Скрыть
Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тако удивятся языцы мнози о нем, и заградят царие уста своя: яко, имже не возвестися о нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют

«Так многие народы приведет Он в изумление». Хотя иные переводчики сказали иначе, однако, следующие слова по переводу 70 обозначают, что народы удивятся настолько, что не произнесут слова, потому что здесь читаем: «цари закроют пред Ним уста свои». Все читают здесь те же слова. Пророк говорит не только о бесславии, но также и о том, что будет после бесславия. «Многие народы приведет Он в изумление». Эти слова нуждаются в истолковании. «Цари закроют пред Ним уста свои», т.е. они удивятся, придут в изумление, будут держать уста вытянутыми. Кто из неверных не будет объят удивлением? Прославление не препятствует. Потому после бесславия и презрения являются чудеса, чтобы обнаружилась сила креста.

«Ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». Когда это совершилось в народе иудейском? Но ко Христу все это применимо как тогда, так и теперь. Где те пророки, которые возвещают о нем (народе иудейском), так чтобы все впоследствии уверовали? Слова: «они увидят то, о чем не было говорено им» – означают то же, что говорит Павел: «у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» (Гал.3:1). Велика сила Распятого, но велико и обвинение иудеев. Если уразумеют те, которые никогда не слушали пророков, говоривших о Христе, то что должно отвечать тем, пред которыми совершилось столько чудес, каковые даже и без пророчеств могли привлечь созерцавших? Они слышали слова пророков, глазами своими видели Его (т.е. Христа) и Его чудеса, и однако не уверовали. Напротив те, хотя не видели Христа, и не слышали слов пророков, уверовали. Это удивительно, это – великое дело. Ужели все это ложно? Никак, но из самого происшествия мы научаемся тому, что не ложно то, что предсказано было прежде многого времени. «Увидят то, о чем не было говорено им, – говорится, – и узнают«. Узнать – то же самое, что и веровать. Почему же они не уверовали? Потому, что они впали в гордость: гордость есть начало всех зол.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-15 Вот уразумеет раб Мой, возвысится, и вознесется, и будет весьма высок. Как изумились о Тебе многие: столь неславен будет между мужами вид Его, и образ Его между сынами человеческими! Он окропит народы многие: пред Ним заградят цари уста свои: ибо те, которым не было говорено о Нем, увидели, и те, которые не слышали, узрели

Чтобы в читателях не оставалось никакого сомнения относительно того, кто сказавший: Я Тот, который говорил: вот Я пришел, и какая святая мышца Господня, открытая всем народам, всемогущий Бог Отец ясно учит: вот уразумеет Раб Мой или Отрок Мой, различии чего мы выше сказали. Уразумеет же, не как Слово и Премудрость Божия, но как Раб и Отрок. Он, будучи образом Божиим, благоволил принять образ раба, быв послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Посему Он превознес Его, и дал Ему имя выше всякаго имени (Флп. 2:6-9).

Он говорит в псалме: благословлю Господа вразумившаго мя (Пс. 15:7); о нем Давид поет: сотворите небеса разумом (Пс. 135:5). Ибо Он есть премудрость и разум,— Он, преуспевавший, как отрок, в возрасте и премудрости (Лк. 2:52), о котором говорит и Петр: Бог отец наших прослави Отрока Своего Исуса, егоже вы предасте, и отвергастеся Его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити: вы же Святаго и Праведнаго отвергостеся (Деян. 3:13-14), о котором, как мы показали, и выше написано: Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок Мой, егоже избрах (Ис. 43:10).

О Нем, изумятся очень многие, когда увидят Его знамения. Но с этого времени большим чудом будет то, что неславен будет между людьми вид Его: не потому, чтобы означал гнусность образа, но потому, что Он прийдет в уничижении и бедности. Он, будучи богат, ради нас сделался бедным (2Кор. 8:9), и сказал верующим: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29).

О Нем и Климент, муж апостольский, управлявший после Петра римскою церковью, пишет к Коринфянам: Скипетр Божий Господь Иисус Христос пришел не в тщеславии гордости, хотя для Него все возможно, но в смирении, настолько, что будучи заушен служителем первосвященника, отвечал: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши (Ин. 18:19—23), имея более двенадцати легионов ангелов, повиновавшихся Его мгновениям (Мф. 26:53). Он окропит народы многие, очищая их кровию Своею, и в крещении посвящая на служение Богу.

Пред Ним заградят уста свои цари и князья века, вся премудрость которых ниспровергнута проповедью креста; а те, которые не имели Закона и Пророков, и которым не было возвещено о Нем, сами увидят и уразумеют. О них говорит и Спаситель: блажени не видевшии, и веровавше (Ин. 20:29). Чрез сравнение с ними порицается ожесточение иудеев, которые, видя и слыша, исполнили на себе пророчество Исаии, говорящего: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите. Одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша (Ис. 6:9-10).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 Се, уразумеет отрок Мой и вознесется и прославится зело. Якоже ужаснутся о Тебе мнози, тако обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов человеческих. Тако удивятся языцы мнози о Нем, и заградят царие уста своя: яко, имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют

Очевидно, Бог и Отец говорит здесь о Спасителе всех нас Христе. Се уразумеет, сказано, отрок мой, и под отроком разумей сына или слугу; потому что Слово, будучи Богом, приняло »зрак раба« и, будучи Господом всех, снизошло до свойств человеческих: ибо »не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил«, »в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил себе« (Фил. 2:6-8). Итак, когда Он стал человеком, доведши себя до такого смирения: тогда и рабом невинно наименован был как приявший только вид раба. Но уразумеет, говорит, вместо: все будет делать и говорить с разумом и мудростью божественными. Делом же божественной премудрости прежде всего другого оказывается то, что Единородное слово Божие стало плотью, то есть человеком, и терпело нищету вместе с живущими на земле, чтобы Его нищетой мы обогатились, чтобы, уверовав в Него, омылись от скверн греха, так как закон Моисеев не был в состоянии уничтожить грехи,-чтобы, далее, смертью своей плоти упразднить смерть и отвратить тление, подверженных смерти восстановить ко бессмертию и земного человека сделать гражданином неба, чрез Себя соединить с Богом и Отцом того, кто древле был беглым рабом,– проповедать пленным отпущение, слепым прозрение, и исцелить сокрушенных сердцем,-опустошить ад и сатану лишить начальства над всеми и жестокого владычества. Итак, уразумеет, говорит, отрок мой; ибо в том, что совершено Им ради нас, решительно ничего не было неразумного или немудрого; потому что »вся премудростию сотворил Он«, по слову Псалмопевца (Пс. 103:24). Ради сего вознесется, говорит, и прославится зело:так как Бог прославляется нами, когда мы называем Его Господом, Спасителем и Искупителем,-и мы уверовали, что это истинно. Но дабы слово Бога и Отца оказалось совершенно истинным и непререкаемым, Он необходимо прибавил: якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обезславится от человек вид твой, и слава твоя от человек; потому что познавшие явление и мысленными очами возмогшие созерцать величие свойственной Ему божественной власти поражаются изумлением пред Его домостроительством. Каковым и был пророк Аввакум, говорящий: Господи, »услышах слух твой и убояхся«: »разумех дела твоя и ужасохся« (Авм. 3:1-2). Но те; которые не уразумели Его славы и остались неверующими и неразумными, нечестиво подвергали Его бесславию и бесчестию, называя Его Самарянином, ядцей и пийцею и рожденным от любодеяния и сверх того грешником. Посему якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обезславится от человек вид твой, и слава твоя от человек. Но как случится это, так и удивятся языцы мнози о тебе, и заградят царие уста своя. Предерзкие Иудеи, хотя они и были людьми совершенно ничтожными, осмеливались, поносить Его и часто устремляя на Него необузданный язык свой, бросали богохульные слова; напротив, очень многие цари, убоявшись Его как Бога и воздавая Ему славу как царю всяческих, заградят уста свои то есть, не скажут ничего ненавистного и не произнесут ни одного звука, оскорбительного для славы Христовой. А что божественная и священная и спасительная проповедь, то есть евангельская, будет некогда не у тех, у кого обесславлен был вид Его, но у тех, напротив, которые заградили уста свои и удивились славе Его, это Он ясно показал, говоря: яко имже не возвестися о нем узрят, и иже не слышаша, уразумеют. И действительно, все, относящееся ко Христу, и пророками возвещено было Израильтянам, а не язычникам. Но сии то, говорит, и узрят Им совершенное спасение, и те, кои совсем не слыхали о тайнах Его, они-то и уразумеют их, очевидно уверовав в Него; ибо вера есть корень и питательница знания и как бы начало благочестии и принимающих ее вводит в жизнь. Посему пророк Исаия говорит: »аще не уверите, ниже имате разумети« (Ис. 7:9).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали

Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют перед Ним уста свои… Снова изумление, но уже совершенно обратного характера, по поводу дивного преображения униженного Раба в величайшего Властелина. Все народы и их цари будут настолько поражены новым чудом, что не в состоянии будут раскрыть рта от удивления, чтобы выразить его словами (ср. Иов. 29:9). Вся сила антитезы заключается здесь в сопоставлении понятий: «Раб» и «царь». Упоминание о царе невольно влечет нашу мысль к раннейшему повествованию того же пророка, где говорилось, что цари и царицы первыми поклонятся Христу и поведут к Нему свои народы (Ис. 49:23, а также 7 ст.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

13–15. Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.
13 - 15. Се, уразумеет Отрок мой и вознесется и прославится зело. Якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обесславится от человек вид твой, и слава твоя от сынов человеческих. Тако удивятся язы́цы мнози о нем, и заградят царие уста своя: яко, имже не возвестися о нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют. 

Избавителем народа, его вождем-пастырем непосредственно будет именно Отрок Божий. Но кто этот Отрок? – Открывая, через Пророка, свое происхождение и лицо, определяя и свое призвание – назначение, Отрок Божий Сам о Себе говорит: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое... И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых, и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:1, Ис.49:5-6). Итак, Отрок Божий есть Сын Божий, Спаситель мира (каковым не может быть признан ни один пророк, ни даже сам величайший из пророков Исаия). – И этот-то Отрок Господа уразумеет и вознесется: Он и в уничиженном образе человека-раба поймет Свое божественное назначение, с беспрекословной покорностью и неистощимым терпением пройдет Свое служение и совершит Свой величайший подвиг страдания за грешный мир. А за Свой великий подвиг Он и вознесется, или чрезвычайно прославится в мире над всеми царями. – И сколь сильно будут ужасаться многие из-за Него, потому что в крайней степени обезславлен, – обезображен будет Его вид, точнее – лик, и умалена слава, или наружная красота Его, именно от сынов человеческих, т.е., крайне грешных людей, совершенно чуждых всякого благоговения перед всем божественным; настолько потом, по совершении Им своего величайшего подвига, будут все изумляться величию Его лица и Его подвига. Тогда Он приведет в изумление многие народы, ибо ни в каком народе не было и не будет совершено дела, Его делу равновеликого, ни человеком-мудрецом, ни богом-идолом. Тогда и цари всех народов заградят свои уста: в изумлении перед подвигом Раба Господня, цари земные, прежде столь пристрастные к славе своих подвигов, умолкнут совершенно, как бы онемеют. В особенности цари Востока и преимущественно Ассирии и Вавилонии, любившие изображать и записывать на стенах своих дворцов и так передавать памяти будущих потомков не только свои битвы и победы, но и успехи праздной охоты, и они, сравнивая всякие свои деяния с делом спасения мира, чего прежде они никогда не видали и о чем ни из каких летописаний не слыхали, должны будут понять и признать, что дела их ничтожны, достойны забвения...

Без всякого сравнения превосходное дело Спасителя, приобретение и дарование людям права наследия вечного спасения, покорило Ему мир. И если в своем подвиге Он был в уничиженном виде раба; то, по совершении его, справедливо приобрел единственно превосходное Имя, перед которым достойно преклонились и цари-завоеватели, и цари-законодатели, как ни было громко прославлено их имя в течении веков.

Есть весьма вероятное известие о том, что величайший из представителей ума, силы и власти в новейшее время император Наполеон 1-й, находясь в изгнании и уединении на острове св. Елены, любил воспоминать свою прошедшую жизнь и деятельность и сравнивать себя с другими великими людьми. Взор его перебегал все поле истории, на котором он почитал себя первым, так что величие всех прочих людей измерял по своему собственному. И на обширном поле истории он не мог не встретиться с одной личностью, которая была несравненно могущественнее его. Он всматривался в нее, он мерился с нею, и находил, что она превышает его бесконечно. Это – Лицо Господа Иисуса Христа. Обращаясь, наконец, к своему собеседнику генералу Бертрану, Наполеон сказал: «Христос говорит, и все поколения людей соединяются с Ним самой тесной связью, более внутренней, чем связь крови (родство), связью священной и самой сильной. Он возжигает пламя такой любви, которая уничтожает любовь к себе и пересиливает всякую любовь. При этом чуде нельзя не признать Иисуса Христа Творцом мира. Основатели религий не имели и понятия об этой таинственной любви, которая составляет существо христианства. Так! Cамое великое чудо Христово, без сомнения, есть основанное Им царство любви. – Возбуждал и я, сказал Наполеон, целые толпы умирать за себя. Но не дай Бог сравнивать энтузиазм солдат с любовью христиан!.. Я не владел секретом увековечить свое имя и любовь к себе в сердцах других, а равно и производить в них что-нибудь чудесное. – И теперь, когда нахожусь на острове св. Елены, что значу я теперь, прикованный к утесу? где мои придворные? думает ли кто о мне? кто остался мне верен?.. Еще мгновение и моя участь решится. Убитый английской олигархией, я умираю прежде времени, и мой труп обратится в землю и сделается пищей червей. Вот приближающаяся участь Великого Наполеона! Какая бездна между глубиною моей бедности и вечным царством Христа, проповедуемого, любимого, поклоняемого, живущего во всем мире! Так «заградил уста свои» пред Господом Спасителем величайший из победителей и повелителей мира. И если бы не сказал этого точно так сам о себе Наполеон, то сказала бы о нем это самое беспристрастная История.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible