразив его названием, означающим более несправедливость, нежели воровство. Мне сие вмени, т. е. считай этот долг за мною, я заплачу тебе!»
 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

18. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

19. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу́; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.

Может быть, говорит, Онисим причинил тебе какие-нибудь материальные убытки, могущие препятствовать войти ему в твою семью как брату возлюбленному, так считай эти издержки на мне, я заплачу, в чем тебе собственноручно даю расписку. Я заплачу. Но, чтобы Филимон не подумал, будто святой Павел не верит, что он простит долг Онисима, Апостол прибавляет: не подумай, что я не уверен в тебе. Разве я не знаю, как чувствуешь ты, что должен мне и самим собою. Если я обещаюсь тебе уплатить долг за Онисима, на это есть другие причины, чтобы кто-нибудь не сказал, будто святой Павел обращает Евангелие и веру в средство для достижения житейских целей (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible