Скрыть
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись

Марк говорит, что они, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Как нам это понять? Либо Матфей промолчал об этом ангеле, которого видели входящие, либо Марк промолчал о том ангеле, которого видели сидящим на камне (ср. Мф. 28:2). В таком случае они видели двух ангелов и от двух ангелов слышали вести об Иисусе.

О согласии евангелистов

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение LI. Почему Лука и Марк сообщают, что женщины вошли во гроб, прочие же не так, но что только со страхом заглянули (Лк. 24:3; Мк. 16:5; Мф. 28:8; Ин. 20:11)?

Разъяснение см. Лк. 24:3

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись

Следует обратить внимание на значение того, что ангела видят сидящим по правую сторону. Что означает левая сторона как не жизнь теперешнюю, а правая - жизнь вечную?.. Так вот, поскольку Искупитель наш уже преодолел тленность жизни теперешней, ангел, пришедший известить о Его жизни вечной, сидел, как и подобает, по правую сторону. Он явился облеченным в белую одежду, возвещая этим радость нашего торжества.

Сорок бесед на Евангелия

Исидор Севильский, свт. (†636)

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись

Воскресение мертвых, как говорит апостол, будет в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), то есть в пору молодости, которой уже не нужно развиваться и которая лишена изъянов, совершенна во всех отношениях, полна и сильна.

Сентенции

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись

Чтобы не представить себе ненароком гроб Господень, вызывающий любовь и людей, и ангелов, как обычное захоронение, мы воспользуемся достоверными сведениями тех, кто в наше время бывал в Иерусалиме и по возвращении оставил нам записи об увиденном. Итак, гробница была круглой, вырубленной в скале; высота ее такова, что стоящий посередине человек рукой достает до потолка. Вход располагался на восток, его закрывал большой камень, о котором рассказывают Евангелия. Направо от входа для упокоения тела Господа приготовлено было специальное место длиной семь футов на выступе высотой в три ладони от пола. Вход был сделан не как обычно - сверху, а сбоку; через него можно было внести тело.

Справедливо то, что, согласно сообщению Марка, глашатай воскресения Иисуса, пророчивший, что Он повергнет князя мира сего, был в сидячем положении (ср. Мф. 28:2). Сидя, он изображал Того, Кто победил творца смерти и уже взошел на трон вечного Царства… Восседать на троне - дело царя, стоять у жертвенника - дело Первосвященника. Ибо наш Искупитель удостоил нас чести быть нам равно Царем и Священником: Священником, чтобы очистить нас от греха жертвой Своего страдания; Царем, чтобы пожаловать нам Царство Вечное. Ангелы, возвещающие Его воскресение, предстают сидящими, обозначая то, что, победив смерть, Он отправился занять Свое место в Царстве Небесном. Они также предстают стоящими (ср. Лк. 24:4), показывая, что в таинствах Отца Он как Первосвященник выступает заступником за нас.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-8 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись

Ничего великого и достойного Божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены. «И весьма рано, в первый день недели», восстав, идут ко гробу и размышляют: кто отвалит камень? Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, - что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие - у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам: «не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Иисуса Христа «Распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что «Его нет здесь». И хотите ли увериться? «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место. «Но идите, скажите ученикам Его и Петру». Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам, - он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев. Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 5-6 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес

Явление Воскресшего Господа предваряет явление ангела. Так благодатная Божественная Сила предваряет восстание души. Эта Сила дает первый свет душе, и она, запертая в пещере греха и смерти, как бы разбуженная облистанием манящего Божественного Света, ужаснется необычайности зрения и ужаснется своей темноты… А зовущий ангел Божий скажет душе: «Этот свет еще не Бог, Бога нет в пещере смерти. Он воскрес. Восстань и ты, выйди из пещеры и встретишь Воскресшего».

«Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе» (припев 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Мк.16:1-8
 

Ст.16:1–8. О путешествии жен мироносиц к гробу и о случившемся там с ними ев. Марк рассказывает в общих чертах, согласно с ев. Матфеем, но с некоторыми весьма значительными, при краткости, особенностями, восполняющими сказание Матфеево (ср. прим. к Мф.28:1–10).
– «По прошествии субботы»: когда миновалось время покоя субботнего, в продолжение которого закон не позволял заниматься разными житейскими делами, значит, – вечером в субботу, когда начинался уже другой день, по обычаю иудеев, некоторые из жен мироносиц «купили ароматы», т. е. благовонные масти, какими, по обычаю иудеев, намащались тела умерших. В это время закон дозволял уже куплю и продажу, и некоторые из мироносиц воспользовались этим. Масти благовонные для намащения умерших составлялись из различных благовонных веществ и Различно.
– Редко бывали они из одного вещества, как например нардовое миро цельное (Мк.14:3), большей же частью составлялись из смешения разных веществ (Иов.41:22. Плин. 28, 9), из чистого оливкового масла (один из важных продуктов Палестины) и довольно дорогих привозных (Иез.27:22) веществ, особенно смирны или Мирры, нарда, ладана и др.

– «Помазать Его»: кажется не без основания можно заключить из этого, что они не ожидали воскресения Господа, как и Апостолы (Ин.20:9), чем объясняется и довольно продолжительное неверие этому учеников. «Ничего великого и достойного божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало ; неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающего и поглощающего влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены!» (Феофил.). Тем несомненнее истина воскресения Господа, тем несомненнее доказательство, что воскресение не есть воображение экзальтированного состояния духа учеников.

– «Весьма рано, при восходе солнца»: у ев. Матфея – на рассвете; значит – когда светало и первые лучи солнца только что осветили восточный край горизонта, или, как выражается блаженный Августин, это было то время, когда небо на восточной стороне забелелось, что бывает при приближении восхода солнечного, что несомненно из того, что слова «при восходе солнца» евангелист ограничивает другими – «весьма рано». Если по силе первого из этих выражений нельзя сомневаться в том, что это было время, когда начинало восходить солнце, то по силе второго выражения, которое для первого служит явным ограничением, нельзя думать, чтобы солнце уже совершенно взошло. Это время ев. Матфей мог означить словом на рассвете. Значит, сказание ев. Матфея и Марка о времени прибытия жен мироносиц к гробу не противоречат одно другому: жены пришли к гробу при восходе солнечном, когда рассвело. Если же и есть некоторое малое различие здесь, то оно исчезает совершенно при представлении, что мироносицы пробыли довольно долго при гробе; они могли подходить к гробу, когда светало и еще не было солнца, что и означил ев. Матфей, а когда были уже при гробе, то первые лучи его озарили восточный край неба, что и означил ев. Марк.
– «Кто отвалит нам» и пр.: частность, замеченная одним только ев. Марком и весьма естественная в положении женщин, спешивших рано утром к гробу.
– «Войдя в гроб, увидели юношу»: так назван ангел по его внешнему виду. Этот ангел был внутри гробовой пещеры, следовательно, не тот, о котором говорит ев. Матфей, что сидел на отваленном камне вне гроба; об этом ев. Марк умалчивает, повествуя о другом. Или: «могли они видеть ангела, сидящего вне, на камне, как сказано у Матфея; могли опять видеть его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда» (Феофил.).
– «Сидящего на правой стороне»: гробницы иногда делались большие по объему, с несколькими местами, где полагались умершие (фамильные гробницы). Вероятно, смертное ложе Господа было на правой стороне при входе в пещеру; здесь и сидел ангел, указывая на место, где лежал Господь (ст. 6).

– «Ученикам Его и Петру»: ученикам вообще, Апостолу Петру в особенности. Эта черта служит свидетельством особенной благости и милосердия Господа к кающимся грешникам. Петр недавно еще, в самые тяжкие минуты для Господа, отвергся от Него с клятвой, что и не знает Его вовсе, изменив данному незадолго перед тем обещанию – даже умереть с Ним, если б это потребовалось. Сознав вслед за тем падение свое, он горько плакал и раскаивался, и – вот Ангел, без сомнения, по повелению Самого Господа, велит возвестить радостную весть о воскресении Петру в особенности, показывая этим, что Господь простил ему грех его, ради покаянных слез его (ср. Феофил.) – «Как Он сказал вам»: ср. Мк.14:28.
– У ев. Матфея ангел говорит женам – «я сказал вам», но это относится ко всей речи ангела о воскресении Христовом и содержит удостоверение в этой истине; по сказанию же ев. Марка ангел напоминает только об обетовании Господа – предварить по своем воскресении учеников своих в Галилее.

– «Их объял трепет и ужас»: ужас напал на них при видении небесного вестника (ст. 5); после чудных речей ангела, когда они вышли из гроба, этот ужас усилился до высшей степени, как обыкновенно бывает подобное при чрезвычайных видениях; состояние страха и трепета овладевает видцем, когда окончится видение и он приходит в свое естественное состояние.
– «Никому ничего не сказали»: т. е. когда бежали дорогой, под влиянием ужаса ничего ни с кем не могли говорить.
– Что, пришедши домой, они рассказали обо всем Апостолам, об этом говорит далее сам же ев. Марк (ст. 10), а равно и другие евангелисты (Лк.24:9); и они должны были обо всем рассказать, ибо так повелел им ангел (ст. 7), да и неестественно было с их стороны не рассказать о таком чудном и необычайно важном для них самих событии.
– «Потому что боялись»: собственно испугались; в этом страхе, объявшем жен, причина того, что они в первое время по выходе из гроба, дорогой ничего ни с кем не говорили.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-8 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись

В повествовании о воскресении Господа Иисуса Христа евангелист Марк имеет некоторые особенности по сравнению с Матфеем. Он упоминает о трех женщинах, ходивших помазать тело Христа, а Матфей – о двух. Имена этих трех женщин те же, что названы в Мк.15:40. Только вторая Мария названа не матерью Иакова, а просто Иаковлевой. Один евангелист Марк (да еще Лука) говорит, что женщины пошли для того, чтобы «помазать тело Христа ароматами», т. е. душистыми мазями, которые они купили по миновании субботы. Очевидно, хотели со своей стороны намастить тело Христа как можно больше, хотя, вероятно, знали, что об этом уже позаботился Иосиф, погребавший Христа. Тогда они этого сделать не успели, так как наступил уже субботний покой. Теперь же могли это сделать, так как к вечеру субботы разрешалось открывать лавки, начинался уже новый день.

«И весьма рано… при восходе солнца» (стих 2). Было так рано, что солнце еще только начинало восходить (ἀνατείλαντος – причастие настоящего времени, совершенно точно обозначающее очень раннее время, ср. Ин.20:1; Лк.24:1). Небо чуть забелелось (блж. Августин). Та же мысль выражена и евангелистом Матфеем в выражении: «на рассвете».

«Войдя во гроб» (стих 5). Гробница представляла собой довольно большое помещение, куда можно было войти сразу двум-трем.

«Юношу…» т. е. Ангела (ср. Мф.28:2).

«На правой стороне». Это не тот Ангел, о котором упоминает евангелист Матфей: тот сидел на камне, отваленном от гроба и, значит, вне гроба.

«Ужаснулись». Очевидно, вид Ангела в белом одеянии произвел ужас в женщинах. Может быть, евангелист хочет сказать, что их повергло в ужас и отсутствие тела Иисуса во гробе.

«И Петру» (стих 7). Это упоминание о Петре вполне естественно в Евангелии Марка, написанном со слов апостола Петра. Может быть, Ангел и действительно велел прежде всего или особенно сообщить о воскресении наиболее огорченному смертью Христа ученику.

«Как Он сказал вам» (см. Мк.14:28). Господь сказал это Своим ученикам, но и женщины, очевидно, не были лишены надежды увидеть Его в Галилее.

«Трепет и ужас» (стих 8). Евангелист Марк вовсе не говорит о чувстве радости; которое, согласно Матфею, наряду со страхом, испытывали в это время мироносицы. Точно так же евангелист Марк оттеняет то обстоятельство, что они ничего никому не сказали по причине овладевшего ими страха. В этом он опять отличается от Матфея (Мф.28:8). Разрешить это противоречие в сказаниях двух евангелистов, кажется, лучше всего тем соображением, что евангелисты имеют в виду различных женщин: один говорит о тех, которые рассказали, другой – о тех, которые смолчали. Годе делает предположение, что сообщение Марка (стих 8) и сообщение Луки (Лк. 24:9) относятся к различным моментам времени: первое – к самому первому моменту по возвращении мироносиц, а второе – к тому времени, когда явилась к апостолам Мария Магдалина.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible