Скрыть
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое

Когда же предстоятель благословит, а весь народ провозгласит одобрение, то так называемые диаконы дают каждому из присутствующих причаститься благословленного хлеба, вина и воды, а тем, кто не присутствует, относят. И эта пища называется у нас Евхаристией, в которой нельзя участвовать никому, кроме верующих в то, что наши учения истинны, и омывшихся омовением для оставления грехов и в возрождение, и живущих так, как заповедал Христос (ср. 1Кор. 11:27-29). Ибо мы принимаем это не как обычный хлеб и обычное питье. Но как Иисус Христос, Спаситель наш, воплотившееся Слово Божие, возымел ради нашего спасения кровь и плоть, так и мы научены, что пища, благословленная молитвой исходящего от Него слова, пища, которою через претворение питается наша кровь и плоть, есть кровь и плоть этого воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в составленных ими воспоминаниях, которые называются Евангелиями, передали, что им было заповедано так: Иисус, взяв хлеб, благословил и сказал: Сие творите в мое воспоминание: сие есть Тело Мое. И также, взяв чашу, благословил и сказал: Сия есть Кровь Моя, - и разделил ее только между ними (ср. Мф. 26:26-28, Лк. 22:19-20, 1Кор. 11:23-25).

Апология

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое

Наставляя учеников приносить Богу начатки Его творений - не потому, что Он в них нуждается, но чтобы сами не были бесплодны и неблагодарны - Он взял тварное - хлеб, и возблагодарил, говоря: Сие есть Тело Мое. Подобно и чашу, которая также из сотворенного, как и мы, Он назвал Кровью Своею, научив новому приношению Нового Завета (ср. Мф. 26:26-28, Лк. 22:19-20, 1Кор. 11:23-25). От Его апостолов приняла Церковь и воздает во всем мире Богу, дающему нам пищу, начатки даров Его в Новом Завете.

Против ересей

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое

Ты хочешь знать, как хлеб освящается словами небесными? Внимай тому, каковы слова. Священник говорит: «Сотвори для нас сию жертву, словесную, разумную, приятную, что есть образ Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. В день перед страданиями Он взял в Свои святые руки хлеб, воззрел на небо, на Тебя, Святый Отче всемогущий, Боже вечности, и, воздавая благодарения, благословил и преломил хлеб, передавая его апостолам и ученикам Своим, говоря: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1Кор. 11:24) и Заметьте: до освящения - это хлеб, но в соединении со словами Христа - это Тело Христово.

О таинствах

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое

Так как Он есть духовный Адам, то надлежало, чтобы и рождение было духовно, равно как и пища. Но поскольку мы некоторым образом двойственны и сложны, то следует, чтобы и рождение было двояким, и пища - сложною. Потому нам дано рождение водою и Духом (я говорю о святом крещении) (ср. Ин. 3:5), а пища наша - Сам хлеб жизни, Господь наш Иисус Христос, сошедший с небес (Ин. 6:35, 48, 51). Ибо Он, намереваясь принять за нас добровольную смерть, в ту ночь, в которую предавал Себя, завещал святым Своим ученикам и апостолам Новый Завет (ср. Лк. 22:20), и через них - всем верующим в Него. Вкусив со Своими учениками ветхую пасху в горнице святого и славного Сиона и исполнив Ветхий Завет, Он умывает ноги ученикам (Ин. 13:4-12), показывая знамение святого крещения. Потом, преломив хлеб, Он передает им, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов» (ср. Мф. 26:26).

Изложение веры

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-25 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием

Некоторые говорят, что Иуда не причастился Святых Тайн, но вышел прежде, нежели Господь преподал сии Тайны. Напротив, другие утверждают, что Господь и сего неблагодарного приобщил Своей Святыни. Благословив, то есть благодарив, Господь преломил хлеб. Так делаем и мы, произнося молитвы. «Сие, - говорит, что вы теперь приемлете, - есть Тело Мое», ибо хлеб есть не образ Тела Господня, но самое Тело Христово, в которое хлеб прелагается. И Господь говорит: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6, 51); не сказал: образ Моей Плоти, но «Плоть Моя». И еще: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого» (Ин. 6, 53). Но как это? может быть, скажет кто-нибудь: ведь Плоти тут не видно? Это ради нашей немощи, человек! Поскольку хлеб и вино суть обыкновенные для нас вещи, а видеть предложенную нам Плоть и Кровь было бы нестерпимо для нас, и мы бы отвратились от них, то Человеколюбец Бог, по снисхождению к нам, сохраняет вид хлеба и вина, но они прелагаются в силу Плоти и Крови. Кровь Свою назвал Кровью «Нового Завета», в отличие от Ветхого Завета, ибо и Ветхий Завет имел кровь, которой окроплялись и народ, и книги Закона. «Не буду, - говорит Он далее, - пить от плода виноградного» до Воскресения (Царством называет здесь Воскресение, так как воскресши и из мертвых, Он воцарился над смертью). После же Воскресения Он опять ел и пил с учениками Своими, уверяя их таким образом, что Он есть Тот Самый, Который пострадал. Но пил уже новое вино, то есть пил новым некоторым и необыкновенным образом, ибо имел Плоть уже не страдательную и нуждающуюся в пище, а нетленную и бессмертную. А можно понимать это и так: виноградная Лоза есть Сам Господь, плод Лозный суть тайны и ведение сокровенное, которое рождает Он, уча человека ведению. Таким образом «в Царствии Божием» Христос будет пить с учениками Своими тайны и премудрость, научая нас новым истинам и открывая то, что ныне сокрыто.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое

Приимите, ядите (Mк. 14:22). Не довольно ли было бы сказать: вкусите; дабы можно было разуметь, что довольно вкусить от трапезы Господней хотя однажды, или причащаться ея иногда, при особенной нужде, подобно как употребляют врачевство; ибо трапеза сия и действительно заключает в себе могущественное Божественное врачевство для душ и телес; и могущество его, как Божественное, так велико, что аще кто снесть от хлеба сего и единожды, сего может быть достаточно, да жив будет во веки (Ин. 6:51). Но нет! Господь предложил нам Тело Свое не для единократнаго, или не частаго и случайнаго употребления, как врачевство, но для питания постояннаго и всегдашняго: ядите. Если бы Тело Христово предложено было нам только как врачевство: и тогда, братия, надлежало бы нам самим просить позволения употреблять врачевство сие чаще, подобно как часты наши немощи, особенно душевныя. Но когда Господь даровал нам оное, как насущный хлеб, по слову Его: хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть (Ин. 6:51): то чрез сие самое не только позволил, но и повелел, чтобы мы часто приступали к Его трапезе. Мы не оставляем себя на долго без хлеба обыкновеннаго, зная, что иначе ослабеют наши силы, и жизнь телесная продолжаться не может: как же не боимся мы надолго оставлять себя без хлеба животнаго, небеснаго, Божественнаго?

Слово по освящении храма Преображения Господня, что на Ордынке (Говорено сентября 20 дня. 1836 год)

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-26 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И, воспев, пошли на гору Елеонскую

(См. Мф. 26:20-30).

«Ядущий со Мною» (стих 18). Здесь дается намек на то, что предатель за трапезой находится поблизости ко Христу. Но кто он – это было еще неясно. Неясно было также и значение выражения «предаст». Если бы апостолы видели в нем указание на сознательное предание Христа Его врагам, то едва ли они стали бы спрашивать: «не я ли?» Может быть, они имели в виду какое-либо нечаянное действие, неосторожно вырвавшееся слово, которое могло послужить ко вреду их Учителя.

«И другой: не я ли?» (стих 19). Это выражение, находящееся только у евангелиста Марка, показывает, что, кроме 12 апостолов, которые задавали вопрос «один за другим» (εἷς κατὰ εἷς), за столом находились и некоторые другие лица, и вот один из этих последних (καὶ ἄλλος) и обратился к Господу с вопросом. То, что за столом действительно сидели и другие ученики, кроме 12-ти, и, быть может, даже Пресвятая Богоматерь, видно и из слов: «один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо». Такого частного определения не было бы надобности высказывать, если бы со Христом находились тогда только 12 апостолов…

«Впрочем» (стих 21) – неправильное выражение. Здесь в греческом тексте стоит частица ὅτι, употребляющаяся для причинной связи: «так как…». Поэтому весь стих 21 нужно передать следующим образом: «так как Сын Человеческий уходит, как о Нем написано, согласно с волею Бога, но так как, с другой стороны, тому человеку, через которого Сын Человеческий будет предан, предстоит горькая судьба, то лучше было бы тому человеку не родиться!».

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе.

«И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней («все» пили).

Дидахе

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое

Молитесь так: «Благодарим тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего (ср. Мф. 26:29, Мк. 13:25, Ин. 15:1). Тебе слава вовеки, аминь». О преломлении же [молитесь] так: «Благодарим тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава вовеки, аминь». Как это преломление было рассеяно по горам и, собранное, стало единым, так да соберется Церковь Твоя от пределов земли в Царствие Твое.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 17-26 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.


См. прим. к Мф.26:20–30.

Толкование на Евангелие от Марка

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Причащении.

Ин.6:33-35. Сходил с небес и дал жизнь миру хлеб живый – Христос Спаситель: Ин.6:38,51. Кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Ин.6:53. Заповедь о питании Телом и Кровию Христовым ясно передана Евангелистами: Мк.14:22-23; Мф.26:26; и апостолом: 1Кор.11:23-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible