Скрыть
И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Сам Господь после крещения постился сорок дней, тем самым уча нас, что злейших бесов род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Против Повиана

Анастасий Синаит, прп. (†701)

И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Ты, вероятно, спросишь: что же получается? Значит, вследствие роскоши, неги и разнообразных яств [кто-нибудь] становится эпилептиком или бесноватым? Послушай же Христа, говорящего о некоторых бесноватых: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Но если [род сей] выходит oт поста, то, следовательно, входит он, по попущению Божиему, от неги, роскоши и других телесных причин.

Вопросы и ответы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 28-29 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не могли изгнать беса. Заметь и благоговение их в том, что приступают они к Иисусу наедине. «Сей род». Какой? Род бесновавшихся в каждом новомесячии или вообще весь род бесов, который не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить; и тому и другому это нужно, особенно же требуется это от самого страждущего; да и не поститься только надобно, но и молиться, и не молиться только, но и поститься. Ибо так истинная молитва совершается, когда соединяется с постом; когда молящийся не обременен пищей, молиться легко и без затруднения.

Григорий Палама, свт. (†1359)

И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Вот, некоторые говорят, что такая молитва и пост должны были быть со стороны страждущего. Но на самом деле дело обстоит иначе. Ибо как бы мог молиться или с пользой для себя поститься находящийся под действием злого духа, и то такого сильного, будучи инструментом его и одержим им? Представляется же, что этот столь страшный бес, был бесом разнузданности, который, именно, то бросает в огонь захваченного им, – ибо таковыми являются беспорядочные и безумные любовные страсти, – то погружает его в воду, вследствие обжорства и неумеренных и частых пирушек и попоек. Ибо в людях такого рода обитает сей глухой и немой бес; потому что подверженный внушениям беса такого рода, не легко допускается к слышанию или говорению божественных предметов. Но что касается того, кто не одержим злым духом, хотя и подвергается его внушениям, тот когда возникнет к обращению, – ибо он еще сохраняет власть над собою, – должен молиться и поститься, дабы чрез пост обуздать тело и удержать его восстание, чрез молитву же обездействовать и усыпить предрасположения и возбуждающие страсти помыслы, и таким образом, он одержит верх над страстями, в молитве отгоняя сатанинский приступ и издевательство его. Но когда кто не только подвержен диавольскому внушению, но бывает и одержим им и терпит страдания, которые люди не в силах вылечить, ни сам он не может что сделать для своего выздоровления, тогда то самое, что он бы сам сделал, если бы имел свободный ум, это совершаемое ради него со стороны свободных, лучше же сказать, – одухотворенных Божественным Духом людей, в величайшей степени будет содействовать для изгнания беса.

Омилия 12. В Неделю четвертую Святой Четыредесятницы

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Христианский пост

 

Сектанты говорят: Мф.15:11: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека».

Православный ответ: Значит, и объедаться и пьянствовать можно, потому что это в уста?! Это можно только у сектантов, а не у православных. В приведенном сектантами месте говорится о безразличности пищи самой по себе, а не о посте. А пост Спаситель признает необходимым (Мк.9:29).

Оружие правды

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 28-29 Ученики Его (Христа) спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его (духа зла из глухонемого)? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Этими словами Господь узаконивает подвиг для христианина, подвиг, нужный для успешной борьбы с грехом и злом. А то люди склонны успокаивать себя ссылками на Божественное милосердие (прощение Господом, без подвигов и дел, разбойника, блудницы и др.) и склонны уменьшать свою ответственность за духовную бездеятельность. Узаконение подвига происходит при такой обстановке. Ученики Христовы были наделены от Него даром исцеления больных и изгнания бесов («дал им власть над нечистыми духами»Мк. 6:7), и, однако, они не могут изгнать духа зла из глухонемого. Что же? Разве бессилен Божий дар и напрасно Божие слово? Нисколько. Надо было указать, что Божие всемогущество сильно совершить всякое дело для человека, однако от человека требуется активность. Человеческая активность нужна по двум причинам. Первая в том, что душа человека должна быть сама подготовлена к восприятию Божией силы, когда эта сила открывается в ней. Это поименное требование Господа (ср. Мк. 5:34, 5:36, 6:5 и др.). Этим требованием узаконивается со стороны человека подвиг веры. На него указывает Господь и в рассматриваемом случае бессилия учеников совершить исцеление больного. Это записано евангелистом Матфеем. На вопрос учеников: «Почему мы не могли изгнать его?» Господь ответил им: «По неверию вашему» (Мф. 17:19-20), т.е. Божия сила, требуемая вами для совершения чуда, готова излиться, а вот вы оказались неспособными к ее восприятию. Вторая причина для человеческой активности указывается Господом (в данном случае) в обстоятельстве как бы вне человека. Для христианина, вступившего на Христов путь, неминуемо отвержение греха, зла и борьбы с ними (ср. Мк. 8:34-37). Мир зла — это не фикция, это определенная сила. И эта сила имеет своих многочисленных и разнообразных по значению агентов «сей род ничимже может изыти…». Мир зла не прощает измены себе. Он неминуемо начнет свое контрнападение на христианина. Нападения пойдут через тело, через человеческие страсти, через окружающую среду. И вот тогда, в этой борьбе, христианину, чтобы стать победителем, надо браться за подвиг. Господь указывает неминуемость («ничимже может изыти») подвига молитвы и поста. Божия сила и Божия помощь его не исключают. Какая же роль подвига? В чем значение молитвы и поста? Очевидно, молитва переключает человеческий дух в сферу Божественной силы, а пост утончает материальное и содействует лучшему переключению. Итак, если хочешь успеха в своем христианском пути, если хочешь побед, а не поражений в борьбе со злом, если хочешь радости достижения, а не потерь унижения и скольжений на одном месте, если хочешь ощущать всегдашнюю Божию помощь, а не безрадостную никчемность и оставленность — берись за подвиг. Подвигом веры и подвигами молитвы и поста поразишь зло, и Божия сила будет ощутимо с тобой.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 14-29 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
 

     Сказание об исцелении отрока у ев. Марка гораздо подробнее, чем у ев. Матфея; последний изображает лишь сущность события, первый же с подробностями обстановки, которые восполняют сказание ев. Матфея, в сущности же оба сказания совершенно одинаковы (ср. Мф.17:14-21).

     «И книжников, спорящих с ними»: т. е. с учениками. Спор, как видно, происходил из-за того, что ученики Господа не могли изгнать нечистого духа из отрока, приведенного к ним в то время, когда Господь с троими учениками был на горе преображения. Книжники, вероятно, издевались по этому поводу над учениками Господа, поносили самого Господа и развращали народ, внушая ему ложные понятия о действиях и учении Иисуса Христа.

     «Увидя Его, весь народ изумился»: чему? «или благовременному пришествию Иисуса или сиянию Его лица» (Евф. Зигаб.). О последнем в Евангелии нигде не упоминается; поэтому вероятнее первое. Ученики собственно были в смущении от бессилия своего изгнать духа нечистого; книжники еще более смущали их и клеветали по сему случаю на самого Господа, возбуждая против Него народ. В это время вдруг является сам Господь; народ, приверженный к Нему, увидев Его, изумился Его благовременному появлению, которое должно было разрешить все дело, по поводу которого завязался спор между книжниками и учениками Господа. Впрочем, для выражения этого впечатления при появлении Господа на народ, слово изумился было бы слишком сильно при таком только объяснении; греческое слово, употребленное здесь, означает изумление, соединенное со страхом. Если отблеск славы Божией был на лице Моисея, после того как он сошел с Синая (Исх.34:29-30), и это внушало другим чувство страха: то отчего же и не предположить, что и на лице Господа после преображения оставались следы этого чудного преображения, и это внушало народу изумление, соединенное с чувством страха? Впрочем, обычная кротость Господа вскоре рассеяла это чувство страшливости, и народ, по появлению Господа и изумляясь благовременности сего явления Его, дерзновенно «подбегая» к Нему, «приветствовал» Его, воздавая обычные знаки почтения и преданности Ему.

     «О чем спорите?»: Вопрос обращен к книжникам; но они, как видно, молчали; им стыдно было своих клевет, которые они расточали перед народом относительно Господа и Его учеников. Они уже не раз испытывали силу слов и действий Господа и удалялись посрамленными, и вот почему теперь молчали. Насколько появление Господа обрадовало народ и учеников, настолько же привело в смущение и замешательство книжников, и они, от стыда, смущения и опасения вновь быть посрамленными, молчали. Тогда отец бесноватого отрока объяснил в чем дело.

     «Привел к Тебе»: отец бесноватого привел сына своего, надеясь найти Господа вместе с учениками, но Господь в это время был на горе преображения, и отец, не найдя здесь Его, а только учеников Его, просил их изгнать беса, но они не могли.

     «Одержимого духом немым»: ев. Матфей упоминает слова отца о том, что этот отрок в новолуние только беснуется и жестоко страдает; ев. Марк словами же отца подробнее описывает болезнь бесноватого. Он был немой: дух нечистый лишил его употребления языка и голоса (ср. словоупотребление дух немой у Луки Лк.11:14), и жестоко страдал припадками падучей болезни (особенно в новолуния, Мф.17:15), которые припадки и были действием именно духа нечистого, как полагал отец и как оказалось в действительности при исцелении больного.

     «Дух сотряс его» и пр.: один из таковых ужасных припадков последовал тогда, как только больной или дух увидел Иисуса Христа.

     «Бросал его в огонь и в воду»: под влиянием нечистого духа отрок многократно бросался в огонь и в воду, так что погиб бы, если бы не спасали его другие.

     «Если что можешь»: выражение показывает слабость веры отца бесноватого в могущество Господа Иисуса (Феофил. и Злат.). Таковая слабость была в нем, вероятно и в то время, когда он просил учеников Господа изгнать духа и, может быть, этой слабостью веры отчасти условливалось бессилие учеников сделать это, а слабость в свою очередь от этого бессилия удлинилась еще более. Вот почему Господь и требует от него прежде всего веры.

     «Если сколько-нибудь можешь веровать» и пр.: т. е. исцеление сына твоего возможно только под условием веры твоей; если можешь веровать, то получит исцеление сын твой, ибо для верующего все возможно (ср. Мф.17:20).

     «Верую, Господи, помоги моему неверию»: томимый желанием видеть сына своего исцеленным, но чувствуя в то же время слабость своей веры, несчастный отец в сильном порыве сокрушенного духа (со слезами) исповедует Господу свое маловерие, и этим смирением, этим порывом самоуничижения сильно возвышает энергию своей веры. «Верую», Господи, готов веровать всей душой, но не могу, маловерие одолевает, неверие против воли вторгается в душу мою и ослабляет веру; помоги этому неверию моему, прогони его из души моей, не поставь мне его во грех, и я буду веровать в Тебя всем сердцем моим. Этим самым сознанием маловерия укреплялась вера его и явилась в такой степени, что Господь счел возможным наградить ее исцелением сына его.

     «Видя, что сбегается народ»: Господь избегал в это время возбуждения ненависти фарисеев и книжников против себя, к чему необходимо повели бы многочисленные народные собрания около Него, как бывало это и в других случаях, тем более, что здесь были посрамленные книжники, которые не преминули бы вновь наклеветать на Господа что-либо вроде того, что Он возбуждает народ. Потому видя, что толпа народная прибывает более и более, Он решился скорее окончить дело сие и, всевластным словом своим изгнав духа нечистого, исцелил отрока от тех мучений, каким подвергал он его и подверг в последний раз в то время, как выйти из него.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-29 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечисто му, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Принесшие больного, очевидно, предупредили народ, который только теперь стал собираться толпами ко Христу. Вот теперь-то, пред лицом целой толпы народа, Господь и нашел полезным совершить чудо исцеления отрока: толпа не должна думать, что это исцеление для Него представляется трудным, как было трудным оно для апостолов. Других причин, понуждавших именно теперь Христа к совершению исцеления, например, боязни пред фарисеями и книжниками, которые будто бы могли возбудить народ против Христа (еп. Михаил), – здесь не было.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 28-29 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста

Сей род, т. е. демоны, не может выйти иначе (ничим же может изыти токмо), как от молитвы и поста; потому что пост и молитва, отрешая человека от всего земного, вводят его в общение с Богом и чрез то укрепляют его веру, привлекают благодать Божию и дают ему чудотворную силу. „Кто молится и постится, пишет св. Златоуст, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов“. Это мы и видим из житий святых подвижников. „Видите ли потребность и пользу поста, соединённого с молитвой? замечает при этом Филарет, митрополит московский. Апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает, можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует, не ближе ли будет способствовать к укрощению плоти, воюющей против духа?“ „Каждый, одержимый страстью, грешник, говорит один из духовных писателей, есть в духовном смысле бесноватый и требует исцеления, т. е. очищения души его от страстей; а это исцеление не может совершиться без поста и молитвы“.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посте и молитве.
 

Мк.9:29. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека не достаточно одной праздной веры, а нужны еще молитва и пост, вот поэтому то православные христиане и упражняются в посте и молитве, по примеру первых христиан: Деян.13:2-3;27:91Кор.7:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible