Скрыть
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все

До слов Христа сосуд заполнен вином и водой, но когда действуют слова Христа, в нем уже Кровь, искупляющая людей. Видите, как слова Христовы могут изменять все вещи? Затем и Сам Господь Иисус свидетельствовал нам, что мы принимаем Тело и Кровь Его. Неужели мы должны сомневаться в вере и в Его свидетельстве?

О таинствах

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-25 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием

Некоторые говорят, что Иуда не причастился Святых Тайн, но вышел прежде, нежели Господь преподал сии Тайны. Напротив, другие утверждают, что Господь и сего неблагодарного приобщил Своей Святыни. Благословив, то есть благодарив, Господь преломил хлеб. Так делаем и мы, произнося молитвы. «Сие, - говорит, что вы теперь приемлете, - есть Тело Мое», ибо хлеб есть не образ Тела Господня, но самое Тело Христово, в которое хлеб прелагается. И Господь говорит: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6, 51); не сказал: образ Моей Плоти, но «Плоть Моя». И еще: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого» (Ин. 6, 53). Но как это? может быть, скажет кто-нибудь: ведь Плоти тут не видно? Это ради нашей немощи, человек! Поскольку хлеб и вино суть обыкновенные для нас вещи, а видеть предложенную нам Плоть и Кровь было бы нестерпимо для нас, и мы бы отвратились от них, то Человеколюбец Бог, по снисхождению к нам, сохраняет вид хлеба и вина, но они прелагаются в силу Плоти и Крови. Кровь Свою назвал Кровью «Нового Завета», в отличие от Ветхого Завета, ибо и Ветхий Завет имел кровь, которой окроплялись и народ, и книги Закона. «Не буду, - говорит Он далее, - пить от плода виноградного» до Воскресения (Царством называет здесь Воскресение, так как воскресши и из мертвых, Он воцарился над смертью). После же Воскресения Он опять ел и пил с учениками Своими, уверяя их таким образом, что Он есть Тот Самый, Который пострадал. Но пил уже новое вино, то есть пил новым некоторым и необыкновенным образом, ибо имел Плоть уже не страдательную и нуждающуюся в пище, а нетленную и бессмертную. А можно понимать это и так: виноградная Лоза есть Сам Господь, плод Лозный суть тайны и ведение сокровенное, которое рождает Он, уча человека ведению. Таким образом «в Царствии Божием» Христос будет пить с учениками Своими тайны и премудрость, научая нас новым истинам и открывая то, что ныне сокрыто.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Все четыре Евангелиста, как бы по согласию (хотя они писали в разное время и в местах, находящихся далеко друг от друга) говорят одно и то же о Святейшей Евхаристии.

Святой Евангелист Матфей в главе 26 говорит: И когда они (Апостолы) ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.26:26-28).

Святой Евангелист Марк в главе 14 говорит: Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая (Мк.14:22-24).

Святой Евангелист Лука в главе 22 говорит: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание Также и нашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови (Лк.22:19-20).

Святой Евангелист Иоанн в главе 6: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:51).

Еще, кроме Евангелистов, и Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам в главе 11 это же говорит слово в слово: Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1Кор.11:23-25).

Смотри, какое единогласие у всех Евангелистов, и с ними Апостола Павла. Еще следует принимать во внимание, что этому таинству научили не Евангелисты, не кто-либо из других Апостолов, но Сам Христос, Который говорит: Ибо Я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1Кор. 11, 23).

Из всех этих свидетельств, Евангельских и Апостольских, складывается следующее доказательство.

1. В Евхаристии Христос дал нам есть то Тело, Которое за нас предается, и дал нам пить ту Кровь, Которая будет за нас изливаема, ибо Сам говорит: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. И снова: сие есть Тело Мое, за вас ломимое, то есть, в жертву приносимое. И снова: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. О Крови у всех Евангелистов и у Апостола пишется одинаково: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая. Или же: за многих изливаемая. Отсюда ясно видно, что в Евхаристии Христос дал есть нам то Тело, Которое предается за нас на страдания и смерть. И Он дал нам пить в Евхаристии ту Кровь, которая будет за нас изливаема.

2. Но Тело Христово было предано за нас не образно, но истинно и существенно. И Кровь Христова была за нас изливаема не образно, но истинно и существенно.

3. Поэтому Христос в Евхаристии дает нам Тело Свое не образно, но истинно и существенно, и Кровь Свою дает нам в Евхаристии не образно, но истинно и существенно.

Здесь, лазутчики, вам должно быть стыдно, трудно вам против рожна идти: этого доказательства вам не сгрызть, хотя у вас для угрызения нас зубы крепки и остры. В этом доказательстве первое положение относится к словам Самого Христа. Второе положение твердо и непоколебимо, его и вы исповедуете. Третье положение есть вывод из двух предыдущих, приводящий к истине по правилам логики.

ГОВОРИТЕ: Когда Христос говорит: сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя, Он говорит преобразовательно, как бы говоря: «Этот хлеб есть образ Тела Моего. Это вино, или эта чаша, есть образ Крови Моей».

ОТВЕЧАЮ: Это обычное для вас пустословие, но прочтите полностью Писание (которое вы обычно урезаете) и уясните себе, на чем строится доказательство, а именно, на этом: сие есть Тело Мое, за вас ломимое. И снова: хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

А также: сие есть Кровь Моя, за вас изливаемая. Но Тело, за нас предаваемое, было истинным Телом Христа, а не образом Тела Христа. И Кровь, за нас изливаемая, была истинной Кровью Христа, а не образом Крови Христа. Поэтому и в Евхаристии, они истинны и существенны, а не просто образы.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Для Христа Бога нашего благодарить не является обычным делом, разве только в желании сотворить нечто чудесное и сверхъестественное, и благословлять неодушевленные и бесчувственные предметы, разве только желая явить ими некое чудо, о котором можно узнать от них, как это было у гроба Лазаря, при умножении хлебов, и прочее.

Но поскольку на Тайной Вечере Христово благодарение и благословение происходило над хлебом и вином, то ясно, что этим благодарением и благословением Христос хотел показать нечто чудесное (Мф.26:26-28; Мк.14:22-24; Лк.22:19-20; 1Кор.11:23-25). Но какое чудо Он показал тогда? Мы отвечаем, что существо хлеба Он преложил в существо Своего Тела и существо вина изменил в существо Своей Крови. Это чудо выше всех чудес, и особенно – более памятное, словами псалма: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс.110:4-5).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 17-26 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.


См. прим. к Мф.26:20–30.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-26 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И, воспев, пошли на гору Елеонскую

(См. Мф. 26:20-30).

«Ядущий со Мною» (стих 18). Здесь дается намек на то, что предатель за трапезой находится поблизости ко Христу. Но кто он – это было еще неясно. Неясно было также и значение выражения «предаст». Если бы апостолы видели в нем указание на сознательное предание Христа Его врагам, то едва ли они стали бы спрашивать: «не я ли?» Может быть, они имели в виду какое-либо нечаянное действие, неосторожно вырвавшееся слово, которое могло послужить ко вреду их Учителя.

«И другой: не я ли?» (стих 19). Это выражение, находящееся только у евангелиста Марка, показывает, что, кроме 12 апостолов, которые задавали вопрос «один за другим» (εἷς κατὰ εἷς), за столом находились и некоторые другие лица, и вот один из этих последних (καὶ ἄλλος) и обратился к Господу с вопросом. То, что за столом действительно сидели и другие ученики, кроме 12-ти, и, быть может, даже Пресвятая Богоматерь, видно и из слов: «один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо». Такого частного определения не было бы надобности высказывать, если бы со Христом находились тогда только 12 апостолов…

«Впрочем» (стих 21) – неправильное выражение. Здесь в греческом тексте стоит частица ὅτι, употребляющаяся для причинной связи: «так как…». Поэтому весь стих 21 нужно передать следующим образом: «так как Сын Человеческий уходит, как о Нем написано, согласно с волею Бога, но так как, с другой стороны, тому человеку, через которого Сын Человеческий будет предан, предстоит горькая судьба, то лучше было бы тому человеку не родиться!».

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе.

«И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней («все» пили).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Причащении.

Ин.6:33-35. Сходил с небес и дал жизнь миру хлеб живый – Христос Спаситель: Ин.6:38,51. Кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Ин.6:53. Заповедь о питании Телом и Кровию Христовым ясно передана Евангелистами: Мк.14:22-23; Мф.26:26; и апостолом: 1Кор.11:23-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible