Скрыть
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 32-34 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет

Господь желающих быть учениками Его называет «малым стадом» или потому, что в мире сем святых весьма мало по причине требуемой произвольной нищеты и нестяжательности, или потому, что их меньше, чем Ангелов, которых сонмы не имеют числа и несравненно превышают число нас. А что Ангелов гораздо больше, это видно из притчи, в которой Господь сказал, что пастырь об одном заблудшем и снова найденном радуется более, нежели о девяносто девяти незаблудших (Лк. 15, 7). Ибо отсюда видно, что как единица относится к девяносто девяти, так и род человеческий к миру ангельскому. «Не бойся, - говорит, - малое стадо», то есть не сомневайся, что Бог будет промышлять о тебе, хотя бы ты сам и не заботился о себе. Почему? Потому что Отец благоволил дать вам Царство. Если Он дает Царство, то тем более подаст предметы земные. Итак, не думай, что если усвоишь себе нищету, то не будет Промыслителя о тебе, но продавай имение, давай милостыню и сделай сокровище неистощимым. Потом убеждает нас и непререкаемыми умозаключениями. Здесь, - говорит, - моль съедает, а на небе - нет. Итак, не безумно ли слагать сокровище в таком месте, в котором оно повреждается? Потом, поскольку моль не съедает золота, Он присовокупил: «куда вор не приближается». Ибо если моль не съедает золота, то вор похищает его. Потом, поскольку не всех же обкрадывают, Он присовокупляет еще большее и совершенно неопровержимое основание. «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Пусть, - говорит, - будет и так, что и моль не съест, и вор не подойдет, но самое порабощение сердца закопанному в землю сокровищу и повержение в землю богоподобного существа души какого достойно наказания? Не тем ли больше наказание (предлежит) тому, кто имеет ум? Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если сокровище в земле, то и сердце в ней; если сокровище на небе, то и сердце - горѐ. Кто же не изберет лучше быть горѐ, чем под землей, быть Ангелом, чем кротом, живущим в подземных норах?

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет

Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как сам Господь засвидетельствовал: Идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет. Такой христианин будет жительствовать на небе помышлениями, влечениями, чувствованиями своими, как жительствовал там апостол, который еще во время своего пребывания на земле возвестил о себе: Наше житие на небесех есть (Фил. 3.20).

Аскетическая проповедь

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,  ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. 

– «Не бойся малое стадо»: ободряя своих учеников в приобретении труднодостижимой, но особенно им необходимой, добродетели – нестяжателъности, и предостерегая их от излишней заботливости даже о необходимых требованиях житейских, Господь говорит
– «не бойся», не страшись никакого лишения, какое встретится тебе в искании Царства Божия и правды его; всякое лишение вознаградится сторицей и более; «не бойся – не сомневайся, что Бог будет промышлять о тебе, хотя бы ты сам и не заботился о себе» (Феофил.). 
– «Малое стадо»: разумеется небольшое общество ближайших учеников (Апостолов) Господа, может быть, в противоположность великому множеству народа (ст. Лк.12:1). Господь иногда изображает себя пастырем, а своих последователей стадом (Ин.10 и дал.); здесь – пастырем только малого стада – ближайших учеников своих, – образ весьма выразительный и привлекательный в особенности для восточных пастушеских народов, где скотоводство составляло один из главных промыслов и занятий, как в Палестине. Должность пастуха там была важной: он сопровождал стадо, защищал его, водил на тучные пажити, на источники водные и пр. Господь точно так же заботится о своих последователях во всех отношениях, даруя им всяческие духовные блага.
– «Отец ваш благоволил дать вам Царство»: этими и всякими лишениями вы достигаете Царства Христова, вечного блаженства на небесах, или – этими и подобными лишениями вы оснуете на земле Царство Божие, Церковь Христову, для уготовления вечного блаженства и себе и верующим. Этим сторицей вознаградятся всякие лишения ваши, какие бы вам ни пришлось перенести. – А потому «продавайте даже имения свои и давайте милостыню»: это одно из самых могущественных средств к нравственному совершенству и к достижению царства, обещанного вам Отцом вашим небесным. См. прим. к Мф.6:19-21.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет

См. Толкование на #lopuxin_apЛк. 12:32

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет

В этих словах Господь указывает побуждение к тому, чтобы нам более заботиться о небесных благах, чем о земных. Обыкновенно сердце наше привязывается к тому, чем более мы занимаемся, что любим, о чем заботимся: где (идеже) сокровище ваше, там (ту) и сердце ваше будет. Сокровище, т.е. то, в чем человек поставляет высшее свое благо, к чему особенно привязан, что особенно любит. К сокровищу небесному, т.е. к добродетели, должно быть привязано сердце христианское, и хорошо, если оно привязано к тому; но оно может быть привязано и к земным благам, а такая привязанность будет погибельна для души человеческой. «Если ты будешь прилеплен к земному, то непременно отпадешь от небесного,» говорит Златоуст. Это мы и видим на людях, зараженных страстию любостяжания, как равно и другими страстями. – Нет сомнения, что указанными словами о сокровищах Господь не запрещает собирать и иметь земные блага, так как нестяжательность и расточение имущества Он предоставляет желающим высшего совершенства; а лишь запрещает пристрастие к земным благам и забвение небесных благ из-за них: потому что жизнь земная, и еще семейная, немыслима без этих благ. Ищите во первых, т.е. прежде всего, Царства Божия, учит Господь, по Матфею, далее после слов о благах земных (Мф. 6:33).

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible