Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 13:17
А҆́ще же не послꙋ́шаете, въ та́йнѣ воспла́четсѧ дꙋша̀ ва́ша ѿ лица̀ горды́ни и҆ пла́чѧ воспла́четъ, и҆ и҆зведꙋ́тъ ѻ҆́чи ва́ши сле́зы, ꙗ҆́кѡ сотре́но є҆́сть ста́до гдⷭ҇не.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 16-17 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех
Воздайте Господу Богу вашему славу, доколе Он еще не навел тьмы, и доколе ноги ваши еще не спотыкаются на горах мрачных (или темных). Вы будете ожидать света, а там тень смерти и будут положены во тьме (или, по еврейскому: и положит Его в тень смерти и во мрак). Если же вы не послушаете, то в скрытом месте будет плакать душа ваша от лица гордости (или неправды). Тех, кому слово Божие сказало: слушайте, и внимайте и не возноситесь, теперь призывает к покаянию, чтобы, пока они не отведены в Вавилон и не споткнулись на горах мрачных или темных, они воздали славу Богу. Поэтому и грешникам часто говорится: воздайте славу Богови (Пс. 67: 35). А что горами мрачными или темными называется Вавилон и вся земля Халдейская, об этом читаем в начале видения Исаии против Вавилона, где написано: «на горе темной поднимите знамя» (Ис. 13:2), что по-еврейски nesepha. Итак повелевает, чтобы пока они не отведены в плен и не испытывают бедствий рабства, они принесли покаяние. Тогда как они ожидают света, они будут сидеть во тьме. Если же, говорит, не захотите слушать Меня, то в сокровенном месте, или, по Акиле, во тьме будет плакать душа ваша, или по LXX, от лица гордости: — вы не будете свободны даже в стонах и плаче, чтобы не докучать глазам победителей. Место это может объяснить и таким образом: Спаситель говорит: делайте дóндеже день есть, приидет нощь егда же никто же может делати (Ин. 6:27). О времени этом есть пророчество и у Исаии: звезды бо небесные, и Орион и все украшение небесное света своего не дадят: и помрачится солнце возсиявающее, и луна не дает света своего (Ис. 13:10). И Софония согласуется с сими словами, говоря: день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тьмы и мрака, день облака и мглы (Соф. 1:15) Итак, пока не настало время суда и не споткнулись ноги наши на горах мрачных, то есть о противные силы, уготованные для мук и наказаний, принесем покаяние, чтобы, ожидая света, не быть окруженными мраком ночи; и будем знать, что если не сделаем этого, то будет плакать душа или Бога, или пророка, от лица гордости нашей, которые не хотели слушать словес Божиих. Посему и сам пророк говорит:
Плача восплачет Иерусалим (или плача восплачет и источит слезу око мое), потому что отведено в плен стадо Господне (или скорби моей скрыть, сдерживая стоны, не могу). Вся причина страданий та, что стадо Божие отведено в плен. Будем говорить Иудеям и нашим иудействующим, которые следуют только простой и убивающей истории, что если вы не будете внимать сокровенно, то есть в тайне, или во тьме, которую Бог положил кровом своим (Пс. 17:12), и, по Соломону, не будете разуметь притчи и темного слова: то будет плакать душа пророка, или их самих, от лица гордости, когда по упорству они противятся Богу. Поэтому и плач будет непрестающий и рыдания вечные, так как стадо Господне пленено и истреблено истинным Навуходоносором.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Положите конец дерзости и безумному высокомерию, и сказанное вам приимите, как от Самого Бога.
Ст.16 Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака.
Предупредите время наказания, говорит Пророк. Сие советует и божественный Апостол: «тем же убо дóндеже время имамы, да делаем благое» (Гал.6:10).
Тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою.
Во время самого наказания, умоляя о человеколюбии, не получите просимого.
Ст.17 Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен.
Ибо в рабстве у врагов не осмелитесь и плакать явно, но будете делать это тайно.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-27 Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит. Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою. Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен. Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей. Южные города заперты, и некому отворять их; Иуда весь отводится в плен, отводится в плен весь совершенно. Поднимите глаза ваши и посмотрите на идущих от севера: где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твое? Что скажешь, дочь Сиона, когда Он посетит тебя? Ты сама приучила их начальствовать над тобою; не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину? И если скажешь в сердце твоем: «за что постигло меня это?» - За множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои. Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? Поэтому развею их, как прах, разносимый ветром пустынным. Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь, потому что ты забыла Меня и надеялась на ложь. За то будет поднят подол твой на лице твое, чтобы открылся срам твой. Видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле. Горе тебе, Иерусалим! ты и после сего не очистишься. Доколе же?
Последнее увещание
В последнем увещании своем пророк указывает, что покаяние пока еще возможно. Если иудеи все-таки не примут это ко сведению и исполнению, то пророку ничего не останется, как в уединении оплакивать скоро имеющую наступить погибель Иудейского государства. Пусть же покаются царь и царица — у них много грехов. Но иудеи упорно не хотят обратиться на истинный путь, и пророку приходится только указать причину падения Иерусалима — именно греховность его жителей, ставшую их второю натурою.