Скрыть
Ꙗ҆́кѡ сїѧ̑ гл҃етъ гдⷭ҇ь: тꙋ́не про́дани бы́сте, и҆ не сребро́мъ и҆зба́витесѧ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Яко сия глаголет Господь: туне продани бысте, и не сребром избавитеся

Что значит это выражение – «за ничто»? Не напрасно и не тщетно, но как мы сказали выше: «которому из Моих заимодавцев Я продал вас» (Ис.50:1). Получил ли Я блага, принужден ли Я вознаграждать, как должник? Если Я вас предал без сребра, то тем более Я возвращу вас без сребра.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2-3 Отряхнись от праха; поднимись, сядь, Иерусалим! разреши узы выи твоей, пленная дщерь Сиона! Ибо так говорит Господь: даром вы были проданы, и без серебра будете искуплены

Что речь пророка обращается не к Иерусалиму, то есть к развалинам камней и праху и пеплу его, но к народу, обитающему в нем, и что по причине изнеженности духа он называется дщерию, это показывает следующий стих, в котором говорит: разреши узы выи твоей, пленная дщерь Сиона! Ибо подлинно народ иудейский, носящий доселе иго Навуходоносора и стянутый вервиями грехов и богохульств своих, есть пленник, который даром продан и ничего не сделал достойного, за что бы мог быть искуплен. Ему и выше говорится: се грехми вашими продастеся, и беззаконий ради ваших отпустих матерь вашу (Ис. 50:1). И представляет причины, почему они проданы, почему отвергнуты. Потому, говорит, что прийдох, и не бяше человека: звах, и не бе послушающаго (Ис. 50:2). Из этого видно, что потому они преданы заблуждению и демонам, что не послушали Вопиющего: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11:28). Искуплены же будут те, которые захотят уверовать, не серебром и деньгами, но драгоценною кровию Христа, чтобы они услышали чрез апостолов: благодать вам и мир (Рим. 1:7). Ибо не за заслуги, но по благодати и вере во Христа мы примирены с Богом. Говорится также и душе, которая, будучи замарана грязью пороков, потеряла белизну прежней жизни, чтобы она с апостолами (Мф. 10:14) отрясла прах, приставший к ногам ея. Ибо не могло быть, чтобы та, которая, повергшись наземь, подложила выю свою под проходящих совне, и соединила среднее с землею, и сказала: смирися в персть душа моя, прилпе земли утроба моя (Пс. 43:26), не приняла образа перстного, от котораого нас отвлекает апостол, говоря: якоже облекошуся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1Кор. 15:49). Посему сущий во плоти Богу угодити не могут (Рим. 8:8), не потому, чтобы осуждалась природа плоти, Творец которой— Бог, и в которой очень многие угодили Богу и царствуют со Христом, но потому, чтобы отвергнуты были дела плоти, о которых тот же апостол говорит: аз же плотян есмь, продан под грех (Рим. 7:14). Наконец он говорит таким людям: идеже в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте, и по человеку ходите (1Кор. 3:3)? И, наоборот, святым: вы же несте во плоти: понеже Дух Божий живет в вас (Рим. 8:9). Итак оттрясается прах, о котором написано: еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою (Пс. 29:10), чтобы разрешились узы выи вашей, и чтобы мы не услышали: жила железная выя твоя (Ис. 48:4), но с невестою удостоились услышать: что украшена, ланиты твоя яко горлицы, выя твоя яко монисты (Песн. 1:9), и опять: возложих запястие на руце твои, и гривну на выю твою (Иез. 16:11); чтобы освободившись от тяжкого бремени и воспринимая прежние украшения, мы перестали быть пленниками, будучи искуплены Тем, который пришел проповедати плененным отпущение (Лк. 4:18), и о котором написано: Сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит, не по мзде, ни по даром (Ис. 45:13). Согласно с этим смыслом и апостол Петр говорит: ведяще, яко не нетленным сребром или златом избавитеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа (1Пет. 1:18).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Яко сия глаголет Господь: туне продани бысте, и не сребром избавитеся

Назвав Сион пленником, необходимо присовокупляет и о том, что всегда случается с теми, которые подпадают такому несчастию. Они уводятся в рабство, потому что никто не предлагает за них выкупа, но как награда за победу и как плоды варварского военного нашествия они вследствие насилия и принуждения подвергаются нежеланному рабству. Таково же будет, говорит Бог всяческих, и избавление его. Хотя сатана увлек род человеческий и, сделав его как бы пленником своим, невыносимо угнетал поднебесную и подклонил ее ярму своей жестокости. Но Единородное слово Божие, став человеком, победило его вместо нас и, вошедши в дом сильного и связавши его, расхитило сосуд его (Мф. 12:29) и всех живущих на земле возвратило Себе. Посему как мы были похищены, так и избавлены ибо Христос избавил нас из руки того, кто не хотел освободить нас; напротив Он сокрушил силу его и как Бог прогнал полчище демонов. Итак, мы как не за сребро были проданы, так равным образом (не сребром) и избавлены, напротив силою Спасителя всех нас Христа. Будучи пастырем добрым, Он душу свою положил за овцы своя и спас нас кровью Своею; ибо язвою его мы исцелехом; Он мучим был за грехи наши, а мы стали свободными, избавившись от ига греховного и от владычества диавола.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены

За ничто вы были проданы и без серебра будете выкуплены. Для изображения картины будущего духовного торжества Сиона, пророк, по своему обыкновению, пользуется красками из различных периодов жизни (прошед., настоящ. и даже будущ.) исторического Израиля. Так, в настоящем стихе он, в качестве подходящего образа, берет факт вавилонского плена и избавления от него, подчеркивая в обоих одну черту - их бескорыстный характер.

За ничто вы были проданы… Чтобы правильно понять эти слова, их следует сопоставить с раннейшими: которому из моих заимодавцев Я предал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши… (Ис. 50:1). Другая половина фразы и без серебра будете выкуплены еще яснее, хотя и она имеет освещающую ее параллель (Ис. 45:13). Всем этим ясно обрисовывается бескорыстно-величественный характер отношения Всевышнего к духовному Израилю, который становится еще очевиднее, при сопоставлении данного места с новозаветными текстами: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов; но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1Пет. 1:10-19).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

1–3. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены.
1 - 3. Востани, востани, Сионе, облецыся во славу в крепость твою, Сионе, и ты облецыся во славу твою. Иерусалиме граде святый, ктому не приложит пройти сквозе тя необрезанный и нечистый. Истряси прах и востани, сяди, Иерусалиме, совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя. Яко сия глаголет Господь: туне продани бысте, и не серебром избавитеся

Пророк прежде предсказал, что Сион, как вдова, оставленная Богом, пребудет одиноким и, в безутешной скорби, повергнется на землю( Ис.3:25). Теперь, утешая, внушает ему мужество. Восстань, Сион, и облекись в силу твою, – как облекается исполин-боец в полное вооружение и доспехи; облекись в славу, – как облекается царь в свои одежды, принадлежащие его великому званию и сану, – ты должен восстать, ибо ты город святой, был таким и опять будешь. Сквозь тебя уже не будет проходить необрезанный и нечистый – никакой язычник-враг, злой и обагренный кровью избитых им граждан святого Сиона. – Отряси с себя прах, ибо прах есть знак проклятия и скорби, а ты спасен, благословен и должен иметь на голове своей цветоносный венок – знак твоей живейшей и вечной радости (Ис.51:11, Ис.35:10).  Совлецы узу выи твоея – стащи с усилием с шеи своей тяжелую цепь, которая обременяла тебя, как самого опасного и вместе с тем презренного раба (у которого, обыкновенно, цепь была не только на ногах и руках, но и на шее). Все это ты должен будешь сделать, потому что будешь избавлен Господом из плена и не как раб, а как сын. Ты был продан туне или отдан даром, по воле Бога, и будешь избавлен также даром, а не за серебро, (как иногда выкупали владельцы своих рабов, ср.Ис.45:13; Ис.55:1).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible