Скрыть
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Из Иерусалима вышли в мир мужи, числом двенадцать, и притом простецы. Не умели они говорить, но благодаря силе Божией возвестили Евангелие всему человеческому роду.

Апология

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Не только апостолам сказано: И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8), поскольку не только тем, к кому Он тогда обращался, предстояло выполнять эту задачу. Но похоже, что Он обращался только к апостолам, когда говорил: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Однако кому не понятно, что это Он обещал всей Церкви, которая, в то время как люди умирают и рождаются, пребудет до скончания века?

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 15-20 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь

Заметь заповедь Господа: «проповедуйте всей твари». Не сказал: проповедуйте только послушным, но всей твари, будут ли слушать, или нет. «Кто будет веровать», и не довольно сего, но - и «креститься», ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще. Верующих, - говорит, - будут сопровождать знамения - изгнание бесов, глаголание новыми языками, взимание змей, то есть истребление змей, и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов», очевидно, мысленных (Лк. 10: 19). Впрочем, выражение «будут брать змей» можно разуметь и буквально, так как, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). «И если что смертоносное выпьют, не повредит им». Это случалось много раз, как находим в повествованиях. Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Видишь ли? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения. О если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Крещение детей

 

Сектанты говорят: что крестить можно только взрослых, имеющих веру, а не детей, которые ничего не понимают, потому что Спаситель сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:15-16). Значит, – говорят сектанты, – дети, как не могущие веровать, не могут креститься.

Православный ответ: Значит, по мнению сектантскому, дети и осуждены будут за неверие, как сказано: «кто не будет веровать, осужден будет». Нет! Безумны сектанты в своих речах. В приведенном месте (Мк.16:16) говорится только о взрослых, а не о детях.

Детей же должно крестить по вере их родителей и восприемников, как в Ветхом Завете обрезывали младенцев восьмидневных (Быт.17:12, ср. Кол.2:11-14).

Оружие правды

Иоанн Скот Эриугена (†877)

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари

Третий мир тот, что, будучи серединой, сочетает в себе самом и возвышенное духовного и низменное телесного, и делает из двух одно. Он постигается в одном только человеке. в котором сводится воедино вся тварь. Ведь [человек] состоит из тела и души. Сочетая тело от этого мира и душу от мира иного, он собирает их воедино. Тело при этом обладает всей телесной, душа же - всей бестелесной природой, которые, когда сливаются в одно целое, составляют все мирское убранство человека. По этой причине человека называют «всем», ибо вся тварь переплавляется в нем словно бы в некоей мастерской. Оттого и сам Господь ученикам, шедшим проповедовать, повелел: ”Проповедуйте Евангелие всей твари”.

Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Мк.16:14–19.

Ст. 14-19  «Наконец»: это было впрочем не последнее явление Господа ученикам, как видим то из сказаний евангелистов Иоанна и Матфея; только евангелисты Марк и Лука, не имея в виду повествовать обо всех явлениях Господа, бывших по сказанию одного из них же в продолжение целых 40 дней по воскресении (Деян.16:3), ограничиваются этим явлением, как последним прощальным, и сосредотачивают в описании этого явления сущность всего того, чему Господь учил в продолжение этих 40 дней учеников своих.
– «Явился самим одиннадцати»: это то же явление, которое описывают евангелисты Лука (Лк.24:36–49) и Иоанн (Ин.20:19–23), каждый с некоторыми особенностями, восполняя сказания друг друга.
– «Упрекал их за неверие»: об этом отчасти повествует и ев. Лука, когда описывает, как Господь удостоверял Апостолов в истине своего воскресения.
– «Что видевшим Его воскресшего не поверили»: т. е. Марии Магдалине и другим мироносицам, Ап. Петру и еммаусским путникам. Казалось, довольно свидетелей для удостоверения в истине, но Апостолы все еще не верили вполне, и за это неверие, которое отчасти зависело и от жестосердия, в котором нередко Спаситель упрекал учеников своих (напр. Мк.8и дал.), упрекает Он их и теперь. Это обстоятельство, впрочем, имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа именно как неопровержимое доказательство истинности этого величайшего события. Видно, что Апостолы не ошиблись в ней, не могли обмануться, что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Они не верили, и нужны были упреки им самого Воскресшего и дозволение осязать себя, чтобы победить это неверие; и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение – несомненная истина и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии.

