Скрыть
призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. //*Фунтов серебра.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-14 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами

Мне кажется, что люди сии, слыша о Царствии Божием, понимали оное чувство о благоволении будто бы Божием на освобождение народа еврейского, поэтому и предполагали, что Иисус, восходя в Иерусалим, примет это царство. Но Господь, чтобы показать им, что они рассуждают неразумно, ибо Царствие Его не чувственное, а вместе выразить и то, что Ему как Богу известны их помыслы, говорит настоящую притчу, выводя Себя в лице человека высокого рода. Ибо хотя Он соделался человеком, но не отступил и от высоты и благородства Божества. Совершив же Таинство Домостроительства во плоти, снова отправился в дальнюю страну, то есть, чтобы и по человечеству сесть с плотью «одесную престола величия на небесах» (Евр. 8, 1). Ибо как Бог - Он всегда восседал с Отцом, а как человек - Он тогда сел, когда вознесся, ожидая, доколе враги положены будут под ноги Его (Евр. 10, 12-13). А это будет в конце мира, когда все, и нежелающие, покорятся Ему, уверовав, что «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 11). «Граждане» его суть иудеи, ненавидящие Его. «И видели, - говорит Он, - и возненавидели и Меня, и Отца Моего» (Ин. 15, 24). Они не хотели, чтоб Он царствовал над ними. Поэтому, отрекаясь от Его царства, и говорили Пилату: «нет у нас царя», и опять «не пиши: Царь Иудейский» (Ин. 19, 15. 21). Однако же Захария взывает: «Ликуй от радости, дщерь Сиона: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Зах. 9, 9); и Исаия: «Вот, Царь будет царствовать по правде» (32, 1); и Давид: «Я помазал Царя Моего над Сионом» (Пс. 2,6). Иудеи возненавидели Господа, а Он рабам Своим дал десять мин. «Рабы» Его суть те, коим вверены служения в Церкви. Говорится, что их «десять», по причине совершенства церковного предстоятельства. Ибо порядок в Церкви имеет совершенное устроение предстоятелей, и не было нужды их ни больше, ни меньше. Например, мы видим в Церкви три следующие действия: очищение, просвещение и совершение, три и степени, между которыми разделены эти действия. Диаконы очищают оглашением и учением, пресвитеры просвещают крещением, архиереи на священные степени поставляют и совершают, то есть рукополагают. Видишь ли, степени соразмерены с действиями, и степеней предстоятелей ни больше, ни меньше? Этим-то рабам Господь раздает десять «мин», то есть дарований, которые каждому даются на пользу (1Кор. 12, 7). Ибо всяк, кому вверено предстоятельство, хотя бы недостоин был, имеет дарование от самого помазания, и это есть поистине великое Таинство человеколюбия и Домостроительства Божия.

Серафим Саровский, прп. (†1833)

Призвав же десять раб своих, даде им десять мнас и рече к ним: куплю дейте, дондеже прииду

Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть, - то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь

Десять рабов – это все люди, которые суть рабы Господа по праву творения и непрестанных, величайших благодеяний им, продолжающихся от первой до последней минуты их бытия. Мнас – монета, данная для приумножения. Каждому из нас даются от Бога способности – для того, чтобы чрез них мы умножали достояние Небесного Владыки так или иначе, посредством того или другого искусства, той или другой способности. Только два раба приумножили как следует достояние своего Владыки; другие – зарыли в землю серебро своего Господина и явились к Нему с пустыми руками.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. //*Фунтов серебра

«Десять рабов – десять мин»: определенное вместо неопределенного. Рабы – это ученики и последователи Христовы; мины – это разнообразные дарования Божии последователям Христовым, а равно и внешние блага, которые должно приумножать добрым их употреблением на пользу себе и другим, во славу Божию (ср. прим. к Мф.25:14. Также – 1Кор.12:7. Еф.4:7). Мина еврейская равнялась 100 сиклям, сикль – около 1 р. 50 к. сер. наших.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь

Человек призвал десять своих собственных (ἑαυτοῦ) рабов, от которых мог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Мф.25:14).

«Мин». Мина еврейская равнялась ста сиклям, – т. е. 80 рублям (т. е. 1,6 кг в серебряном эквиваленте. – Прим.ред.). Аттическая мина равнялась ста драхмам – если это была мина серебряная, т. е. 20 рублям (400 г на серебро. – Прим.ред.). Но мина золотая равнялась 1 250 рублям (соответствует цене примерно 1,4 кг золота. – Прим.ред.). В Евангелии от Матфея счет ведется более крупный – на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь о человеке, отправлявшемся искать себе царство.

«Употребляйте их в оборот», т. е. заведите на них торговлю.

Под «рабами», конечно, нужно понимать учеников Христовых, а под «минами» – разные полученные ими от Бога дарования.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Призвав же десять раб своих, даде им десять мнас и рече к ним: куплю дейте, дондеже прииду

Десять раб и десять мнас (мин). Это число не есть определяющее известное количество рабов и мнас. Здесь определенное число десять употреблено вместо неопределенного. Рабы, это – ученики и последователи Христовы, верующие во Христа Спасителя люди; мины, – это разнообразные духовные дарования Божии последователям Христовым, как-то: дары Св. Духа, освящающие и спасающие, Евангелие и таинства, а равно и внешние дары и блага, как-то: здоровье, силы, средства к жизни, то или другое положение в обществе, каковые все они должны употреблять во славу Божию, на пользу себе и другим, и чрез то как бы умножать эти дарования Божии (Злат, и Филар.). Напр., кто преуспевает в благочестивой жизни, кто, имея здоровье, честным трудом пропитывает себя с семейством; имея богатство, помогает бедным; занимая известную должность, проходить ее честно и полезно для общества: – те все употребляют во славу Божию и на пользу себе и другим данные им от Бога дары, и чрез это как бы умножают их.

Блаженный Феофилакт рассуждает: «удвояет данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но и старается быть полезным и для других». Это и значит, по Евангелию, куплю дейте посредством мин или употреблять их в оборот. У еванг. Матфея сказано, что одному рабу дано было пять талантов (талант – сумма в 2500 р.), другому два и третьему один. Это значит, что дарами духовными и внешними Господь наделяет одних в большей, других в меньшей мере, т. е. каждого столько, сколько нужно: потому что Бог знает, кто какие из даров и сколько может употребить на пользу. Напр., кто не способен стоять на высоте общественного служения, того Бог не поставляет так, и он может быть полезным на низшей степени; кто не сумеет употребить богатство во благо, того не наделяет Господь им, и т. п.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible