Скрыть
И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

Святые отцы

Прочие

Ерм, ап. (†Iв.)

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Верующие, подобные младенцам, которым не восходила на сердце никакая злоба, которые не знают, что такое лукавство, но всегда пребывают в простоте, без сомнения, вселяются в Царство Божие, потому что ни в одном деле они не осквернили заповедей Божиих, но все дни жизни своей провели по-младенчески в одном и том же расположении ума.

Пастырь

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Поставив посреди них дитя…Он убеждал их быть такими же смиренными и естественными. Ведь дитя чисто от зависти и тщеславия, и от любви к первенству. Дети также обладают величайшими добродетелями - простотой, непритворством и смирением. По этой причине необходимы нам не только мужество и разумение, но и эти добродетели, то есть смиренномудрие и простота.

Гомилии на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-37 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали: потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

Ученики, имея еще человеческие помышления, спорили между собой о том, кто из них больше и почетнее у Христа. Но Господь, хотя не возбраняет стремления к большей чести (ибо повелевает нам желать высших степеней), однако, не дозволяет нам похищать первенство у других; напротив, хочет, чтобы мы смирением достигали возвышения. Так он поставил посреди учеников дитя и поучает нас быть ему подобными. Дитя ни славы не ищет, не завидует, не помнит зла. Да и не тогда только, - говорит Иисус, - вы получите великую награду, когда сами будете такими, как дитя, но если и других подобных примете ради Меня, и за это получите Царство Небесное, поскольку примете Меня; а принимая Меня, примете Пославшего Меня. Видишь ли, какую силу имеет смирение и нрав простой и бесхитростный? Это вселяет в нас Сына и Отца, а, следовательно, и Духа Святаго.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Детей, особенно бедных, никогда не нужно презирать. Господь так нежно любил их, что даже обнимал их, как отец или мать обнимают детей своих. Кроме того, принимающие таких детей принимают Самого Иисуса Христа.

Дневник. Том II. 1857–1858

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 36-37 И (Господь), взяв дитя, поставил его посреди них (учеников) и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня

Почему Господь так нежно любил детей и так нежно ласкал их («обняв его»)? Потому что дети — образ вновь родившихся в Царство Божие, родившихся от Духа… «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Дитя и есть образ возрожденного для Божия Царства. Его душа чиста… Она не испорчена злом мира. Вот почему и сказал Господь в другом месте: «Таковых (детей) есть Царствие Божие» (Мк. 10:14) и «ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Святой евангелист Матфей, который подробнее передает этот момент беседы Христа, с наибольшей последовательностью, сравнительно с другими евангелистами, воспроизводит речь Господа. Христовы ученики интересуются: кто больше в Небесном Царстве? (Мк. 9:34, Мф. 18:1). Господь ранее уже ответил на это: больше тот, кто отказался от себя, бросил себя, похоронил себя старого и грешного и возродился вновь (Мк. 8:34-37, Ин. 3:3-8). Сейчас Господь только иллюстрирует Свою мысль: берет ребенка, обнимает его, ставит посредине и поясняет: «Истинно говорю вам, если не обратитесь (не переродитесь) и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). И еще добавляет для исчерпывающей ясности: «Итак, кто умалится (станет ребенком по душе), как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (ст. 4). И настолько бесспорна эта мысль о младенчестве души, годной для Божия Царства, настолько она ценна, настолько образ ребенка должен быть памятен для людей как живой идеал стремящихся к Божию Царству, что Господь позднее еще раз утверждает этот образ: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15), и, мало того, Господь венчает наградой только принявших его и еще не осуществивших. Принявших этот идеал и ласкающих ребенка, как образ детей Божия Царства, Господь венчает утешительным обетованием, что в лице ребенка они принимают Его Самого. «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня». Истинно Господне слово. Если принявший праведника и принявший пророка удостаивается чести (участи) праведника и пророка, то, конечно, принявший ребенка как часть Господню, т.е. наследника Божия Царства, сам приобщается части Господней и как бы Самого Христа принимает.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им

Обняв его: черта, указанная только ев. Марком; этим действием Господь особенно выразил любовь свою к чистой невинной детской природе, и вместе показал ученикам своим, как бы Он желал их видеть детьми, не по возрасту, а по чистоте души.

Толкование на Евангелие от Марка


Ст. 33-37 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

      Учение Господа о том, кто больше в Царстве Христовом, ев. Марк передает вообще короче, чем Матфей, но некоторыми чертами и восполняет его (ср. Мф.18 и дал. и прим.).

     «Спросил их» и пр.: по сказанию ев. Матфея ученики сами спросили Господа о том, кто больше в царстве небесном; ев. же Марк передает так, что Господь спросил учеников, о чем они дорогой рассуждали между собой, а они молчали, потому что рассуждали именно о первенстве, и затем Господь предложил учение о сем. Из сопоставления этих сказаний можно заключать, что дело было так: по поводу некоторого предпочтения Петра прочим Апостолам ученики рассуждали в Капернауме на дороге к дому, в котором остановился там Господь, кто больше в царстве небесном? Зная помышления их, Господь, пришедши в дом, спрашивает у них, о чем они рассуждали дорогой, чтобы по сему поводу дать надлежащее наставление. Стыдясь обнаружить недуг души своей, которым еще по-человечески недуговали, они сначала молчали, но потом, видя что укрыться нельзя, решаются спросить Учителя не о себе, но в общих чертах: кто больше в царстве небесном? 

     «Тогда Господь, сев, подозвал к себе их и сказал: кто хочет быть первыми» пр.: см. Мф.20:26-27.

     «Обняв его»: черта, указанная только ев. Марком; этим действием Господь особенно выразил любовь свою к чистой невинной детской природе, и вместе показал ученикам своим, как бы Он желал их видеть детьми, не по возрасту, а по чистоте души.

     «А Кто Меня примет» и пр.: см. Мф.10:40.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-37 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

(Ср. Мф. 18:1–5).

Евангелист Марк замечает, что эту беседу с учениками Христос держал в Капернауме. По всей вероятности, евангелист, упомянувший о Капернауме только в истории открытия деятельности Христа в Галилее (Мк. 1:21, 2:1), упоминает теперь об этом городе для того, чтобы намекнуть на то, что галилейская деятельность Христа пришла к концу. Господь, по представлению евангелиста Марка, хочет отдать последнюю честь дому Симона, где Он до сих пор всегда находил радушный прием.

«Спросил их». Таким образом отсюда видно, что вопрос учеников, о котором сообщает евангелист Матфей (Мф. 18:1), был предварен вопросом, с которым обратился к ним Христос. Из Евангелия Марка видно, что ученики рассуждали друг с другом о том, кто из них выше. Молчание их свидетельствует о том, что они устыдились, поняв, что их разговор, который они вели между собой, все-таки известен Христу. Молчаливо они, так сказать, исповедали пред Ним свой грех.

Стих 35 ср. Мф. 20:26.

«Обняв его». По более удостоверенному переводу: «взял его на руки».

Между стихами 36 и 37 замечается некоторая несвязанность. Именно в 37-м стихе речь идет, очевидно, о детях в переносном смысле, то есть о христианах, которые по смирению своему похожи на детей и вообще занимают в Церкви невидные места. А в 36-м стихе речь идет об обыкновенном ребенке. Вероятно, евангелист здесь сокращает речь Христа, Который, несомненно, объяснил апостолам, что под ребенком Он понимает людей смиренных. Так только и можно объяснить появление выражения: «одно из таких детей» (стих 37).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 36-37 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня

И взяв (приим) дитя, Иисус Христос поставил его среди них, Апостолов, т. е. для примера им. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик Антиохийский, прозванный, частью вследствие сего, Богоносцем. Кто (иже аще) примет одно из таких детей (едино таковых отрочат) во имя Мое, тот принимает Меня. Примет, т. е. будет обращаться с ним с любовью, помогать ему, в чем он нуждается. Одно из таких детей, т. е. не только дитя в собственном смысле, но и всякого человека, уподобляющегося дитяти по его нравственным качествам: простосердечию, незлобию и смирению, – всякого истинного последователя Христова (Злат.). Во имя Мое, т. е. ради того, что Он исповедует Мое имя, есть Мои ученик, а не по каким-либо другим причинам. Принимает Меня, т. е. делает добро как бы Мне Самому: поелику вы сделали cиe одному из братий Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40), поясняется у св. Матфея. По еванг. Матфею, Иисус Христос, поставив дитя посреди Апостолов, прежде нежели сказать слова: кто примет одно из таких детей и пр., сказал следующее: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; кто умалится, как это дитя, тот и больше в царстве небесном (Мф. 18:2-4).

„Мое царство совсем не такое, каковы земные царства и каковым вы представляете его, как бы так говорил Иисус Христос Апостолам этими словами. И войти в Мое царство требуется не то, чтобы только считаться Моим учеником, а для этого требуются особенные условия: это – обращение и детство“. Обратиться, это значит изменить свои ложные мысли о царстве Мессии, отказаться от чувственных ожиданий относительно сего царства, усвоить себе истинные понятия об этом царстве и оставить тщеславные надежды на места в царстве Мессии (Мих.), – словом, обратиться от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию. Детство, это – уподобление детям, которые обыкновенно бывают чужды гордости и тщеславия, зависти и сварливости и всех, подобных сим, страстей; а, напротив, украшены многими добродетелями, как то: простосердечием, незлобием, смирением, спокойствием, и которые ни одной из этих добродетелей не гордятся. „Младенца, хотя бы поносили, хотя бы хвалили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится“ (Злат.)

Не войдёте в Царство Небесное, т. е. не будете истинными христианами на земле и не удостоитесь блаженства на небе. „Когда мы не имеем указанных качеств младенцев, говорит св. Златоуст, то как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно“. Словами: кто умалится, как дитя и пр. Господь указывает, чем особенно можно заслужить великое место в Его царстве. Это – смирением, каким обыкновенно обладают дети – смирением, по которому человек не возвышает, а считает себя ниже других, и от которого поэтому происходят многие добродетели, и которым покрываются многие грехи; тогда как противоположное смирению свойство, – гордость служит причиной всевозможных грехопадений. И в жизни Самого Господа, Пресв. Его Матери и святых всюду мы видим смирение и ни тени самовозвышения. Перед этим Господь прямо говорил апостолам: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9:35). Блаженны нищие духом, т. е. смиренные, ибо их есть Царство Небесное, прежде всего высказал Господь в Своей нагорной проповеди (Мф. 5:3). Гордость погубила ближайшего к Господу из ангелов, она погубила и первых людей, мечтавших сделаться подобными Богу, губит и бесчисленное множество людей.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible