Скрыть
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

Что означает мытарь Закхей, упомянутый в Евангелии, и рассказ о нем?

Мытарь Закхей — это собирающий подать с творения Божия ради собственного наслаждения. Он слушает речь Проходящего и взлезает на смоковницу, когда в нем рождается слово покаяния — оно убеждает Его стать выше мудрования плоти. Вот что означает смоковница. Ведь оттуда он без труда сможет созерцать Слово, а потом услышит, как Он скажет ему: Сойди скорее! (Лк. 19, 5) — то есть: если ты желаешь принять в своем доме всего Меня, не думай, что тебе довольно будет стать выше мудрования плоти, но свершай путь вместе со Мной чрез добродетели. Слова же воздам вчетверо (Лк. 19, 8) говорятся о том, кто для совершения добрых дел упражняется в каждой из четырех родовых добродетелей, или о том, кто удаляет себя от действия, и сосложения, и предвкушения, и простых представлений — от действия — через воздержание, от сосложения — через внимание и через хранение помыслов, от предвкушения через прилежное чтение, от представлений — через усердную молитву. Или же [он] говорит о деятельном, природном, богословском и молитвенном [любомудрии]. Молитвенное [любомудрие] выше богословского — второе богословствует о божественном исходя из сотворенных [вещей], а первое непознаваемо и неизреченно сочетает душу с Самим Богом.

Вопросы и затруднения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-10 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

Господь похищает самые крепкие сосуды у диавола и разрушает его города. Ибо смотри, как Он не только мытарей сделал Своими учениками, но и старшего между мытарями Закхея пленяет во спасение. А что мытарь существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных. Однако ж этот старший между мытарями не оставляется в презрении, но оказывает гостеприимство и в воздаяние получает спасение. Ибо когда он пожелал увидеть Иисуса и для сего взлез на смоковницу, Господь усматривает его прежде, чем он сам увидел Его. Так Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность. Иисус, увидев его, повелевает ему скорее слезть, так как Он имеет быть в дому его. Закхей не умедлил, ибо не должно уклоняться, когда повелевает что-нибудь Христос, но слез и принял с радостью, хотя многие роптали. Посмотрим же, какие он приносит плоды по случаю посещения Христова. «Половину имения моего, Господи, - говорит он, - отдам нищим». Видишь ли горячность? Он начал сеять без пощады и отдал не что-нибудь малое, но все жизненное. Ибо и то самое, что он удержал, удерживал для того, чтобы иметь возможность отдать обиженным. Сим научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания. Смотри, как он и в сем случае поступает. Если кого чем обидел, он возвращает вчетверо, сим самым вознаграждая убыток, причиненный обиженному. Ибо истинная милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с Законом. Ибо Закон заставлял укравшего уплатить вчетверо (Исх. 22, 1). Если даже до точности рассмотрим, то увидим, что у него решительно ничего не осталось из имения. Ибо половину имения он дает нищим, и у него осталась только половина. Из этой оставшейся половины он опять возвращает вчетверо тем, кого он обидел. Поэтому, если жизнь этого старейшины мытарей состояла из неправд, а он за все, что приобрел неправдой, возвращает вчетверо, то смотри, как он всего лишился. В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле. Ибо не сказал: отдам половину, возвращу вчетверо, но: вот я «даю», «возвращаю». Он знает наставление Соломона: «Не говори: «пойди и приди опять, и завтра я дам» (Притч. 3, 28). – Христос благовествует ему спасение. Ныне, - говорит, - ты даешь, ныне тебе спасение. Ибо словами «дому сему», без сомнения, указывает на Закхея, получающего спасение. Под домом разумеется Закхей, потому что бездушное здание Господь не назвал бы сыном Авраамовым, а очевидно назвал так одушевленного хозяина дома. Назвал его «сыном Авраамовым», быть может, потому, что он уверовал и оправдался верой, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. Примечай: Господь назвал Закхея сыном Авраамовым теперь, когда увидел в нем сходство в образе жизни. Не сказал Он: потому что и сей сын Авраамов «был», но ныне «есть». Ибо прежде, будучи старейшиной мытарей и сборщиком податей, а с праведником не имея никакого сходства, он не был сыном его. Поскольку же некоторые роптали на то, что Господь пошел в дом к грешному мужу, то, чтобы заградить им уста, Он говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Таков буквальный смысл. - Но удобно можно изъяснять это и иначе, в пользу нравственности. Всяк, кто старше многих в злобе, мал духовным ростом, ибо плоть и дух противоположны между собой, и потому не может увидеть Иисуса за народом; то есть, смущаемый страстями и житейскими делами, не может видеть Иисуса действующего, движущегося и ходящего. Ибо таковой не ощущает никакого действия, приличного христианину. А хождение Иисуса то и означает, когда Христос нечто действует в нас. Такой человек, никогда не видавший Иисуса ходящего и не испытавший никакого действия, приличного Христу, часто от раскаяния приходит в сознание и взлезает на смоковницу, то есть презирает и попирает всякое удовольствие и приятность, которые означаются смоковницей, и таким образом, возвысившись над собой и полагая восхождение в сердце, усматривается Иисусом, и сам усматривает Его. Тогда Господь говорит ему: «сойди скорее», то есть чрез покаяние ты пришел на высшую жизнь, сойди же чрез смирение вниз, чтобы высокомерие не обмануло тебя. Смирись скорее, ибо если ты смиришься, то Мне надобно быть у тебя в доме. Мне, – говорит, – необходимо быть в дому смиренного. Ибо «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2). Такой человек половину имения отдает нищим, то есть бесам. Имение у нас двоякого рода, то есть телесное и душевное. Все телесное праведник уступает бесам, поистине нищим и лишенным всякого блага, но от душевного имения не отступается. Как известно, и Господь говорит об Иове: «только душу его сбереги» (Иов. 2, 6). Если таковой обидел кого чем, он уплачивает вчетверо. Сим намекается на то, что всякий, чрез покаяние переходящий на путь, противный прежней злобе, четырьмя добродетелями врачует все прежние грехи и таким образом получает спасение. Называется он «сыном Авраамовым», так как, подобно Аврааму, он вышел из своей земли и от сродства прежней злобы, поселился вне дома отца своего, то есть вне себя, и отвергся самого себя (ибо он был домом отца своего диавола (Ин. 8,44), и таким образом, став вне себя и отчуждившись, получает спасение.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

Мытарь, соревнуясь с Тем, Кто не только плотию сошел до нас, но, по неизреченному Своему человеколюбию, и наше поношение отъял, «став, рече Иисусу». Это выражение «стал» является показанием утвержденной воли, решительной и вместе смиренной; итак, став и благодерзновенно заставляя умолкнуть порицающих его, «рече Иисусу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею», и таким образом явив себя справедливым (или: праведным), он этим свел на нет порицание роптавших на Господа и говоривших, что Он зашел к грешному человеку; потому что, воздав вчетверо то, что полагалось обидимым, как это требовал Закон (Исх. 22), он этим «уклонился от зла», раздав же половину своего имущества нищим, он этим «сотворил благо» и во всем явил себя очищенным. Поэтому Господь сказал Фарисеям: «Обаче от сущих дадите милостыню: и вся чиста вам будут» (Лк.11:41); теперь же, таковыми его делами всенародно подтвержденный в Своей правоте и представляя на основании сего Свою защиту против ропчущих на Него.

Беседы (омилии). Омилия 64. На 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

Такое обещание действительно могло убедить каждого, что Закхей хочет сделаться достойным своего имени. По закону Моисееву (Исх. 21:37, 22:1–4; Чис. 5:6–7), только тот обязывается вдвое или вчетверо возвращать похищенное, кто был приведен в суд и обличен в преступлении; а кто сам собой признавал свой грех, тот должен был возвратить похищенное только с присовокуплением пятой части: но Закхей, бывший доселе ниже закона, вдруг делается выше его и хочет поступать с этих пор по закону не только правды, но и любви, Божественный образец которой видит перед собой в Иисусе.

По всему видно, что благоразумный мытарь понял цель посещения Иисусова, вошел, так сказать, в дух милости, ему оказанной. Евангелист не говорит, чтобы он заботился слишком много (как некогда Марфа) об угощении Господа и учеников Его, не сказывает даже, чтобы угощал их. Искреннее обещание вознаградить всех обиженных, раздать пол-имения нищим было самым лучшим угощением для Того, Кто поставлял брашно Свое в исполнении воли Отца Небесного (Ин. 4, 34).

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 

«Половину имения моего я отдам нищим» и пр.: как велика была радость Закхея, что он удостоился посещения его Христом, видно из этого его восклицания; он обещается сделать такое доброе дело, какого конечно не ожидала ропщущая на Господа толпа. Он сознает, что совесть его не чиста в способах приобретения имения, но он хочет загладить этот грех добрым делом, и притом весьма значительным, свидетельствующим об искреннем его раскаянии. Закон (Чис.5:6, 7) требовал от уличенного вора, чтобы он возвратил украденное с добавкой пятой части стоимости украденного. Закхей обещает сделать более, чем обличенный вор, обещает половину имения раздать нищим, а если бы кто объявил на него претензию в обиде, в насильственном взятии чего-либо, обещает заплатить вчетверо.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо

Вероятно, беседа, которую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь, – к нему пришел Сам Мессия.

«Обидел» (ἐσυκοφάντησα), т. е. если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, играть большую роль в деле штрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину за товар.

«Вчетверо». Он рассматривает свой поступок как воровство, а за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимости украденного (Исх.22:1).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Став же Закхей рече ко Господу: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею

Роптали на Господа, что Он зашел к грешному человеку (Лк. 19:7), а между тем не видели, что в душе Закхея совершилось перерождение: что он сознает, что совесть его нечиста в способах приобретения имущества, и решается загладить этот грех добрым делом. Закон еврейский требовал (Чис. 5:6, 7), чтобы уличенный вор возвратил украденное с добавкою пятой части стоимости украденного, а Закхей обещает сделать несравненно более – обещает половину своего имения раздать нищим, мало того, обещает вознаградить вчетверо обиженных им. Так Закхей не только сознает свои грехи, но и обещается загладить их добром, и этим обнаруживает свое истинное раскаяние. Потому Господь и высказывает ему и прощение, и спасение.

«Смотри на чудо, поучает св. Златоуст. Еще не учился (Закхей), и повинуется; еще не слышал наставления, а исполняет: ибо Спаситель ничего еще не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но молча просвещал. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. Вот как украсил Закхей свой дом для пришествия Христова, продолжает св. же Златоуст, – украсил тем, что всего приятнее Христу: половину имения моего я отдам нищим и пр. Украсим так и мы наши домы, чтобы удостоиться нам принять Христа. Господь для добродетели обитателя не гнушается входить в самые худшие хижины, но в домы нечестивых никогда не войдет, хотя бы они устланы были золотыми коврами.

Совлечемся и мы грехов, подобно Закхею. Ибо, как в болезнях и ранах, если прежде не остановить истечения, напрасно будешь прикладывать врачебные средства; так и мы, если не удержимся от корыстолюбия, хотя бы и милостыню подавали, ничего не сделаем доброго. Корыстолюбие все портит и обращает в худшее.» «Закхей обещается отдать нищим только половину своего имения, а не все, замечает один из пастырей (прот. Лебедев). Это показывает, что богатство не мешает нам в деле спасения.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О кресте.

Мк.10:21. Всякий должен следовать за Христом, неся крест свой, но не всякий непременно должен отречься от всего имущества своего, – можно служить Господу и именем своим: Лк.8:3; Закхей только половину обещал раздать: Лк.19:8-9. Крест Христов не везде разумеется в переносном смысле: Ин.3:14-15, Ин.19:16-19.


Лк.9:23. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом: Гал.6:14; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мк.15:21; Евр.13:13; Ин.3:14-15.


Лк.14:27. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово крест и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном. Мф.27:40; Ин.19:17; Лк.23:26. Одно воззрение на крест с верою избавляет от погибели: Ин.3:14-15.

 

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О богатстве.
 

Лк.12:15-21. Эта речь Господа направлена против любостяжания. Дурно собирать сокровища, но только для одного себя, а богатеть для Бога не зазорно: Лк.12:211Тим.6:17-18. Доброе употреблениe богатствам похвально: Лк.8:3;19:8-9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О богатстве.
 

Лк.12:33. Эта заповедь для тех, которые хотят быть совершенными: Мф.19:21. Закхей только половину обещал раздать нищим и за то похвалил его Господь: Лк.19:8-9. Нужно помнить, что суть дела о богатстве состоит в добром употреблении этого богатства: Лк.8:2–3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О правах на собственность.

Лк.14:33. Смысл этих слов такой: человек ради жизни вечной должен жертвовать всеми временными земными благами: Мф.13:44; так и поступал апостол Павел: Филип.3:7-8; но можно было угождать Господу и служением от имения своего: Лк.8:3;19:8-9.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О богатстве.

Лк.16:13,19,25. Притча о богатом и Лазаре заключает в себе осуждение не богатства, а беспечного веселья, в котором богатый забывает о нуждающихся собратьях своих и не заботится о вечном крове. Не богатство само по себе гибельно, а злоупотребление им (ст. 19): Лк.8:3;19:8.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Лк.19:1–9. В дни, когда Закхей желал видеть Господа, существовало крещение только Иоанново, в покаяние: Мк.1:4, и кто может знать, что Закхей не был крещен от Иoaннa? Но всем должно быть известно, что, пока искупления не совершено, люди спасались так же, как и ветхозаветные праведники, ибо: Ин.7:39; а по воскресении Сам Христос сказал: Мк.16:16. Отсюда ясно, что слова И. Христа к Закхею: «ныне пришло спaceниe дому сему», не устраняют необходимости креститься: Ин.3:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Антоний (Храповицкий), митр. (†1936)

Когда посетило тебя светлое умиление, когда луч Божией благодати как бы открыл пред тобою лице Божие, и священный ужас вместе с блаженною радостью озарил сердце; то не в свои ощущения вдумывайся, а отдайся потоку мыслей, которые вливаются в твою душу, и бери под проверку твои дела и жизнь, как Закхей, когда к нему пришел Спаситель, «чтобы подвигнуть себя на исправление жизни и на служение добродетели». «Господи! се пол имения моего отдам нищим и аще кого чем обидех, воздам четверицею» (Лк. 19:8). Доброе чувство и духовный восторг должно закрепить в своей душе подвигом либо борьбы с грехами своими, либо делами любви. Если б те два блаженных путника в вечер по Воскресении ограничились «горением сердец» при изъяснении пророчеств, то не познали бы своего Собеседника: но они исполнили заповедь странноприимства «и нуждаста Его глаголюще облязи с нама, яко к вечеру есть и приклонился есть день». Тогда только «онема отверзостеся очи и познаста Его».

Письмо к священнику о научении молитве

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible