Скрыть
Тогда́ воз­благоволи́тъ земля́ суббо́ты своя́, во вся́ дни́ запустѣ́нiя сво­его́, и вы́ бу́дете въ земли́ вра́гъ ва́шихъ: тогда́ воспра́зднуетъ земля́ и воз­благоволи́тъ суббо́ты своя́:

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

26:34  Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения ; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои;
26:35  во все дни запустения будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней.  

       Что значит сказанное: «тогда удовлетворит земля и удовлетворит себя за субботы свои во все дни запустения своего»?


Следующее за сим служит этому объяснением. Ибо сказал: «когда вы будете в земле врагов ваших», потому что семьдесят лет жили в Вавилоне рабствуя. От царствования же Саулова до плена считается четыреста девяносто лет; седьмая часть сего есть семьдесят. Поэтому сказанное значит, что земля останется незасеянною и невозделанною, потому что будете вы жить в земле чужой за то, что вместе с другими законами нарушали и заповедь о субботе. Ибо присовокупил: «воспразднует земля, яже не празднова, егда живясте на ней». Но присоединил и другую угрозу: «оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, и так далее» (Лев.26:36). И сие предсказание исполнилось. Ибо во время осады Иерусалима халдеями, когда многие были убиты в сражениях, многие истреблены голодом, а взятые в плен переселены в Вавилон, избегшие вражеских рук, убоявшись нового нашествия халдеев, бежали в Египет. И сие ясно открывает нам пророчество божественнейшего Иеремии. Впрочем, после угроз Бог обещал и доброе, предвозвестив и возвращение из плена, не за их заслуги, но за благочестие предков. Ибо сказал: «и помяну завет Иаковль и завет Исааков, и завет Авраамль» (Лев.26:42). «И помяну завет их первый, егда изведох их из земли Египетский, из дому работы пред всеми языки, еже быти Мне Богу их; Аз есмь Господь» (Лев.26:45). А сим показал и причины человеколюбия, ибо говорит: «Ради обетований, данных отцам их, терплю их беззакония, потому что все народы из необычайных чудес познали, что особенное попечение имею о них и Моим народом именуются они». Упомянул же Бог о первом Иакове, потому что он один был прародителем всем им. Исаак же был родоначальником и идумеев, Авраам – и израильтян, и происшедших от Хеттуры. Посему, начав снизу, восшел по порядку до Авраама, с которым первоначально постановил завет.

Толкование на книгу Левит

Георгий Константинович Властов (†1899)

Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения [своего]; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои;

Весьма ясное пророчество пленения как Израиля Ассириянами во времена Феглафелассара (Tiglath Pileser у Роулинсона; между 745–740 годом до Р. Хр.), так и Иуды при Навуходоносоре, царе Вавилона (585 л. до Р. Хр.). В Лев. 18:26-30;20:22 земля свергает с себя беззаконные народы; здесь она изображается покоящейся после свержения грешного племени и вознаграждающею этим покоем нарушение суббот, которые не соблюдал Израиль в отношении ее. Под этими поэтическими образами, дающими как бы индивидуальную жизнь земле и восходящими к высокой древности, так как подобное же образное выражение употреблено в Быт. 4:10-11: «проклят ты (Каин) от земли»,  разумеется растление всего общества, живущего на земле, составляющей территориальную собственность нации. И действительно, связь народа с землей, на которой живет он, несомненна; на земле остаются следы его цивилизации; на ней пишет он памятниками, храмами; или идолами и капищами свои верования; обработкой или запустением свою силу труда, селами или городами свои земледельческие или ремесленные и торговые наклонности; устройством земли своей дает он знать потомству способности свои умственные для устройства своего быта. Растление народа отражается на земле; слабость его выражается неспособностью бороться против врагов, а слабость эта происходит от утраты всяких великих верований, возвышающих душу и делающих способным человека на жертвы; народ, погруженный лишь в материальные интересы и оскверненный разлагающими учениями, свергается землей, потому что он не в силах удержать ее за собою. В народе Израильском забвение Суббот Господних, забытых, как весь Господень закон, доказывали, что Израиль пошел путем всех остальных языческих народов, – но, относительно слабый, относительно невежественный, он, оставленный Господом, сделался легкой добычей тех грозных завоевателей Междуречия, которые у Пророков указываются, как посланные Богом орудие гнева Его. Израиль уже потому был невежественнее всех народов, что, не выработав никакой собственной цивилизации, он не хотел, по упорству и легкомыслию, принять сердцем и волей ту высшую по времени цивилизацию, которую хотел дать ему Господь, поставив его передовым народом, состоящим из равноправных граждан, с ослабленным рабством, с возвратом в юбилейный год земельных наделов в обедневшие роды Израилевы, с предоставлением бедным седьмого года урожая. Эти Субботы Господни были забыты народом вместе с законом, и земля свергнула народ и вознаградила покоем запустения Субботы Господни.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-35 Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; во все дни запустения своего будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней

Глубокая и горькая ирония: народ не сохранял закона Божья о субботнем годе, и вот теперь, за время пребывания его в плену врагов, земля Палестины, уже без участия доброй воли Израиля, отпразднует субботние годы. По иудейской традиции (ср. блаж. Феодорита, вопр. 37), 70 лет плена были точною заменою отпущенных без празднования 70 субботних годов со времени Саула (за 490 лет до плена). Так земля Божия свергнет с себя недостойных жителей (ср. ХVIII:26–30; XX:22).

См. также Толкование на Лев. 26:14

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible