Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
25все́ высо́кое зри́тъ: са́мъ же ца́рь всѣ́мъ су́щымъ въ вода́хъ.
Прочие
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
[перевод Агафангела (Соловьева) - Он царь над всеми сынами отваги].
Гордое и высокое, на что крокодил [автор подразумевает "левиафана", См. Иов. 40:20] смотрит как бы с презрением, это суть большие, отважные и сильные животные, среди коих он господствует, как царь среди своих подданных. Над всеми сынами отваги, 70 перевели: всех находящихся в водах; Симмах: всякого, ходящего по земле, т. е. льва, которому поэты дают это имя. Де Росси нашёл в одном Еврейском кодексе по таргуму – молодых львов. Халдейский переводчик читает: всех рыб.
В четырёх главах, в коих говорит Бог Иову, не заключается разрешения спорного вопроса, невинно ли страдает Иов. Бог не объясняет Иову причин, по которым посланы на него несчастия. Сии причины не принадлежат к кругу наших познаний и скрываются в другом мире, в который не может прозреть человек. Господь Бог только уверил Иова, что при его неведении остаётся ему покоряться с глубоким смирением воле всемогущего и премудрого Бога.
Но для чего предлагаются многие вопросы из царства природы? Для чего делаются длинные описания различных животных, живущих на земле и в воде?
Чтобы управлять миром, или судить о сем управлении, для сего необходимо совершеннейшее знание всего видимого мира, всех его законов, его устройства и самых малейших частей. Но такое совершенное знание видимого мира есть только приготовительная и самая малая часть того знания, которое необходимо для управления нравственного мира и для раздаяния счастия и несчастия. Ибо причины, по которым надобно располагать судьбою смертных, иногда могут скрываться за пределами видимого мира; в вечности может таиться последствие, которое должно соделать наше теперешнее несчастие истинным блаженством. Кто не может разрешить посредственных вопросов из царства природы, и следственно не знает самых ближайших причин мироправления, тот может ли судить об управлении всего мира, о разделении счастия и несчастия между нравственными творениями, назначенными для вечности?
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 25-26 Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости
Страшный для людей, крокодил не имеет себе соперника среди самых свирепых животных («сыны гордости»; ср.: Иов. 28:8): они трепещут пред ним, как пред царем.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иов. 41:4