Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
2а́ще вся́ поднебе́сная моя́ е́сть?
Святые отцы
Прочие
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Ст. 2-3 Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое
Смиряйся, сын человеческий, и не смей противиться Господу даже в мысли своей. Помни, как ты недалек еще от ничтожества! Сочти лета твоей жизни: давно ли ты на свете и давно ли тебя вовсе не было здесь, когда у Господа сотворены и движутся уже несколько тысяч лет небо со светилами и земля со всем, что на ней. Ты еще очень недавно в этом прекрасном доме, который называешь миром; Бог есть Господин этого дома, который принадлежит Ему и по происхождению от Его творческого слова всех материалов его, и самого устройства и плана своего. Ты не даром пущен в этот дом, а с тем, чтобы ты трудился в нем для приумножения данных тебе талантов и чрез это приобретал себе право на водворение в обителях небесных, в которые ты перейдешь отсюда по смерти своего тела. Дому естественно оставаться и существовать дольше своего жильца, как действительно и бывает: в одном доме часто переживает несколько поколений. Потому-то земля, служащая временною гостиницею для людей, вот уже с лишком семь тысяч лет существует, и на ней пережило очень много жильцов. Но настанет время, когда и эта великолепная, светозарная гостиница мира разрушится. Господь воскресит всех мертвецов и даст людям новый, вечный дом. Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет. 3, 13). Смиряйся же, человек, пред Богом, благоговей и во всем повинуйся Ему. А противиться не смей и в мыслях.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Вот сколь мужествен Иов! Он при одном взгляде страшного животного, при одном описании его, падает на землю. И этот человек, который боится творения Божия, хочет судиться и препираться с Творцом его?
Самый смелый человек не отважится пробудить покоящагося или спящего крокодила [автор подразумевает "левиафана", см. Иов. 40:20].
. Илиодор повествует, что Кнемон лишился чувств от ужаса, когда увидел крокодила, хотя он только мимоходом и более тень его видел, нежели тело. Когда Грамматик Артемидор случайным образом попал на крокодила, спящего в песке; то он так ужаснулся, что потерял рассудок и память, забыл всё, что знал, и воображал, что змея отъела у него левую ногу и руку.
Итак, если никто не может приблизиться к сему страшному животному и вызвать его на брань: то кто станет пред Моим лицем и вызовет Меня к ответу о мироправлении? Иов делал это в своих речах, когда желал знать причины, но коим Бог послал на него столь великие несчастия, по-видимому, без вины.
Не безрассудно ли, что ты, Иов, боишься крокодила, творения, и при одном изображении его теряешь дух, а Меня, Который создал столь многих страшных животных, не боишься, и даже требуешь на суд и надеешься победить Меня в тяжбе со Мною? Если ты не можешь состязаться с творением, превосходящим тебя силою, то как можешь спорить со Мною, Творцом и Господом вселенной?
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-3 Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое
Вывод из сказанного. Если крокодил, - творение Бога, внушает такой ужас, что никто не осмелится нападать на него, то кто же осмелится состязаться с Богом, творцом этого чудовища? Правильное чтение первой половины третьего стиха должно быть такое: «кто дал Мне что-нибудь вперед, чтобы я отдал ему?» Вся природа - создание Господа, и все, чем ни владеет человек, - собственность и дар Божий. Потому с его стороны невозможны протесты как в том случае, когда Бог что-либо дает, или же отнимает (ср.: Иов. 2:10).