Скрыть
Рече́ бо гдⷭ҇ь: разширѝ мѣ́сто кꙋ́щи твоеѧ̀ и҆ покро́вѡвъ твои́хъ, водрꙋзѝ, не пощадѝ, продолжѝ ᲂу҆́жѧ твоѧ̑ и҆ ко́лїе твоѐ ᲂу҆крѣпѝ,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города

«Возвеселись, неплодная, нерождающая». Акила говорит: «хорошо пой благословение, громко кричи». «Воскликни и возгласи, немучившаяся родами»: не стыдись своего бесчестия. «Потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих». Другие говорят: «дворы палаток твоих». «Не стесняйся». Акила говорит: «они распространятся и не разрушатся». «Пусти длиннее верви твои». Акила говорит: «соедини веревки твои». «И утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города». Этими словами обозначается возвращение. Это в действительности исполнилось в церкви, потому что она была лишена добродетели и не могла давать никакого плода. Видишь ли, какой оборот приняло дело? Она стала иною, чем была.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2-3 Расширь место палатки твоей, и кожи шатров твоих растяни; не щади: длинными сделай верви твои, и колья твои укрепи. Ибо направо и налево проникнешь, и семя твое наследует народы, и населит города опустевшие

Коей сказал: восхвали, неплодная, не раждающая, расторгни узы, которыми прежде была связана, и возгласи во исповедание Господа, не имевшая детей, той же теперь повелевается, на подобие скинии Моисея, которую некогда он имел в пустыне (Исх. 36), расширить палатку свою, и растянуть кожи, и сделать более длинными верви, и вбить глубоко и укрепить колья, из которых образуется всякий шатер, чтобы она не разрушилась от веяния ветров. Она должна проникнуть направо и налево, и не походить по тесноте на иудейскую скинию, занимавшую в окружности сто локтей длины и пятьдесят локтей ширины (Исх. 27), и не ограничиваться малым пространством храма, имевшего шестьдесят локтей в длину и двадцать в ширину (3Цар. 6:2), но не переставать захватывать место направо и налево. А чтобы мы не думали, что это, сообразно суетному домогательству евреев, говорится о Сионе, который должен быть восстановлен Господом в древнее состояние, приводит яснее то, что скрывалось: и семя твое наследует народы. О нем и в Евангелии мы читаем: изыде сеяй, да сеет (Мф. 13:3); и опять: не доброе ли семя сеял еси на селе твоем (Мф. 13:27)? Это семя сделает то, что и опустевшие города населяться, так что появятся во всей вселенной церкви из язычников. Или, по крайней мере, семенем должны называться семя апостолов и остаток народа иудейского. О нем у этого же самого пророка говорится: аще не бы Господ Саваоф оставил нам семене, яко Содома, убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис. 1:9). И апостол говорит: останок бысть (Рим. 11:5). Это [сказано] о величине церквей, которые вместо одного места — Иудеи, и притом очень тесного, распространят свои пределы но всему земному шару. Перейдем к духовному разумению. Кто находится в шатре, тот ее имеет твёрдого и постоянного местопребывания, но всегда меняет места, и спешит к дальнейшему, говоря в псалме: пройду в место селения дивна (Пс. 41:5), забывая прошедшее и простираясь к будущему, пока не достигнет почести вышнего звания (Флп. 3:13-14). Об этом селении и в другом месте читаем: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил: желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Пс. 83:2-3). И затем присовокупляет: блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя (Пс. 83:5). Ибо конец селений есть обладание вечным домом, который не меняет оснований, и не переносится с одного места на другое. Ибо те, которые насаждены в доме Господнем, прежде процвели во дворах Его (Пс. 91:14), чтобы от цветов перешли к плоду, и могли сказать: аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс. 51:10). Вследствие этого, святой муж, спеша пройти селения, и желая увидеть дом Божий, говорит, что он имеет одно желание, чтобы никогда не выходить из дома Божия: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Пс. 26:4). Итак шатер должен быть распространен, и покрывала и кожи должны быть растянуты, и верви многочисленных и разнообразных проповедей должны длиннее быть протянуты, и колья должны разумом быть укреплены на правой и левой стороне, чтобы семя слова, то есть учения Божия, могло овладеть народами, и сделать населенными города, которые получил удвоивший мину (Лк. 19). Правая же и левая стороны в святых Писаниях принимаются в хорошую сторону тогда, когда оные и по духу и по букве мы разумеем чрез оружие правды в правой и левой руке (2Кор. 6:7), чтобы и низшее разумение жизни следовало наставлению и примерам старших, и духовное и высокое переносило нас от настоящего к будущему. Это есть то, что и Господь вопрошавшим фарисеям говорил: воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови (Мф. 22:21): чтобы мы и подчинялись властям сего века, которые не несправедливо держат меч для наказание худо поступивших (Рим. 13), что разумеется под левою рукою: и воздавали Богу Божие, чтобы не боялись никого другого, кроме имеющего власть и над душою и над телом (Мф. 10), что разумеется под правою рукою. Наконец о премудрости Божией, с которою ничто драгоценное сравниться не может (Притч. 8:11), говорится, что в деснице своей она имеет долготу и очень многие годы жизни, а в шуйце богатство и славу (Притч. 3:16), так что под богатством разумеется то, которое в настоящее время состоит в познании и добрых делах, и под славою — та, которую получает прославляющий Бога своими делами у язычников, а долгота и очень многие годы жизни означают вечную жизнь, которая, пренебрегая настоящим, спешит к будущему.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 Возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колие твое укрепи, еще и на десно и на лево простри: и семя твое языки наследит, и грады опустевшия населиши

Изрядно изложив, каким образом Агнец, то есть Христос, претерпел честный крест ради нас и заклание ради мира, и затем предвозвестив, что Он «наследит многих» (Ис. 53:12), обращает слова пророчества уже и к тем, которые даны Ему в удел от Бога, т.е. к языкам. Не это ли и сам Сын провозглашал лирою Псалмопевца, говоря: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, аз днесь родих Тя: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли» (Пс. 2:7-8)? А их, говорит, много: ибо те, что из язычников, составляя один только народ, гораздо более многочисленны, чем произошедшие от крови Израиля. Это множество язычников он считает приличным уподобить жене неплодной и отверженной или оставленной, и ей-то именно говорит: возвеселися неплоды нераждающая. Но, может быть, кто-нибудь скажет: по какой причине он именует «неплодною» множество язычников или Церковь, собранную от язычников? Ведь предшествующая речь показала, что заблуждающихся и служащих твари вместо Творца было гораздо более, чем избавленных Моисеем, а посему и причисленных к уделу Божию; ибо, говорит, «егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих, и бысть часть Господня, людие его Иаков, уже наследия его Израиль» (Втор. 32:8-9). Итак почему же (именуется) неплодною столь многочадную и, как бы сказать, плодовитейшая?- Потому, что между незнающими Бога всяческих не было никого, кто бы по ведению или по добродетели мог быть причислен к чадам Божиим. Или иначе: не было у них возрождения водою и духом, но, (происходя) еще «от семене, истленна» (1Пет. 1:23), они были тленными и земными и, как говорит Псалмопевец, «очуждишася» «от ложесн» (Пс. 57:4) общения о Богом, будучи из грешников грешниками, и идолопоклонниками, и не имущими «упования», как говорит всемудрый Павел (Еф. 2:12). Посему она- неплодна для Бога всяческих, ибо не рождала никого, кто бы заслуживал или мог-быть сопричисленным к чадам Его, достигнув сего верою и добродетелью. Но вот ей повелевается возгласить и возопить. Обычно делают так (лежащие) в постели и рождающие женщины, которых, говорят, бабки заставляют кричать протяжно и громко, чтобы, вследствие расширения чрева от крика, плод вытеснялся из ложесна. Это, думаю, означает; возгласи и возопий. Начинай же, говорит, родить и, как чреватая многими, чаще издавай крик, всегда свойственный родильницам; а как будущая мать бесчисленных народов восприими радость духовную. Изъясняя смысл предлагаемого изречения, Бог всего и присовокупляет слова: яко многа чада пустыя, паче, нежели имущия мужа. Обыкновенно боговдохновенное писание пустою называет вдову; а вдовою было множество язычников, ибо она не обладало общением- разумею общение с словом, Сеятелем всякого познания истины и вспомогательных средств, к благочестию, которого нисколько не удаляясь от истины, можно называть земледельцем применительно ко всей разумной твари, так как от Него происходит всякое духовное плодоношение и у святых ангелов, и у нас самих. Следовательно она была до пришествия Спасителя вдовою, и потому безлюдною и бездетною. Когда же она верою приняла небесного жениха, тогда у нее стало гораздо более чад, нежели у имущей мужа, т. в. у иудейской синагоги, которую Бог чрез всемудрого Моисея привел к духовному общению, соделал и показал как бы сожительницею, материю и питательницею многих; но чрез Христа она лишилась чад, хотя, как говорит пророк Иеремия, и была весьма, многочадна (Иер. 31:8), ибо, как я сказал, более сыновей оказалось у той, которая некогда была неплодна. Последней он и говорит: разшири место кущи твоея и покровов твоих (ст. 2): после того как она, прияв небесное Слово или Жениха, неожиданно стала благочадною и многочадною, естественно получает повеление увеличить дворы свои в широту и долготу и укрепить колия, чтобы из сего ты уразумел непоколебимость церкви из язычников; а продолжение ужей указывает на не сравненное пространственное расширение святых церквей, между тем как древняя скиния была совершенно незначительна и имела весьма тесные дворы. Кроме того, и в оном искусном сооружении всякий может видеть образное описание распространения церкви из язычников в широту и в долготу, ибо за десятью покрывалами, изготовленными из опон власяных (Исх. 26:7), расположены были крутом четыре двора, обращенные, можно сказать, на каждую страну вселенной, в длину-на это (лакот), в ширину- на «пятьдесят» (Исх. 27:18). По сему он говорит: еще на десно и на лево простри, то есть, пусть расходится во все стороны ужя твоя, ибо полна святых церквей поднебесная, и они везде велики и пространны в широту и долготу и достигают верха всякой красоты. Не о том ли говорил Бог всяческих, когда построен был храм в Иерусалиме по сожжении первого рукою Ассириян: «кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? и како ныне, говорить, вы видите его яко же не суща пред вами?» (Аг. 2:3) живу аз глаголет Господь: «зане велия будет слава храма сего последияя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель» (Аг. 2:9)? Ибо по всей поднебесной воздвигнуты храмы гораздо более обширные и богатые, чем храм Иерусалимский, т. е. церкви, имеющие священный жертвенник во славу Христа. Итак, разшири же, говорит, место кущи твоея и покровов твоих, ибо семя твое языки наследит, и грады опустевшие населиши (ст. 8). Церковь из язычников сделалась матерью и кормилицею весьма многих мужей святых и добрых, произвела, многих начальников и вождей народных, и потому управляет языками многими, имея возможность проповедовать неповрежденное слово тайноводительства и не будучи лишена пастырской благоискусности. Им и Спаситель, сам, как проводившим жизнь доброхвальную и благочестивую обещает удел и в будущем веке владычество над народами. Так, в раздаянии талантов тому, кто предоставил вдвое больше данного ему, говорит: буди над десятию градов (Лк. 10:17), другому: буди над пятию градов (Лк. 10:19). Посему-то языки наследит семя твое.Как я сказал уже, это ближайшим образом касается предстоятелей церквей, которые в дивном восторге говорят: покори люди нам и языки под ноги наша: избра нам достояния свое (Пс. 46:4-5). Удел же единственно и по истине самый достойный Христа - это быть наставником других. Посему-то Он и не позволил никому говорить: рав-(учителю), един бо, говорит, есть Наставник ваш, Христос (Мф. 23:7, 10). Но подобно тому как Он, Сам будучи светом истинным (Ин. 1:9), нарек светом святых апостолов (Мф. 5:14),- Сам будучи естественным и единым истинным Сыном, нам, уверованшим в него, дал власть называть Бога отцом, как обладающим достоинством сыновства, точно также, Сам будучи наставником всех и получив в удел поднебесную, Он дал святым, венчая их Свою собственною силою, то, что они стали Его сотрудниками и как истые попечители народов приобретают многих, приводя к Нему верою тех, которые вместо Него служили твари и не ведали пути жизни избранной. А грады опустевшия населиши-понимай так: столь велико будет множество семени твоего, что для них не достанет городов, занятых жителями, но они возмогут наполнить и опустевшие.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города

Распространи место шатра твоего… пусти длинные верви твои и утверди колья твои. При нашем понимании первого стиха, толкование данного становится очень простым и ясным. Остаток верного Израиля очень мал и потому живет в самом тесном помещении (шатре). Но так как ему вскоре предстоит сильно умножиться и разрастись, благодаря притоку новых чад из среды язычества, то пророк и убеждает его перестроить свое жилище, чтобы сделать его, как можно поместительнее и просторнее. Образы - разоренного шатра, в случае несчастия, и обновленного и расширенного, в случав удачи и счастья - одни из любимых и употребительных у пророков (Ис. 33:20; Иер. 10:20 и др.).

В пророчественно-прообразовательном смысле под расширенным и обновленным шатром, раскинувшимся во все страны света («направо и налево» 3 ст.), можно разуметь новозаветную церковь, как это объясняет блаженный Иероним: «она должна распространиться направо и налево, не должна подражать тесноте иудейской скинии, имевшей сто локтей длины, пятьдесят локтей ширины, ни заключаться в коротком пространстве храма, имевшего шестьдесят локтей длины и двадцать локтей ширины, но, не переставая, должна занимать места направо и налево».

Блаженный же Феодорит к этому добавляет: «едва ли ошибется кто, если назовет кольями святых пророков, апостолов и мучеников: ибо они, сокрытые в земле, наподобие кольев, держат скинию церкви, связанную учением, как бы какими веревками». Необходимо напомнить, что как самый образ «спасительного шатра», так и отнесение этого образа к «святому остатку Израиля» не является у пророка Исаии чем-либо совершенно неожиданным и новым, а дает, по-видимому, краткое повторение того, что было предметом специального раскрытия в одной из раннейших глав первой части его книги (см. IV гл. в особенности стихи 2-3 и 6-ой).

И потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. Новозаветная христианская церковь трактуется здесь, как естественное продолжение ветхозаветной иудейской церкви. И вот, когда большинство представителей ветхозаветной теократии не признало Христа за Мессию, отвергло Его и тем самым уклонилось от своего истинного призвания и как бы покинуло идеальные места своего обитания (в религиозном смысле), то на их убылые места во множестве явились другие, достойные занять их, - бывшие язычники, которые и сделались истинными потомками не по плоти, но по духу, обновленного Израиля (Рим. 9:7-8; Гал. 4:28 и др.).

См. также Толкование на Ис. 54:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

1–3. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. 
1 - 3. Возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужа твоя и колия твоя укрепи, еще на десно и на лево простри: и семя твое языки наследит, и грады опустевшыя населиши

Пророк обращается к неплодной и не рождающей, и потому, конечно, горюющей вдове и, утешая ее, восклицает: «возвеселись, воскликни и возгласи, хотя ты не мучилась родами и не болела чревом»! – Ибо хотя ты и пустая, или праздная, не беременная, потому что не имела мужа; но у тебя будет детей на много более, нежели у той, которая имела мужа. Речь образная. Вдова, это – церковь Иудейская, её муж – Господь, Бог Завета: она оставлена была Господом и оставалась как бы вне брачного союза, как бы вдовой, на немногое время плена Вавилонского (Ис.54:7-8), и скорбела. Её скорбь снова обратила на нее милость Господа, и Он снова приемлет ее в союз с собою и союз уже вечный (Ис.54:8). А в силу этого союза, дарует ей множество детей, какого не было у неё от первого её брака, т.е. в прежнем её союзе с Богом, до плена Вавилонского (или – в Ветхом Завете). А соответственно многочисленности детей, должно быть и более распространенное жилище. Поэтому, теперь утешаемая вдова, по слову Господа, должна разширить место кущи своей – занять наибольшее пространство для более обширной палатки, куда войдут её дети, и расширить сами покровы палатки, соответственно её месту; она должна водрузить, не щадя, или не стесняясь местом, она должна глубже и крепче вбить сами колья и к ним протянуть и покрепче прикрепить канаты, на которых держатся покровы палатки, – глубже и крепче потому, что канаты будут длиннее и толще, а покровы на них шире и тяжелее. Распространив раз, она должна будет потом распространить ее еще направо и налево. Все это нужно сделать с местом и жилищем потому, что семя или племя, потомство вдовы языки наследит, как бы по наследству получит себе многие племена языческие, завладеет, ими и, вместе с ними, должна будет населить города, опустевшие в течение многих лет Вавилонского плена, и не только иудейские, но и языческие, опустошенные по суду Божию (Ис.26).

Основанием такого обетования и утешения служит откровение о смерти Искупителя. Через Пророка Господь сказал верующим: «когда душа Раба Моего (Спасителя) принесет жертву умилостивления, вы увидите потомство долговечное... Раб Мой оправдает многих, и грехи на Себе понесет. Потому Я дам Ему честь между великими, и с сильными Он будет делить добычу»... (Ис.53:10-12). Соответственно такому смыслу пророчества, точное исполнение его последовало только по установлении Нового Завета. Тогда только язычники стали наследием Израиля; а также истинно верующие уже не собирались только в одной скинии Моисея или в одном только храме Соломона, Зоровавеля, Ирода: церковь Божия распространилась на десно и налево – на Восток и Запад, и стала под всемирным покровом небес; царство Божие перестало быть в пределах иудейского народа, оно стало вселенским; между тем, иудейство осталось и, наконец, погибло в рабстве у Римлян. Христова Церковь стала Матерью всех народов, как и Бог есть Отец всех (Ис.54:5; ср. Гал.4:25-28).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible