Скрыть
а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

Но посмотрим, куда и к кому Христос посылает их? Сих двенадцать, говорит, послал Иисус. Кто же они таковы? Рыбари, мытари. Четверо из них были рыбари, двое мытари – Матфей и Иаков, а один и предатель.

Что же говорит им? Тотчас заповедует им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева.

Не подумайте, говорит Он, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями, врачами. И не только запрещаю вам проповедовать кому-либо прежде их, но не позволяю даже и ступать на путь, который ведет к язычникам, и входить в город самарянский.

И самаряне были противниками иудеев, хотя их обращать было удобнее, потому что они гораздо более расположены были к вере, а обращать иудеев было труднее. И, однако, Иисус посылает апостолов к упорным иудеям, показывая тем Свое о них попечение, заграждая их уста, и пролагая путь проповеди апостольской, чтобы после не стали жаловаться, что апостолы пошли к необрезанным, и чтобы не имели никакой благовидной причины убегать и отвращаться их. Называя же их овцами погибшими, а не заблудившимися, всячески внушает им мысль о прощении, и привлекает сердца их.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5-6 Не идите по направлению к язычникам и не входите в город Самарянский, а идите преимущественно к погибшим овцам дома Израилева

Это место не противоречит тому повелению, которое дается потом: Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19), потому что первое повеление дано до воскресения, а второе - после воскресения. Действительно, сначала должно было возвестить пришествие Христово иудеям, чтобы они не имели основания оправдываться (ne justam haberent excusationem), говоря, что они потому отвергли Господа, что Он послал апостолов к язычникам и Самарянам. В переносном смысле нам, носящим имя христиан, заповедуется, чтобы мы не блуждали по пути еретиков и язычников, так что, отделяясь [от них] в вере, мы должны отличаться [от них] и своей жизнью.

Толкование на Евангелие от Матфея

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 5-6 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

Когда всем известно, возлюбленнейшие братья, что наш Искупитель пришел в мир ради искупления [всех] народов, когда видим, что Он ежедневно призывал самарян к вере, что же означает то, что, посылая учеников на проповедь, Он говорит: На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева? Это означает, как мы заключаем из конца дела, что прежде Он хотел проповедовать только иудеям, а после всем язычникам, чтобы, когда те отвергнут призыв к обращению, святые проповедники направились в свою очередь к призванию язычников (поскольку проповедь нашего Искупителя, отвергнутая своими, нуждалась в языческих народах, которые были словно бы чужие) и чтобы то, что для иудеев было свидетельством [исполнения обетований], для язычников стало преизбытком благодати. И в Иудее тогда были люди, способные к тому, чтобы слышать призвание, и среди язычников были неспособные.

Сорок бесед на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-7 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное

«Сих» - кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10:8).

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 5-6 Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им, глаголя: на путь язык не идите и во град самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева

Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им

Каких сих? Рыбарей и мытарей; Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыболовы, а Матфей и Иаков Алфеев – мытари. Лука (6, 12-13) указал и место, на котором Он отделил их для апостольства. Он сказал: изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече и т. д. Но не тогда Он послал их. А Марк (6, 7) говорит о способе, что начат их посылати два два, – два, конечно, ради взаимного утешения.

глаголя: на путь язык не идите, и во град Самарянский не внидите: идите же паче ко овцам погибшым дому Израилева

Сначала посылает учеников в иудейские города и села, как учителей и врачей, показывая этим Свою преимущественную любовь к иудеям и чрезмерное попечение о них; претерпевая от них обиды, Он не помнит этого, но старается всяким способом исправлять и врачевать их. Поэтому запрещает посланным касаться пути, ведущего к язычникам, и повелевает не идти в город Самарянский, лежащий между иудейскими городами, так как самаряне, наполовину сохраняя иудейство, враждебно относились к иудеям. И со всех сторон затыкает уста неблагодарных, хотя они, предпочтенные Им пред всеми, больше всех обесчестили Его. По справедливости назвал их погибшими овцами дома Израилева, – овцами, как пасомых некогда Богом: Пасый, говорит, Израиля, вонми (Пс. 79, 2) , – погибшими, как изнуренных и рассеянных, как выше было сказано, – а овцами дома Израилева, как Израильтян. Назвав так иудеев, Он смирял гордость учеников и внушал им заботу о чистоте души.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

Под овцами погибшими нет никакой надобности понимать только безнравственные или преступные классы населения, но всех евреев без всяких отличий и исключений, которые не веровали еще в Мессию и не обратились к Нему по сердцу и жизни.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 5-6 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

На путь язык (к язычникам) не идите. Язычники – это люди, после столпотворения Вавилонского потерявшие веру в истинного Бога и признававшие за Бога разные приносившие пользу или вред твари, например, солнце, огонь, воду, некоторых животных, прославившихся чем-либо людей или какие выдуманные божества. Называются эти люди язычниками оттого, что идолопоклонство началось со времени смешения языков, а идолопоклонниками, конечно, от почитания идолов. Так как со времени Авраама народ еврейский был избран Богом для сохранения истинной веры на земле, сему народу был обещан Мессия – Христос Спаситель, и от сего народа Он имел произойти и среди Него явиться; то прежде всех и должна начаться проповедь у Евреев (Ин. 4, 24) и затем уже после них – у всех других народов (28, 19. Мк. 16, 15). Во град (ни в какой город) Самарянский не внидите (не входите). Самаряне – это был народ, живший в средине еврейской земли, или Палестины, между областями Иудеею и Галилеею. Народ этот состоял из смеси Иудеев, которые остались здесь от пленения десяти колен израильского царства Ассириянами, и язычников, которые переселены были из разных областей Ассирийского царства на место отведенных в плен (4Цар. 17, 23 -24). Переселенцы эти, наученные священником, приняли еврейскую веру, но не оставляли служения и своим богам, и таким образом религия их состояла из смешения иудейской и языческой и называлась Самарянским расколом. Из священных книг Самаряне принимали только 5 книг Моисеевых, следовательно, не принимали писания пророков. Господь до времени не позволил апостолам ходить с евангельскою проповедью и к Самарянам, хотя Сам проповедовал у них (Ин. 4 гл.). Идите же паче к овцам погибшим дому Израилева. Паче – наипаче, главным образом, т. е. прежде язычников и Самарян (чит. объясн. 5 ст.). Овцам погибшим, т. е. не имеющим истинных пастырей, а потому и истинной веры, и погибающим в заблуждении (чит. объясн. 36 ст. 9 гл.). Дома Израилева, т. е. народа еврейского (Лев. 10, 6. Исх. 19, 3 и дал.). Господь запретил апостолам идти с проповедью к язычникам и Самарянам еще для того, чтобы иудеи не стали обвинять их, что они входят в общение с людьми недостойными, и чуждаться их; а также и жаловаться, что ходили к таким людям.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева

Израилю принадлежит преимущество первого призвания в Царство Христово. Этот Израиль был некогда Божиим стадом, как написано в псалмах: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа» (Пс. 79:2); но теперь блуждает в неведении истинного пути ко спасению; а идите наипаче, прежде всего, прежде, чем идти к язычникам и Самарянам, идите к этим погибшим овцам дома Израилева. «Не подумайте, будто за то, что они Меня поносят и называют беснующимся, Я питаю к ним ненависть и отвращение; напротив, Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам; к ним посылаю вас учителями и врачами».

Самарян Господь ставит рядом с язычниками потому, что они только жили в Палестине, а по происхождению были Вавилоняне и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Они были врагами Иудеев; поэтому, хотя обращать их было удобнее, потому что они были расположеннее к вере, но Иисус Христос посылает апостолов к упорным Иудеям, заграждая их уста, чтобы после, как говорит святитель Иоанн Златоуст, не стали жаловаться, что апостолы вошли к необрезанным Вавилонянам.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

«К язычникам не ходите»: не пришло еще время проповедывать язычникам Евангелие царства. Соответственно божественному правилу спасения человечества (ср. Мф.15:24), Евангелие прежде должно быть возвещено иудеям (ср. Ин.4:22), древнему народу Божия Завета, которому обещан был Мессия по пророчествам, в среде которого Он и явился. «Я стараюсь исправить их прежде других, и запрещаю вам ходить к другим народам, – и не только запрещаю вам проповедывать кому-либо прежде их, но не позволяю даже касаться пути, который ведет к язычникам, и входить в город Самарянский... дабы после не стали (иудеи) жаловаться, что апостолы пошли к необрезанным Ассириянам, и дабы не имели никакой благовидной причины убегать и отвращаться их» (3лат., ср. Феофил.). После уже, по воскресении, Господь послал апостолов и к язычниками – во весь мир с проповедью Евангелия (Мф.28:19).

«В город Самарянский»: ни в какой город Самарянский не входите. Самаряне занимали страну, некогда обитаемую коленом Ефремовым и полуколеном Манассииным, между Галилеею и Иудеею, так что чрез нее лежал прямой путь сообщения между сими последними. Население Самарии составляла смесь евреев, оставшихся от пленения 10-ти колен Израильского царства царями ассирийскими, и язычников, переселенных на место отведенных в плен, из разных областей Ассирийского царства (4Цар.17:23-24). Переселенцы эти сначала служили своим богам; потом, наученные одним священником поклоняться истинному Богу, стали почитать и Его, но вместе с тем не оставляли служения и своим богам, и таким образом их религия была не чистой религией иудейской. Между ними и иудеями, обитавшими в собственной Иудее, были споры и вражды, причины которых были следующие: 1) иудеи, по возвращении из плена, отказали самарянам в участии при построении нового храма; 2) в отмщение за это самаряне, когда Неемия начал устроять стены около опустошенного Иерусалима, всячески препятствовали этим постройкам; 3) самаряне, выпросив у персидского царя позволение, выстроили себе собственный храм на горе Гаризин и установили свое особенное священство, придерживаясь закона Моисеева, и таким образом внесли раскол, так как по Моисееву закону у евреев должен быть один храм и одно священство; 4) Самария сделалась с течением времени убежищем иудейских преступников, и это поддерживало недобрые отношения между двумя областями; 5) самаряне принимали только 5 книг Моисеевых и отвергали писания пророков и все предания иудейские. По всем этим причинам иудеи смотрели на самарян не лучше, чем на язычников, и считалось преступным входить в какие бы то ни было сношения иудею с самарянином (Ин.4:9). И Господь здесь поставляет самарян наряду с язычниками, не позволяя до времени апостолам ходить и к ним с проповедью Евангелия. Впрочем Господь сам проповедовал им Евангелие (Ин.4:6-26), и апостолы после вознесения приходили туда с проповедью и обратили самарян к вере во Христа (Деян.8:5-25).

«Овцам погибшим» (ср. прим. к Мф.9:36): не имеющим истинных пастырей, наставников в вере, и потому – истинной веры, и в заблуждении погибающим.

«Дома Израилева»: народа израильского или вообще еврейского (Лев.10:6; Исх.19:3 и др.).

«Наипаче»: особенно, главным образом, прежде всего, прежде чем идти к язычникам и самарянам, ибо еврейский народ был народ, избранный Богом; ему обещан был Мессия, он давно уже ожидал Его и, следовательно, имел право первый, прежде язычников и самарян, услышать проповедь или благовестие о пришествии Мессии.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священстве.

Мф.10:5-6. И апостолы не самолично пошли на дело проповеди, а их «послал Иисус». Даже на низшую степень священства – диаконство требовалось избрание и рукоположение: Деян.6:6, так же, как рукополагали пресвитеров: Деян.14:23; присваивающие себе это звание уподобляются разбойникам: Ин.10:1-3.


Лк.11:33-35. Из этих слов видно, что «светильник» не сам собою появляется, а зажигают его и ставят на подсвечнике, так равно не должен никто сам предвосхищать честь священства: Евр.5:4; Ин.10:1; но нужно быть для этого призванному и рукоположенному:Мф.10:5; Деян.14:23; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О священстве и лжеучителях.

Ин.10:1-4. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1-6; Ин.20:21-22; Деян.6:6;14:23; 1Тим.4:14; Тит.1:5; а «прелазящие инде», не дверью, т. е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются на основании следующих мест Писания: 1Ин.4:1-3; 2Петр.2:1-2; их нужно беречься (остерегаться): Мф.7:15;24:4-5; Иер.23:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible