Скрыть
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

Святые отцы

Прочие

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение IX. Почему Матфей и Лука передают слова Господа, что грех против Сына Человеческого отпустится, а против Духа Святого не отпустится (Мф. 12:32; Лк. 12:10), тогда как Господь говорил о Духе Святом «что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:14)?

Разъяснение см. Мф. 12:32

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 31-32 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем

Что есть хула на Духа, и почему всякий грех простится человекам, а хулящим Его не простится ни в этом веке, ни в грядущем?

Недоумение о хуле на Духа разрешается так: когда Господь творил разнообразные исцеления, иудеи приписывали действия Духа князю бесовскому (Мф. 9:34; 12:24; Ин. 3:8). Те же слова, что хулящим Духа не будет прощения ни здесь, ни в веке грядущем, следует рассматривать так. Некоторые из тех, которые духом восприняли об этом точное знание, говорят следующее: существуют четыре способа, посредством которых происходит прощение грехов – два способа здесь и два в веке грядущем. Поскольку памяти не хватит, чтобы человек помнил прегрешения за время всей [жизни] и мог бы в них покаяться здесь, то Владыка естества, будучи человеколюбивым, устроил способы покаяния, даже если мы не каемся. В веке грядущем, как было сказано, их два: если кто-либо в этой жизни безотчетно грешил и столь же безотчетно делал добро, побужденный либо к жалости или состраданию к ближнему, либо к чему-то иному, сопряженному с человеколюбием, – тогда в веке грядущем эти его дела взвешиваются в момент Суда, что и принимается в расчет, и даруется прощение. Вот первый способ, а второй таков: если кто-то погряз во грехах, но, слыша слова Господа Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1) страшится и никого не осуждает, то в час испытания его дел он — как блюститель заповеди – осуждаться не будет, ибо Правдивейший о Своей заповеди не забывает.

Два других способа приносят прощение здесь. Если кому-либо, живущему во грехах, Промысл устраивает несчастья, тяготы или болезни – он не ведает, какими путями Бог очищает его – тогда, если он, [претерпевая] искушения, благодарит [Господа], то получает награду за благодарность, а если не благодарит, то очищается от тех грехов, за которые был наказан, но несет кару за неблагодарность.

Так вот, если кто-либо грешит по отношению к людям, то, как показало Слово, у него много оснований, чтобы быть прощенным, ибо если он по отношению к одному человеку грешит, а другому делает добро, то [это значит, что] он оправдался перед тем же естеством, по отношению к которому согрешил. А хула на Духа – это неверие, основанием для прощения которого не может быть ничто, кроме как стать верующим, – разумеется, не простится человеку, свершившему жизнь в неверии, ни здесь, ни в грядущей [жизни], ибо это грех неверия и безбожия.

Вопросы и затруднения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-12 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить. Теперь предлагает награду за исповедание веры. Так как Он сказал: «не бойтесь убивающих тело» и прибавил, что и волосы ваши сочтены, то чтобы кто-нибудь не сказал: дай же мне и награду какую-нибудь, ибо что мне будет из того, что Ты счел мои волосы. - Он говорит (таковому): ты желаешь и награды? Слушай. Кто исповедает (веру) во Мне, тот Мной будет признан пред Богом. Сказал: исповедает «во Мне», то есть при Моем содействии и Моей силой, и Я исповедую его «в нем», то есть при его содействии. Ибо как мы предварительно нуждаемся в Боге, так как без Него не можем ничего сделать (Ин. 15, 5), так и Бог нуждается в нас. Ибо если Он не найдет в нас дел достойных, Он и не принимает нас; а иначе Он был бы лицеприятен. Итак, мы исповедуем в «Нем», то есть при Его содействии, а Он «в нас», то есть при нашем содействии. Ибо если мы не дадим Ему повода, Он и не будет свидетельствовать за нас. А отвергающийся отвергается не силой Божией, почему Он и не присовокупил: «Мною», но сказал: кто отвергается «Меня». - Так как всякий святой пребывает во Христе, а Христос в нем (Ин. 15,5), то, может быть, и не поэтому ли сказал так: кто (Меня) исповедует «во Мне», то есть пребывая, того исповедую и Я, в нем пребывая. - «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Это значит: кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого сына человеческого, едящего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли, или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком. - «А кто скажет хулу на Святаго Духа тому не простится». Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех. - «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям» и прочее. Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: «не бойтесь убивающих тело». Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного мудрых по плоти (1Кор. 1, 26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, - у тебя будет иной образ речи. «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить». Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тот час научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится

Cм. прим. к Мф. 12:32.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится

(См. Мф.12:31).

От исповедников Христа речь переходит к неверующим во Христа, которые будут говорить против Сына Человеческого, а от этих — к хулителям Святого Духа.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И всяк иже речет слово на Сына Человеческаго, оставится ему: а на Святаго Духа хулившему не оставится

Это изречение также есть у еванг. Матфея (Мф. 12:31 и дал.) и Марка (Мк. 3:28 и дал.). Здесь Господь говорит, как тяжко грешат фарисеи, сами не веря и других отвлекая от веры в Него. У еванг. Матфея здесь прибавлено: всякий грех и хула простятся человеку. Хула т.е. поругание священных предметов. Грех и хула простятся, само собою понятно, в том случае, когда грешник раскается в грехе и хуле (Ис. 1:18; Ин. 1:7); если же не раскается, то и не получит прощения.

Иже речет (кто скажет) слово на Сына Человеческого, оставится (прощено будет). На Сына человеческого – против Самого Иисуса Христа (чит. выше). Т.е. если кто будет говорить что против Иисуса Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как напр, иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета (Ин. 1:46; 7:52) и уничиженною жизнию, напр., что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними – этот грех прощен будет, потому что это грех заблуждения, недоразумения, неведения, и в этом грехе легко раскаяться, так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верою.

А на Духа Святого хулившему, т.е. тому, кто покажет неверие, ожесточение, или, что то же, произнесет хулу против Духа Святого, это не простится, у Матфея, ни в сей век, ни в будущий, т.е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. Хула на Духа Святого, это – упорное сопротивление очевидной истине (Деян. 7:51), отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр., чудес, и злобное оскорбление Его, когда, напр., самые видимые действия Духа Святого, напр, в изгнании бесов Иисусом Христом, приписываются злому духу – сатане, вельзевулу (чит. в объясн. Лк. 11:15), а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Святого фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силою Святого Духа, и объяснявшие их силою злого духа.

Не простится (не оставится) этот грех потому, что нравственное состояние людей, имеющих его, таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов. Они сами гонят от себя прочь благодать Духа Св. (Быт. 6:3), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие обыкновенно не сознают и самой нужды в покаянии.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible