Скрыть
Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-30 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними

Спасающихся мало, потому что узкие врата не могут вместить многих. Хозяин дома есть Господь. Он всех людей созывает к насыщению и наслаждению неистощимыми благами. Те, кои рачительны, стараются войти прежде часа самого обеда. А для ленивых и приходящих после часа обеда двери затворяются. Час же обеда что иное, как не жизнь настоящая? Она есть поистине время самое отличное для приготовления к духовному насыщению. Когда Хозяин дома «встанет», то есть воскреснет на суде, и «затворит двери», то есть путь добродетели, по которому нельзя идти по отходе из здешней жизни (ибо путем добродетели мы можем ходить только в здешней жизни), то хотя жившие здесь нерадиво станут стучаться в двери, ибо тогда только с бесполезным покаянием поищут они пути добродетели, призывая оную голыми словами, без дела, как бы какими ударами и стуком; но Хозяин дома, по праву заперев двери, примет вид, что и не знает, откуда они. Справедливо так поступит Он. Потому что они от диавола, а Господь знает Своих (2Тим. 2, 19). – «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Это вообще говорится к израильтянам. Ибо Христос от них по плоти (Рим. 9, 5), и с ними ел и пил. – Впрочем слова: «мы ели и пили пред Тобою» можно разуметь и в высшем смысле. Совершая законное богослужение и принося Богу кровавые жертвы, (израильтяне) ели и веселились: слушали они в синагогах и чтение книг Божественных. И чрез пророков, без сомнения, Господь же учил. Ибо пророки не свое учение предлагали, но возвещали слово Божие, почему и говорили они: «так говорит Господь» (Ис. 56, 1; Иер. 2, 1. 5; Иез. 3, 27). Итак, иудеям, если они не принимали веры, оправдывающей нечестивого (Рим. 4, 5), кровавого богослужения недостаточно было для оправдания. А по моему мнению, это может относиться и к христианам по имени, но нерадивым к жизни. И мы не едим ли Божественное Тело? И не пьем ли Кровь Божию пред Ним, ежедневно приступая к Божественной Трапезе? И не учит ли Господь на улицах – в душах наших? Но (нам не будет) никакой пользы, если мы будем (только) слушателями Божественного Закона, а не исполнителями (Рим. 2, 13). Напротив, слушание послужит для нас причиной больших мук, подобно как и причастие Божественных Тайн поставится в осуждение. Примечай же, что отвержены те на улицах, коих учит Господь. Но если будем иметь Его Учителем не в широких, но в тесных, сокрушенных и истерзанных скорбью сердцах, то не будем отвержены. – «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова». Слова сии приличны как иудеям, к которым Господь говорил оные, так и неверующим последних времен. Ибо иудеям особенно неприятно было слышать, что иные, из язычников, будут покоиться с Авраамом и (другими) предками (их), а они будут изгнаны вон. Идут слова сии к нам, когда мы делаем несообразное с верой. Ибо и мы хвалимся Законом Христовым, но потом попираем его, когда преступаем оный, а потому хотя мы кажемся «первыми», как принявшие Христа и Его учение с самых пеленок, но будем «последними», потому что язычники, уверовавшие при конце своей жизни и богоугодно пожившие в остальное время, будут поставлены выше.

Толкование на Евангелие от Луки

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Cт. 23-27 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды

В этих словах Спасителя – обличение протестантов, которые говорят, что достаточно, мол, одной веры, а дел добрых можно и не совершать. Без добрых дел не достичь Царства Небесного. Также и латиняне здесь посрамляются: они говорят, что можно быть и нечестивым и войти в Царство Небесное, только, как выражаются католики, если святые отдадут этим нечестивым свои «сверхдолжные» дела.

Грешник может жить в свое наслаждение, предаваясь своим порокам, и не печалиться: нужно только купить эти лишние добрые дела через папу от святых, и Царство Небесное будет у грешника. Может ли быть большее извращение христианского учения? Ложь латинства – всякому очевидна. Всякий человек на Страшном Суде Христовом даст отчет о себе, о своей жизни – ходатайства других уже будут неуместны. Притом можно ли сказать вообще, что какой-либо угодник Божий сделал добрых дел больше, чем нужно? Этот ложный взгляд на идеал христианский, который бесконечен, как и говорит Спаситель: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Какие бы великие дела ни сотворили бы мы, мы смиренно должны говорить: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). А также, ведь все добро, что мы сделали, совершили при помощи Божией (Ин. 15:5).

Мы остановились на очевидных всякому положениях, чтобы показать, как далеко ушли от христианской истины протестанты и католики, – они извратили ясное и премудрое учение Спасителя. А это – оттого, что и протестанты и католики ушли от Церкви Божией (Мф. 15:13–14).

Ст. 23-24 Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут

Мы часто задаем вопрос: почему это Царство Божие наследуют лишь немногие, а большинство-то как? – Этот вопрос отдадим на милость и мудрость Божию. А нас должен интересовать вопрос: как спастись?.. Господь нас учит, что в Царство Небесное ведет путь узкий: страданий и трудов добродетельных. Об этом должны быть главнейшие заботы…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:  подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. 

«Некто»: из сказания евангельского нельзя догадаться, кто был этот вопрошавший и по каким побуждениям и с какой целью предложил этот вопрос, не видно чтобы ходячий в то время. Может быть, вопрошавший слышал о строгости некоторых требований Спасителя от желающих войти в Царство Мессии.
– «Спасающихся»: вступлением в Царство Мессии, достойных войти в это царство.
– «Он же сказал им»: т. е. всем присутствующим тут в это время, не удостаивая отвечать исключительно предложившему вопрос. По своему обычаю, Господь на теоретически поставленный вопрос отвечает практическим наставлением. Смысл ответа тот, что лучше бы, вместо подобных вопросов – многие ли немногие ли спасутся, всякому позаботиться о том, чтобы употребить действительнейшие средства для собственного спасения, а иначе может случиться, что при всем Божием желании спасения им – они окажутся неспособными к этому, хотя, по-видимому, будут иметь некоторые благовидные, но на самом деле неосновательные и поверхностные, притязания на это. 
– «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (см. прим. к Мф.7:13): нет ничего невероятного, в том, что этот простой и выразительный образ Господь повторял не один раз с некоторыми видоизменениями, как и здесь, – сравнительно с указанным у ев. Матфея изречением. – Царство Божие, Царство Мессии, или Церковь Христова, представляется здесь под образом дома, в который кроме больших входных (парадных) дверей, ведет еще узкая тесная дверь, и через нее только иногда дозволяется вход (так вход в царство Мессии для иудеев того времени был тесный вход через покаяние и самоотвержение). Многие бы поискали войти в эту тесную дверь, но не смогут, – так они испорчены нравственно и столько в них предрассудков относительно царства Мессии, что они не в силах побороть их, и не смогут потому войти в Царство Христово. То же имеет приложение и относительно царства славы на небесах, после смерти человека, или после второго пришествия Господня (ср. прим. к Мф.7:13-14, 22-23). – В пример того, почему не смогут войти в это царство многие, хотя будут искать того чтобы войти, Спаситель указывает тех, которые взыщут этого поздно (ст. 25), и тех, которые будут выставлять свои мнимые добродетели (26–27).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им

«Некто» – по всей вероятности, не принадлежавший к числу учеников Христа. Это видно из того, что в ответе на поставленный этим человеком вопрос Господь обращается к толпе народа вообще, из средины которой, очевидно, и вышел этот человек.

«Неужели мало спасающихся?» Вопрос этот вызван был не строгостью нравственных требований Христа и не был простым вопросом любопытства, но, как видно из ответа Христа, основан был на горделивом сознании, что вопрошавший принадлежит к тем, которые непременно спасутся. Спасение здесь понимается как спасение от вечной погибели через принятие в славное Царство Божие (ср. 1Кор.1:18).

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст.22-23 И прохождаше сквозе грады и веси, учя и шествие творя во Иерусалим. Рече же некий Ему: Господи, аще мало есть спасающихся? Он же рече к ним

Аще (неужели) мало есть спасающихся, т. е. таких, которые чрез вступление в царство Христово или Церковь Его на земле, входят в рай на небе? Вероятно, этот вопрос был предложен вследствие строгости некоторых требований Господа в Своих беседах от желающих получить спасение (Лк. гл. 11, 12). А быть может он возник вследствие того, что немногие принимали первую проповедь Апостолов.

Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос, но внушает, что лучше бы, вместо подобного вопроса, многие ли или немногие спасутся, всякому самому заботиться о своем спасении и трудиться – подвизаться в этом деле: иначе может случиться так, что при всем желании спасения всем и при всех способах к тому со стороны Божией, иные и не получат его, т. е. когда напр, будут относиться к сему легко. Недостаточно желать только спасения, необходимо и напрягать свои силы и прилагать труды для сей цели. Из сказанных же далее слов Спасителем уже сам собою виден ответ на данный Ему вопрос.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible