Скрыть
Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам

Моисея в лице закона, Аарона в лице пророков и Мариам в лице Церкви, которую ослепила нечистота идолов и уврачевало человеколюбие Воплотившегося.

Поэтому Церковь, как Мариам, освободившись от мысленного фараона – диавола – и от владычества демонов, и видя, что ветхий человек, подобно Египту, потоплен в море купели, взяв тимпан благодарения и приведя в согласие с древом креста, ударяет в струны добродетели и восклицает: «поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15, 1).

Утешение больному

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 3-5 Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни

Суду подвергается Иисус от человека несправедливого (Пс 42:1), и подвергается Он ему вольно, как написано: Народ мой! что сделал Я тебе, и чем отягощал тебя? (Мих 6:3). Но если Отец отдал Ему весь суд - не как немощному, конечно, но как Сыну, - то как Он может подлежать суду? Если они думают, что Сын должен подлежать суду Отца, то Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца (Ин 5:22-23). Отец чтит Сына, а ты не смотришь на это?

О молитве Иова и Давида

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 3-4 Людие мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих вам? Отвещайте ми. Зане изведох вас из земли Египетския и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа и Аарона и Мариам

Бог выступает на суд, от лица пророка высказывая способ отступничества нечестиво поступивших против Него, а также про дерзости чрезмерные и даже преисполненные всякого безумия, и огромность безумия, необычайно великую даже для них, отличающихся сильной неблагодарностью. Какой, говорю, повод дал Я им поступать нечестиво в отношении ко Мне? Есть ли что тяжелое или огорчительное в Моих повелениях? Выступай против Меня и указывай, что Я нарушил справедливость, что Я освободил тебя от рабской обязанности выделывать глину и кирпич и изнурительных при этом трудов, — а против обижавших египтян вооружил самую тварь и спас Моих. Может быть, ты будешь обвинять вместе со Мною и самого руководителя своего, говорю, Моисея, удаляющего тебя от низких мыслей и ясно показывающего угодное Богу, чтобы ты постоянно вел славную жизнь. А может быть, ты сделаешь нападение и обвинишь и самое учреждение священства? Ибо Я избрал Аарона, и повелел ему быть посредником между Богом и вами. Ужели вы сами негодуете и на это? И что скажу Я о Марии, торжествующей по случаю погибели египтян и управляющей устроившими хоры женщинами? Ударяя в тимпан, она пела о коне и всаднике, утонувших в воде (Исх. 15:20—21). Но для тебя неприятна и не имеет никакого значения и победа Бога, давшего тебе возможность пройти посреди волн и сделавшего море для врагов непроходимым. Итак, Он тонко упрекает их, напоминая им о полученных ими благодеяниях и благопристойно порицая их за забвение того, о чем всего более надлежало бы всегда помнить, и со своей стороны радовать Спасителя всех благопослушанием Ему во всем.

И нас самих Он освободил из духовного Египта, то есть от тьмы и демонского владычества, от обрабатывания глины и кирпича, очевидно, от плотских страстей; перевел и через море — через здешние развлечения, избавил от опасных волн — неразлучных с ними опасностей, и начертал в душе божественные законы. Поставил нам и священнодействующего в лице Началовождя нашего спасения. Выслал как бы и Мариам, очевидно Церковь, которая восторжествовала над замыслом врагов, воздавая великую славу Спасителю Богу; ибо в церкви всегда слышатся песни и благодарения, и хвалы, и славословия Богу за Его благодеяния. Потому и нам самим должно опасаться того, чтобы мы не впали в иудейские преступления и не сочли обременительным для себя угодное Богу; ибо блаженный Иоанн говорит: «заповеди его тяжки не суть» (1Ин. 5:3), и Сам Христос говорит: «иго мое благо, и бремя мое легко есть» (Мф. 11:30). Будем же оказывать Богу благопослушание, потому что Он ничего тяжкого не требует.

Толкование на книгу пророка Михея

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам.
Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни.


Ст. 4-5 Зане изведох вы из земли Египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа, и Аарана, и Мариам. Людие мои, помяните убо, что совеща на вы Валак, царь Моавитский, и что ему отвеща Валаам, сын Веоров, от Сития до Галгал? яко да познается правда Господня.

Ужели как на обиду укажете на то, что, избавив вас от горького рабства египетского, даровал вам полную свободу, употребив в служение мужей чудных и достославных, Моисея и Аарона, и даже и жен не лишив надлежащего о них попечения, но и над ними поставив начальницею Мариам и исполнив её пророческого дарования? А если угодно вам изгладить сие из памяти, то припомните, что было с Валаамом, рассудите, зачем послал его Валаак, и как движимый Моею силою, принес он вам не клятву, но благословение. Все же это делал Я, не за вашу правду воздавая награду, но давая сим видеть мою собственную правду; потому что, изрекши обетование вашему праотцу, исполнял с ним постановленный завет. Пророк, произнесши слова сии от лица Божия, и видя бесчувственность народа, вместо народа себя самого возбуждает к благочестивым помыслам, и говорит:

Ст. 6 С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними?

Ст. 6 В чем постигну Господа? срящу Бога моего Вышняго? Срящу ли Его со всесожжением телцы единолетными?
 

Чем вознагражу Снабдившего меня столькими благими? что употреблю в воздаяние Ему?

Толкование на пророка Михея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне

Народ мой: в слав, множ. ч. «людие мои», соответственно этому и даже местоимения во множ. ч. К словам чем отягощал тебя (слав. «стужих вам») у LXX и в слав. добавлено h ti eluphsa se, «чим оскорбих вас».

Ст. 3-5 Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни

Благодеяния Божии Израилю

Начиная самый суд с Израилем, пророк указывает на неблагодарность народа на забвение им Божиих благодеяний, - именно изведения из Египта, спасения от проклятия, замышлявшегося Валаком и Валаамом (Чис XXII:24) и вообще, чудесную помощь при завоевании Ханаанской земли.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible