Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ероді́а {Въ гре́ч.: аси́да.} на небеси́ позна́ вре́мя свое́, го́рлица и ла́стовица се́лная, вра́бiе сохрани́ша времена́ вхо́довъ свои́хъ: лю́дiе же мои́ сі́и не позна́ша суде́бъ Госпо́днихъ.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня
Коршун под небом познал время свое; горлица и ласточка и аист соблюли время прихода своего, а народ Мой не познал суда Господня. Вместо коршуна, как перевел Симмах, LXX и Феодотион поставили самое слово еврейское asida, а Акила поставил: цапля. Далее: вместо ласточка, Симмах перевел кузнечик, что по-еврейски называется sis, а вместо аист, как поставили мы, и Акила и Симмах перевели agur, вместо чего LXX перевели полевые воробьи. Мысль та же, что и высказанная в начале книги пророка Исаии: позна вол стяжавшего и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие мои не разумеша (Ис. 1:3); — что и малые птицы знают свои времена, знают, когда они должны бежать от зимнего холода и улетать в теплые места, и в начале весны, опять возвращаться в обычные страны. Небо же здесь мы должны принимать в значении находящегося над землей воздуха.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
8:6 Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»;
Этот помысел был причиною всегдашнего лукавства. Ибо сие дает Пророк видеть в последующих за сим словах:
Каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение.
Сирский толковник перевел сие так: ходят все по воле своей, как конь стремящийся на брань. Ибо, оставив божественный закон, следуют своим помыслам. А по греческому переводу должно разуметь так, что в течении своем не знают ни времени, ни сытости; потому что, и конь, который бежит и ржет, по утомлении покрывается потом, а они не знают сытости, делая худое. С сим разумением согласно и последующее:
8:7 И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня.
И кузнечик, «и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня». Сравнением с бессловесными усилил обвинение. И птицы знают, говорит Пророк, различие времен, переносятся, то сюда, то в другое место, по естественному закону отыскивая, что для них потребно; Иудеи же, одаренные разумом, не приобретают пользы от закона.
«Аист» <асида в церковнославянском> есть птица; и иные говорят, что назван так коршун.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня
Птицам прирожден инстинкт, по которому они знают куда им нужно лететь, людям — религия, религиозное чувство, влекущее их к Богу. Но евреям это чувство как бы совершенно чуждо. Вот мысль стиха.
Ст. 7-12 И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня. Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их? За то жен их отдам другим, поля их - иным владетелям; потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника - все действуют лживо. И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь
Их расчеты не сбудутся
Будучи неразумнее простых птиц, иудеи однако считают себя умными и хвалятся тем, что у них есть закон Господень. Этот закон они исказили и не исполняют, причем священники и пророки успокаивают народ ложными надеждами. За это Господь обрекает их на погибель.