– «Идите по всему миру»: ко всем народам без различия, иудеям и язычникам. Теперь, когда искупление совершено, Евангелие должно быть проповедано всем, а не иудеям только, к которым исключительно Господь посылал прежде Апостолов (Мф.10:5).
– «Всей твари»: по связи речи – всему роду человеческому; по словоупотреблению же библейскому вообще, и в частности словоупотреблению и воззрению св. Ап. Павла – всему творению вообще (ср. Рим.8и дал. Кол.1:23). Искупление и восстановление человека смертью и воскресением Спасителя есть искупление и восстановление и всего творения, поврежденного в своей красоте грехом человека; а потому и всей твари должно быть благовествовано Евангелие искупления, и она откликнется со своей стороны на это благовествование теми знамениями в ней, какие сопровождать будут проповедь Апостолов и все действия истинно верующих (ст. 17 и дал.). Тварь вся представляется в этом воззрении олицетворенной и как бы чувствующей и слышащей проповедь о восстановлении ее. Истина – в том, что, расстроенная грехом человека, она для истинной веры верующих в искупление и по этой самой вере снова приходит в первобытную гармонию, совершенство и красоту, что и отражается в необыкновенных явлениях ее для верующих по силе и действенности их веры.

– «Кто будет веровать»: в проповедь о Христе Искупителе или, что то же, в самого Христа как Искупителя мира.
– «И креститься»: в крещении примет благодать искупления и через него внешним образом присоединится к обществу верующих во Христа.
– «Спасен будет»: от греха (Мф.1:21) и осуждения за него (Ин.5:24, 3:36) и таким образом будет оправдан перед Богом и, как оправданный, получит жизнь вечную в блаженном единении с Христом (Ин.5:28, 17:2–4). Итак, вот путь восстановления человека в первобытное совершенство, утраченное им через грех: вера в Господа, как Искупителя, по каковой вере усвояются ему плоды искупительной смерти Спасителя, и он является оправданным перед Богом и чистым. Внешним законом этой веры служит крещение, в котором человек возрождается к этой новой для него жизни и как бы умирает для прежней греховной жизни (Рим.5:1, 6и дал.).

– «А кто не будет веровать, осужден будет»: от человека зависит – веровать или не веровать в искупление его Иисусом Христом, и тем усвоить себе или не усвоить плоды искупления. Неверующий, а следовательно, и не крестящийся, остается в том же состоянии греховности, в каком находятся все люди вследствие греха прирожденного, а следовательно, и в состоянии осуждения за этот грех, так как им без веры не усвояются плоды искупительной смерти Богочеловека. Это осуждение, которое не снято с них верой, выразится окончательно на страшном последнем суде Христовом, когда они осуждены будут на лишение вечной блаженной жизни во Христе. Само собой разумеется, что и верующие, и крестившиеся получат спасение только в том случае, когда сохранят свою веру и будут жить сообразно с этой верой по закону Христову (Мф.25:31–46); только здесь не упоминается об этом, ибо говорится лишь вообще о первом и главном условии спасения или осуждения.

– «Знамения верующим» и пр.: знамения или чудеса, которые будут свидетельствовать об истине проповедуемой и приемлемой веры, и будут вызваны силой этой веры для большего уверения верных и для большего убеждения к вере еще неверующих. Верующими здесь называются прежде всего сами Апостолы, первые проповедники Евангелия, которым и обещаются эти знамения, потом – и все истинно верующие, которые силой своей веры всегда могут совершать чудеса для высоких целей проповеди Евангелия и пользы верных. Это обетование относится, впрочем, преимущественно к первым проповедникам Евангелия и верующим, как и действительно мы видим преимущественно в истории первохристианской Церкви обилие чудес; но и во все времена, даже до наших дней, чудеса в Церкви Христовой совершаются высоковерующими, святыми членами Церкви.
– «Именем Моим» и пр.: см. выше Мк.6:7, 13, 9и др. прим. к Мф.4:24.
– «Будут говорить новыми языками»: на наречиях, которых дотоле не знали и которым не учились, – будут говорить свободно, проповедуя Евангелие царствия Божия. Это обетование исполнилось собственно на Апостолах в день Пятидесятницы (Деян.2:4–11), и исполнилось на них после, при проповедании ими Евангелия во всей вселенной.
– Исполнялось впрочем оно и на верующих в Церкви (напр. 1Кор.12:10, 28:30, 13и др.), но примеров этого не очень много известно из истории.

– «Будут брать змей»: без вреда для себя; сила змеиного яда действовать на них не будет. Если же так, то они могут распоряжаться змием как послушным орудием, могут побеждать его, не опасаясь ничего. Так как змей служит символом вообще зла: то этим дается верующему вообще торжествовать над злом, над всякой враждебной силой. Это – то же, что власть наступать на змею и скорпию и всю силу вражью (Лк.10:19). В буквальном смысле это обетование исполнилось, например, на св. Ап. Павле, когда при укушении змеей он, к удивлению спутников, не только не потерпел никакого вреда, но и стряхнул спокойно змею в огонь (Деян.28и дал.).
– «Смертоносное выпьют, не повредит»: всякие яды не будут действовать не только смертоносно, но и вредно на них. Восстановленная в своем совершенстве для веры их природа не будет враждебна в отношении к ним по вере их. История в особенности первохристианской Церкви представляет многочисленные примеры того, что яды действительно не действовали не только смертельно, но даже и вредно на верующих. Относительно в частности Апостолов предание говорит, Ап. Иоанн Богослов испил чашу яда, не получив нисколько вреда.
– «Возложат руки на больных» и пр.: чудотворное исцеление болезней посредством одного возложения рук и молитвы, примеров коего в истории множество.
– Так как здесь сила речи или обетования собственно в чудесном излечении болезней: то на возложение рук для этого можно смотреть только как на одно из внешних средств или внешних знаков проявления чудотворной целебной силы, и под возложением рук можно разуметь все те действия верующих, посредством которых проявляется чудотворно-целительная сила веры и благодати, будет ли то слово, взгляд, прикосновение и т.п.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-18 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы

«Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» (ὕστερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука (Лк. 24:36–49) и Иоанн (Ин. 20:19–23).

«Упрекал их за неверие», т. е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа.

«Идите по всему миру… всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее (Мф. 10:5) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»).

«Кто будет веровать…» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк. 8:35, 10:26, 13:13–20) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение (Ин. 4:2).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…» (стих 17). Апостолы по собственному опыту должны были знать, что уверовать в воскресшего Христа – дело нелегкое: они два раза обнаружили свое неверие в этот факт. Поэтому Господь обещает, в-третьих, посылать уверовавшим особые чудесные знамения, которые будут укреплять их в вере. Эти чудеса будут творить как апостолы, так и простые верующие. Последние же, видя, как творят чудеса их проповедники, будут убеждаться в истинности их послания Богом.

«Именем Моим», т. е. Моей силой (ср. Мк. 9:38 и др.).

«Новыми языками» (ср. Деян. 10:46, 19:6; 1Кор. 12:10), т. е. языками, которых ранее они не знали.

«Брать змей» (стих 18). Пример этого см. в Деян. 28:3–6 и в истории Моисея (Исх. 4:2–4).

«Смертоносное выпьют…» По одним преданиям в Эфесе, по другим – в Риме апостол Иоанн Богослов был принужден гонителями христианства выпить кубок с ядом, который нисколько не повредил его здоровью…

«Возложат руки на больных» (ср. Деян. 28:8 и сл.; Евр. 6:2; 1Кор. 12:9; Иак. 5:14).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О власти духовной.


Мк.9:35. Апостолы и их преемники пастыри Церкви равны между собою в сознании собственного недостоинства, но власть пастырская – духовная над пасомыми, должна быть: 1Пет.6:5; Тит.2:15; Евр.13:172Тим.4:2; также и уважение к ним должно быть: 1Фес.5:12; потому что к ним сказано: Мк.16:15-16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении младенцев.
 

Мк.16:15–16. Сердечную веру во Христа имеют и младенцы: Мф.21:16; не поэтому ли и Господь запретил препятствовать прихождению к Нему детей: Мф.19:14; а апостол говорил, что обетование принадлежит как взрослым, так и детям их: Деян.2:39;16:15; но, чтобы получить это обетование, необходимо креститься: Ин.3:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible