Скрыть
Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 26-27 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды

Вопрос. Кто те, которые говорит: «мы ели и пили пред Тобою», и получают в ответ: «не знаю вас»?

Ответ. Может быть, те, которых описал Апостол применительно к собственному своему лицу, сказав: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими» и пр. «и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13, 1–3). Сему научен Апостол от Господа, Который сказал о некоторых: творят, «пред людьми» человеки: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матф.6, 1, 2). Ибо делаемое не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за богочестие, но осуждение за человекоугодие или за самоугодие, или за честолюбие, или зависть, или за иную подобную вину. Поэтому Господь все подобное называет делом неправды, когда сказавшим: «мы ели и пили пред Тобою» и пр. говорит: «отойдите от Меня все делатели неправды». И как же не делатели неправды те, которые злоупотребляют дарами Божьими на снискание собственных своих удовольствий? Таковы, например, были те, о которых Апостол говорит: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2Кор. 2, 17): и еще: «думают, будто благочестие служит для прибытка» (1Тим. 6, 5) и многое сему подобное. От всего этого чистым себя показал тот же Апостол, когда говорит: «угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других» (1Сол. 2, 4–6).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-30 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними

Спасающихся мало, потому что узкие врата не могут вместить многих. Хозяин дома есть Господь. Он всех людей созывает к насыщению и наслаждению неистощимыми благами. Те, кои рачительны, стараются войти прежде часа самого обеда. А для ленивых и приходящих после часа обеда двери затворяются. Час же обеда что иное, как не жизнь настоящая? Она есть поистине время самое отличное для приготовления к духовному насыщению. Когда Хозяин дома «встанет», то есть воскреснет на суде, и «затворит двери», то есть путь добродетели, по которому нельзя идти по отходе из здешней жизни (ибо путем добродетели мы можем ходить только в здешней жизни), то хотя жившие здесь нерадиво станут стучаться в двери, ибо тогда только с бесполезным покаянием поищут они пути добродетели, призывая оную голыми словами, без дела, как бы какими ударами и стуком; но Хозяин дома, по праву заперев двери, примет вид, что и не знает, откуда они. Справедливо так поступит Он. Потому что они от диавола, а Господь знает Своих (2Тим. 2, 19). – «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Это вообще говорится к израильтянам. Ибо Христос от них по плоти (Рим. 9, 5), и с ними ел и пил. – Впрочем слова: «мы ели и пили пред Тобою» можно разуметь и в высшем смысле. Совершая законное богослужение и принося Богу кровавые жертвы, (израильтяне) ели и веселились: слушали они в синагогах и чтение книг Божественных. И чрез пророков, без сомнения, Господь же учил. Ибо пророки не свое учение предлагали, но возвещали слово Божие, почему и говорили они: «так говорит Господь» (Ис. 56, 1; Иер. 2, 1. 5; Иез. 3, 27). Итак, иудеям, если они не принимали веры, оправдывающей нечестивого (Рим. 4, 5), кровавого богослужения недостаточно было для оправдания. А по моему мнению, это может относиться и к христианам по имени, но нерадивым к жизни. И мы не едим ли Божественное Тело? И не пьем ли Кровь Божию пред Ним, ежедневно приступая к Божественной Трапезе? И не учит ли Господь на улицах – в душах наших? Но (нам не будет) никакой пользы, если мы будем (только) слушателями Божественного Закона, а не исполнителями (Рим. 2, 13). Напротив, слушание послужит для нас причиной больших мук, подобно как и причастие Божественных Тайн поставится в осуждение. Примечай же, что отвержены те на улицах, коих учит Господь. Но если будем иметь Его Учителем не в широких, но в тесных, сокрушенных и истерзанных скорбью сердцах, то не будем отвержены. – «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова». Слова сии приличны как иудеям, к которым Господь говорил оные, так и неверующим последних времен. Ибо иудеям особенно неприятно было слышать, что иные, из язычников, будут покоиться с Авраамом и (другими) предками (их), а они будут изгнаны вон. Идут слова сии к нам, когда мы делаем несообразное с верой. Ибо и мы хвалимся Законом Христовым, но потом попираем его, когда преступаем оный, а потому хотя мы кажемся «первыми», как принявшие Христа и Его учение с самых пеленок, но будем «последними», потому что язычники, уверовавшие при конце своей жизни и богоугодно пожившие в остальное время, будут поставлены выше.

Толкование на Евангелие от Луки

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Cт. 23-27 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды

В этих словах Спасителя – обличение протестантов, которые говорят, что достаточно, мол, одной веры, а дел добрых можно и не совершать. Без добрых дел не достичь Царства Небесного. Также и латиняне здесь посрамляются: они говорят, что можно быть и нечестивым и войти в Царство Небесное, только, как выражаются католики, если святые отдадут этим нечестивым свои «сверхдолжные» дела.

Грешник может жить в свое наслаждение, предаваясь своим порокам, и не печалиться: нужно только купить эти лишние добрые дела через папу от святых, и Царство Небесное будет у грешника. Может ли быть большее извращение христианского учения? Ложь латинства – всякому очевидна. Всякий человек на Страшном Суде Христовом даст отчет о себе, о своей жизни – ходатайства других уже будут неуместны. Притом можно ли сказать вообще, что какой-либо угодник Божий сделал добрых дел больше, чем нужно? Этот ложный взгляд на идеал христианский, который бесконечен, как и говорит Спаситель: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Какие бы великие дела ни сотворили бы мы, мы смиренно должны говорить: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). А также, ведь все добро, что мы сделали, совершили при помощи Божией (Ин. 15:5).

Мы остановились на очевидных всякому положениях, чтобы показать, как далеко ушли от христианской истины протестанты и католики, – они извратили ясное и премудрое учение Спасителя. А это – оттого, что и протестанты и католики ушли от Церкви Божией (Мф. 15:13–14).

Ст. 23-24 Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут

Мы часто задаем вопрос: почему это Царство Божие наследуют лишь немногие, а большинство-то как? – Этот вопрос отдадим на милость и мудрость Божию. А нас должен интересовать вопрос: как спастись?.. Господь нас учит, что в Царство Небесное ведет путь узкий: страданий и трудов добродетельных. Об этом должны быть главнейшие заботы…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.  Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. 

– «Станете»: опять определенное вместо неопределенного – многие станут, т. е. все неудостоившиеся войти в Царство Небесное.
– «Мы ели и пили» и пр.: образ взят от того же домохозяина, устроившего вечерю. Неудостоившиеся войти на нее напоминают домохозяину, что они знакомы ему, что они разделяли с ним трапезу, и, следовательно, он знает их и они его.
– «На улицах наших учил Ты»: Ты к нам благоволил, как будто любил нас; Ты учил нас, а мы Тебя слушали; ни Ты от нас, ни мы от Тебя не отвращались. Все эти черты указывают, что неудостоенные Царствия Небесного за свое нечестие были некогда внешними последователями христианского учения, но не были истинными христианами, и потому отвергнуты (ср. прим. к Мф.7:22).
– «Отойдите от Меня» и пр.: ср. прим. к Мф.7:23. – Частные черты: мы пили и ели перед Тобой, и на улицах наших учил Ты, буквально понимаемые, совершенно приличествуют иудеям, отвергшим Мессию своего, и потому лишенным входа в Церковь Христову. Они узнают ошибку свою при втором Его пришествии, но будет уже поздно и они получат ответ: «отойдите от Меня».

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-27 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды

Возвещая суд над всем иудейским народом, Христос изображает Бога хозяином дома, Который ожидает друзей Своих на вечерю. Наступает такой час, когда нужно уже запирать двери дома, и это делает Сам Хозяин. Но лишь только Он запрет двери, как народ иудейский («вы»), подошедший слишком поздно, начнет просить о допущении и его на вечерю и стучать в двери. Только Домохозяин, т. е. Бог, скажет этим опоздавшим, что Он не знает, откуда они, т. е. из какого семейства (ср. Ин.7:27); они, во всяком случае, принадлежат не к Его дому, а к какому-то другому, Ему неизвестному (ср. Мф.25:11–12). Тогда иудеи будут указывать на то, что они ели и пили пред Ним, т. е. что они Ему близкие друзья, что Он учил на улицах их городов (речь ясно уже переходит в изображение отношений Христа к иудейскому народу). Но Домохозяин опять скажет им, что они Ему неизвестны и потому должны уйти как неправедные делатели, т. е. злые, упорные в своей нераскаянности люди (см. Мф.7:22–23). У Матфея эти слова подразумевают ложных пророков.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И речет: глаголю вам, не вем вас, откуду есте: отступите от Мене, вси делателие неправды

Глаголю (говорю) вам и пр. Эти слова показывают, что неудостоившиеся царства небесного были внешними последователями христианской веры, христианами только по наружности, но не были истинными христианами, которые имели бы искреннюю веру и любовь и делали бы истинно добрые дела, и таким образом были делателями неправды, и потому отвергнуты. Св. Василий Великий замечает: «делаемое не из любви к Богу, но ради напр, похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу, не богочестие, но осуждение за человекоугодие или за самоугодие и т. п. Поэтому Господь все подобное и называет делом неправды».

Не всякий, говорящий Мне Господи, Господи (Мф. 7:21), т. е. на словах признающий Меня своим учителем исповедующий веру в Меня, как Господа и Спасителя, войдет в Царство Небесное, говорит Господь-Судия, но исполняющий волю Отца Моего Небесного, т. е. кто при вере во Христа ведет жизнь истинно христианскую, добродетельную (Мф. 7:22), разъясняется в Евангелии Матфея. Если и сказано Апостолом: всяк, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13), то сказано о таких, которые призывают его нелицемерно, – показыват веру свою в добрых делах (2Тим. 2:19).

О неистинной вере ап. Иаков пишет: что пользы, братия моя, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (Иак. 2:14). Подобным образом и бесы веруют (Иак. 2:19). Вера, если не имеет дел, мертва (Иак. 2:17). После этого можно ли говорить, как говорят лютеране и некоторые из наших сектантов: пашковцы, штундисты и др., что для спасения должно только веровать?.. Делатели неправды, по Матфею, делающие беззаконие, т. е. ведущие худую жизнь.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О спасении.
 

Лк.13:24. Тесные врата, ведущие в жизнь: Мф.7:14, открыты пред нами, пока не настал последний час второго Пришествия Господня: Лк.13:25-28; а в частности для каждого из нас – пока не постигла смерть: Евр.9:27; поэтому не напрасно Писание заставляет нас помнить о конце, чтобы не грешить: Сир.7:39;28:5-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible