Скрыть
После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение

Когда читаем: Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24:16), то похоже, что какая-то помеха в глазах смотрящих мешала им видеть Его. Когда же в другом месте ясно говорится: Явился в ином образе, - это значит, что Он явился в Своей плоти, вид которой был иным. Здесь тоже какое-то препятствие мешало глазам узнать Его.

Явился Иисус: глазами Его видели и не узнавали. Учитель шел с ними по дороге, и Сам был путь (ср. Ин. 14:6), но они все еще не шли по этому пути - Он нашел их сбившимися с дороги. Покуда Иисус был с учениками до страдания Своего, Он все им предсказал: что Ему предстоит страдать, умереть и в третий день воскреснуть. Он все предсказал, но Его смерть вызвала у них помутнение памяти. Вид Его на кресте стал таким потрясением для апостолов, что они забыли, чему Он их учил, не ожидали Его воскресения и не держали в памяти Его обещаний.

Послания


Глазам их что-то мешало вплоть до таинства преломления хлеба, и им виделся какой-то иной образ. Поэтому они и не узнали бы Христа, если бы не преломление хлеба, как показывает в своем рассказе Лука (Лк. 24:13-32). Конечно, они все еще не разумели, что Христу надлежало умереть и воскреснуть; подобно и глаза у них были чем-то закрыты. Не истина скрывалась от них, но они были не в состоянии принять истину.

О согласии евангелистов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-14 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

«Воскреснув» - здесь остановись, потом читай: «рано в первый день недели, Иисус явился Марии Магдалине». Ибо не воскрес рано (кто видел, когда Он воскрес?), но явился рано, в день воскресный (так как этот день есть первый день субботы, то есть седмицы). «Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов», то есть многих (ибо Священное Писание принимает иногда число «семь» в смысле множества) или семь бесов, противоположных семи духам добродетели, как-то: дух бесстрашия (небогобоязливости), дух неразумия, дух неведения, дух лжи и прочие, противоположные дарованиям Святаго Духа. «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение». Об этих двоих и Лука говорит (Лк. 24, 13-35). «И те возвестили прочим; но и им не поверили». Как же Лука говорит, что они, «возвратились и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 33-34), тогда как по свидетельству Марка не поверили и тем, кои пришли из села? Отвечаем: когда евангелист говорит, что «возвестили прочим», то разумеет не одиннадцать апостолов, но некоторых других. Этих и назвал он «прочими», поскольку одиннадцать видели Его (Христа) в тот же день, в который и возвратившиеся из села нашли их говорящими, «что Господь истинно воскрес».

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 10-14 Она (Мария Магдалина) пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

Этот упрек Господа обращен и к тебе, неразумная душа! И тебе разве не был явлен Воскресший Господь? Одинокая и бессильная в жизненной пустыне, ты плакала и рыдала в своей безысходности, и когда тебе говорили о Нем, живом и воскресшем, видевшие Его, почему ты не поверила? И когда тебе свидетельствовали о Нем те, кому Он являлся на пути жизни, почему же ты не поверила? И, наконец, не являлся ли Господь тебе самой? В разных обстоятельствах жизни, когда ты искала Его, и даже когда, малодушествуя, ты унывала, разве не осязала Его промыслительной и любящей Руки? Почему же ты не поверила, неверная и жестокосердная? А если поверила, почему не идешь за Воскресшим к своему воскресению, которое Он принес тебе?

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся» (припев 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Мк.16:9-13.

Ст. 9-13 О нескольких явлениях самого Воскресшего ев. Марк говорит чрезвычайно кратко и об одном только несколько подробнее. Об упоминаемых здесь ев. Марком явлениях подробнее говорят другие евангелисты и тем подтверждают достоверность его сказаний и объясняют их.
– «Явился сперва Марии Магдалине»: прежде всех Воскресший явился Магдалине. Об этом явлении говорит подробнее ев. Иоанн (Ин.20:11–18). Как первая согрешила в раю жена, так первая жена же удостаивается слышать от самого Победителя греха весть о победе над грехом и искуплении от греха и всех следствий его.
– «Из которой изгнал семь бесов»: из этого только замечания ев. Марка узнаем, что Магдалина была некогда бесновата, и при том жестоко («семь т. е. многих, ибо свящ. Писание принимает иногда число семь в смысле множества, наприм., неплоды роди седмь» Феофил.), и что Господь исцелил ее. Вероятно, благодарная за это исцеление, она и сделалась впоследствии самой ревностнейшей ученицей Господа, всюду следовавшей за Ним и служившей Ему от трудов своих (см. выше Мк.15:41).
– «Бывшим с Ним», т. е. ученикам Его и последователям.

– «Плачущим и рыдающим»: так характеризуется скорбное настроение духа последователей Христовых после Его смерти до воскресения. О возвещении Магдалиной Апостолам о воскресении Христовом и о явлении Его ей, а равно и о неверии ей учеников говорят ев. Иоанн и Лука (Ин.20:18. Лк.24:11).
–«Не поверили»: показывает, с какой осторожностью принимали Апостолы весть о воскресении, как опасались они вдаться в обман или ошибку, и – если потом поверили, то поверили как нельзя более наглядно убедившись, и, следовательно, сказания их о воскресении Господа имеют полнейшую силу самых достоверных доказательств истины воскресения Христова. «После этого явился» и пр.: об этом явлении Спасителя воскресшего еммаусским путникам подробно повествует ев. Лука (Лк.24:13–35).
– «В ином образе»: так, что ученики знавшие Его прежде, в это время Его не узнали (Лк.24:16).
– «Шли в селение»: Еммаус.

– «Но и им не поверили»: по сказанию ев. Луки, когда еммаусские ученики рассказали Апостолам о явлении им Господа, то последние говорили, что Господь точно воскрес и явился Симону (Лк.24.34–35). Этому, впрочем, рассматриваемое замечание ев. Марка нисколько не противоречит. Дело было, сколько можно догадываться из снесения помянутых мест, так: Апостолы говорили, что Господь явился Симону и следовательно точно воскрес, следовательно, верили этому. Приходят еммаусские ученики и говорят, что Он им явился, но они сперва Его не узнали, узнали уже потом, но Он невидим стал для них.
– Итак учитель их является то там, то там и притом в ином образе; это могло повергнуть их в новое сомнение, близкое к неверию, когда они еще не понимали нового образа бытия Господа по воскресении, нового прославленного Его пребывания на земле. И действительно, это повергло их в сомнение; это видно из того, что когда вслед за тем Господь явился им при затворенных дверях, они испугались и подумали, что видят призрак, и Господь нарочито принужден был уверять их в том, что это Он (Лк.24:35–43): значит, вера их была еще не крепка, и в то время, как еммаусские ученики рассказывали им о явлении, они действительно не верили им.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили

То, о чем здесь так кратко сообщает евангелист Марк, со всеми подробностями описывает Лука, – это явление Христа двум ученикам по пути в Эммаус (Лк. 24:13 и сл).

«В ином образе». Христос изменил Свой внешний вид (ἑτέρα μορφή).

«И им не поверили». Евангелист Марк оттеняет это новое проявление критицизма апостолов в отношении к свидетелям о воскресении Христа, вероятно, для того, чтобы показать, что если уже в конце концов апостолы уверовали в воскресение Христа, то эта вера была обоснована их собственным опытом, что она не явилась в них чем-то пришедшим со стороны. Но как примирить с этим сообщением евангелиста Марка сообщение Луки, который говорит, что апостолы в это время уже веровали в воскресение Христа (Лк. 24:34)? Можно полагать, что апостолам показалось странным, как Господь одновременно мог явиться и в Иерусалиме, и по дороге в Эммаус. Они не могли понять, что Господь теперь имеет особое тело, отличное от прежнего, способное преодолевать границы пространства (ср. Лк. 24:37). В этом и состояло в настоящем случае их неверие…

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible