Скрыть
Я́коже ужа́снут­ся о тебѣ́ мно́зи, та́ко обезсла́вит­ся от­ человѣ́къ ви́дъ тво́й, и сла́ва твоя́ от­ сыно́въ человѣ́ческихъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих

К чудесам присоединяются чудеса, как и во время Авраама. Не будем спрашивать о порядке, потому что таков обычай пророков, которые, когда говорят о чем-либо, то обращаются и к другим предметам. Таким образом и здесь, сказавши о плене и о возвращении, пророк обращает речь к иному предмету: «раб Мой будет благоуспешен». О ком, думают иудеи, сказано это: о Зоровавеле, о Данииле, или о народе? Мы, напротив, говорим, что это утверждается о Христе. Пусть не указывают нам на порядок. Из многих мест пророков мы можем показать, что порядок не сохраняется, и разные предметы связываются вместе. Теперь же мы сопоставим со Христом одного из тех, к которому думают относить сказанное, и посмотрим: к кому из них все это более применимо, того мы и возьмем; вы же будьте судьями по данному вопросу. Что значит: уразуметь, т.е. постичь? Уразуметь Писание: таково, мне кажется, значение данного слова; это говорит и Акила: «се уразумеет отрок Мой»; еврейский же текст полагает то же, что и Акила. Я утверждаю, что пророк сказал это во всяком случае о Христе, чтобы показать, что все совершалось по Его желанию, так как Христос говорит: «очень желал Я есть с вами сию пасху» (Лк. 22:15). Хотя это было и тяжело, однако было желаемым ради того, что должно было совершиться. Чтобы показать, что Он добровольно и по любви, а не по необходимости или против воли взошел на него (Крест), и что этот был для Него желательным, и весьма приятным, Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Видишь ли, как Он открывает Свое желание, по которому Он желал Креста, который Он называет даже славою (Ин.12:28, 32). «И вознесется, и возвеличится». Прочие же говорят: и подымется. Не со всеми поднятыми, т.е. распятыми, пребывает слава, но напротив им принадлежит презрение. Свое возношение Он отделяет от прочих, говоря: «когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8:28); потом: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). То, что для остальных было причиною проклятия, разрешало все проклятия.

«Возвысится и вознесется, и возвеличится»: это указывает великое возношение; потом говорит: «возвеличится». Итак, кто вознесся и кто прославился, когда был вознесен? К кому желают иудеи применить все эти слова: к Зоровавелю, или к Даниилу, или к народу, или к Богу, Которого почитает весь мир? «Как многие изумлялись, смотря на Тебя«. Акила говорит: «удивились». Симмах: «изумились». «Столько был обезображен паче всякого человека лик Его». А другие говорят: «так поврежден». «И вид Его – паче сынов человеческих». Акила называет вид его лицом. Кто удивлялся Зоровавелю или народу? Хотя многие удивлялись Даниилу, но вид его, который всегда считали прекрасным, не был бесславным. Во Христе же совершились оба эти чуда, потому что одни удивлялись Ему, а другие имели к Нему презрение. Справедливо также говорится: «вид Его», потому что ради него, т.е. вида, они пренебрегали Его, говоря: «не сей ли есть тектонов сын? Не называется ли мати Его Мария» (ср. Мк.6:3)? То, что они удивлялись Ему, ясно из следующих слов: «никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф.9:33), а потом: «воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54). Для того, чтобы все это не считалось за невероятное нами, имеющими впоследствии говорить об этом, пророк наперед сказал об этом: «обезображен», говорит. Его считали имеющим демонов, неистовым, считали соблазнителем народа, однако, Он никогда не показывал им лица Своего страшным. Справедливо также сказано: «был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его», – так как Богом Он не был презрен, но был прославлен. Свидетельствует об этом голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк.9:7). Не был презрен Богом тот, Кто все знает ясно. Не был презрен и людьми, почитателями благочестия, но презрен теми, которые были только людьми, людьми, живущими не религиозною жизнью. Таковые в Его бесславном лице встретили преткновение, – бесславном, говорю, по человечеству, но не по Божеству. Вид Христа не был безобразным более, чем вид всех людей. Но слава Его Божества не настолько являлась в Его виде, насколько он (вид Его) был прекрасен по человечеству. Какое большее бесславие, как Богу показывать Себя человеком, Владыке облекаться в образ раба? То и другое не исполнилось на Данииле, потому что все ему удивлялись, никто его не пренебрегал. Смотри теперь сперва на чудеса, потом на бесславие. Справедливо говорит пророк: «вид Его», потому что вид креста был бесславен и позорен. Когда видишь Его подверженным оплеванию и заушению, связанным в узах, терпящим бесславие креста и презренным, то и тогда обращай внимание сперва на чудеса, а потом на бесславие. Сами творения познали распятого Господа, так как они подвиглись и пришли в смущение. Теперь же уразумей Его могущество: если Он, бывший в таком бесславии, привел в такое замешательство твари, то тем более это совершится тогда, когда Он придет в величии Своем, со славою Отца и с ангелами.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих

См. Толкование на Ис. 52:13

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-15 Се, уразумеет отрок Мой и вознесется и прославится зело. Якоже ужаснутся о Тебе мнози, тако обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов человеческих. Тако удивятся языцы мнози о Нем, и заградят царие уста своя: яко, имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют

Очевидно, Бог и Отец говорит здесь о Спасителе всех нас Христе. Се уразумеет, сказано, отрок мой, и под отроком разумей сына или слугу; потому что Слово, будучи Богом, приняло »зрак раба« и, будучи Господом всех, снизошло до свойств человеческих: ибо »не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил«, »в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил себе« (Фил. 2:6-8). Итак, когда Он стал человеком, доведши себя до такого смирения: тогда и рабом невинно наименован был как приявший только вид раба. Но уразумеет, говорит, вместо: все будет делать и говорить с разумом и мудростью божественными. Делом же божественной премудрости прежде всего другого оказывается то, что Единородное слово Божие стало плотью, то есть человеком, и терпело нищету вместе с живущими на земле, чтобы Его нищетой мы обогатились, чтобы, уверовав в Него, омылись от скверн греха, так как закон Моисеев не был в состоянии уничтожить грехи,-чтобы, далее, смертью своей плоти упразднить смерть и отвратить тление, подверженных смерти восстановить ко бессмертию и земного человека сделать гражданином неба, чрез Себя соединить с Богом и Отцом того, кто древле был беглым рабом,– проповедать пленным отпущение, слепым прозрение, и исцелить сокрушенных сердцем,-опустошить ад и сатану лишить начальства над всеми и жестокого владычества. Итак, уразумеет, говорит, отрок мой; ибо в том, что совершено Им ради нас, решительно ничего не было неразумного или немудрого; потому что »вся премудростию сотворил Он«, по слову Псалмопевца (Пс. 103:24). Ради сего вознесется, говорит, и прославится зело:так как Бог прославляется нами, когда мы называем Его Господом, Спасителем и Искупителем,-и мы уверовали, что это истинно. Но дабы слово Бога и Отца оказалось совершенно истинным и непререкаемым, Он необходимо прибавил: якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обезславится от человек вид твой, и слава твоя от человек; потому что познавшие явление и мысленными очами возмогшие созерцать величие свойственной Ему божественной власти поражаются изумлением пред Его домостроительством. Каковым и был пророк Аввакум, говорящий: Господи, »услышах слух твой и убояхся«: »разумех дела твоя и ужасохся« (Авм. 3:1-2). Но те; которые не уразумели Его славы и остались неверующими и неразумными, нечестиво подвергали Его бесславию и бесчестию, называя Его Самарянином, ядцей и пийцею и рожденным от любодеяния и сверх того грешником. Посему якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обезславится от человек вид твой, и слава твоя от человек. Но как случится это, так и удивятся языцы мнози о тебе, и заградят царие уста своя. Предерзкие Иудеи, хотя они и были людьми совершенно ничтожными, осмеливались, поносить Его и часто устремляя на Него необузданный язык свой, бросали богохульные слова; напротив, очень многие цари, убоявшись Его как Бога и воздавая Ему славу как царю всяческих, заградят уста свои то есть, не скажут ничего ненавистного и не произнесут ни одного звука, оскорбительного для славы Христовой. А что божественная и священная и спасительная проповедь, то есть евангельская, будет некогда не у тех, у кого обесславлен был вид Его, но у тех, напротив, которые заградили уста свои и удивились славе Его, это Он ясно показал, говоря: яко имже не возвестися о нем узрят, и иже не слышаша, уразумеют. И действительно, все, относящееся ко Христу, и пророками возвещено было Израильтянам, а не язычникам. Но сии то, говорит, и узрят Им совершенное спасение, и те, кои совсем не слыхали о тайнах Его, они-то и уразумеют их, очевидно уверовав в Него; ибо вера есть корень и питательница знания и как бы начало благочестии и принимающих ее вводит в жизнь. Посему пророк Исаия говорит: »аще не уверите, ниже имате разумети« (Ис. 7:9).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих

Составляют один сравнительный период, в котором ст. 14 есть πρότασις (повышение), а ст. 15 - ἀπόδοσις (понижение). Логическим подлежащим этого периода служит тот, о котором в предыдущем стихе Господь сказал - Отрок Мой. Здесь, в этом периоде, конкретнее раскрывается мысль ст. 13 о возвеличении Мессии в сознании человечества. Степень такого возвеличения соответствует степени удивления человечества перед личностью Сына Божьего, созерцаемой в момент ее унижения (Комм. СПб. проф.).

Как многие изумлялись… Действительно, состояние крайнего уничтожения и даже позорной смерти, которое добровольно воспринял на Себя Мессия, ради нашего спасения, послужило главным камнем претыкания и соблазна для многих, потому что оно слишком резко расходилось с широко-чувственными представлениями о Мессии и Его царстве (Ис. 8:14; Лк. 2:34). В качестве параллели этому стиху, нельзя не указать на 6 ст. 50-й гл., а также и на начало след. 53 гл. (2-9).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

13–15. Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.
13 - 15. Се, уразумеет Отрок мой и вознесется и прославится зело. Якоже ужаснутся о тебе мнози, тако обесславится от человек вид твой, и слава твоя от сынов человеческих. Тако удивятся язы́цы мнози о нем, и заградят царие уста своя: яко, имже не возвестися о нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют. 

Избавителем народа, его вождем-пастырем непосредственно будет именно Отрок Божий. Но кто этот Отрок? – Открывая, через Пророка, свое происхождение и лицо, определяя и свое призвание – назначение, Отрок Божий Сам о Себе говорит: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое... И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых, и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:1, Ис.49:5-6). Итак, Отрок Божий есть Сын Божий, Спаситель мира (каковым не может быть признан ни один пророк, ни даже сам величайший из пророков Исаия). – И этот-то Отрок Господа уразумеет и вознесется: Он и в уничиженном образе человека-раба поймет Свое божественное назначение, с беспрекословной покорностью и неистощимым терпением пройдет Свое служение и совершит Свой величайший подвиг страдания за грешный мир. А за Свой великий подвиг Он и вознесется, или чрезвычайно прославится в мире над всеми царями. – И сколь сильно будут ужасаться многие из-за Него, потому что в крайней степени обезславлен, – обезображен будет Его вид, точнее – лик, и умалена слава, или наружная красота Его, именно от сынов человеческих, т.е., крайне грешных людей, совершенно чуждых всякого благоговения перед всем божественным; настолько потом, по совершении Им своего величайшего подвига, будут все изумляться величию Его лица и Его подвига. Тогда Он приведет в изумление многие народы, ибо ни в каком народе не было и не будет совершено дела, Его делу равновеликого, ни человеком-мудрецом, ни богом-идолом. Тогда и цари всех народов заградят свои уста: в изумлении перед подвигом Раба Господня, цари земные, прежде столь пристрастные к славе своих подвигов, умолкнут совершенно, как бы онемеют. В особенности цари Востока и преимущественно Ассирии и Вавилонии, любившие изображать и записывать на стенах своих дворцов и так передавать памяти будущих потомков не только свои битвы и победы, но и успехи праздной охоты, и они, сравнивая всякие свои деяния с делом спасения мира, чего прежде они никогда не видали и о чем ни из каких летописаний не слыхали, должны будут понять и признать, что дела их ничтожны, достойны забвения...

Без всякого сравнения превосходное дело Спасителя, приобретение и дарование людям права наследия вечного спасения, покорило Ему мир. И если в своем подвиге Он был в уничиженном виде раба; то, по совершении его, справедливо приобрел единственно превосходное Имя, перед которым достойно преклонились и цари-завоеватели, и цари-законодатели, как ни было громко прославлено их имя в течении веков.

Есть весьма вероятное известие о том, что величайший из представителей ума, силы и власти в новейшее время император Наполеон 1-й, находясь в изгнании и уединении на острове св. Елены, любил воспоминать свою прошедшую жизнь и деятельность и сравнивать себя с другими великими людьми. Взор его перебегал все поле истории, на котором он почитал себя первым, так что величие всех прочих людей измерял по своему собственному. И на обширном поле истории он не мог не встретиться с одной личностью, которая была несравненно могущественнее его. Он всматривался в нее, он мерился с нею, и находил, что она превышает его бесконечно. Это – Лицо Господа Иисуса Христа. Обращаясь, наконец, к своему собеседнику генералу Бертрану, Наполеон сказал: «Христос говорит, и все поколения людей соединяются с Ним самой тесной связью, более внутренней, чем связь крови (родство), связью священной и самой сильной. Он возжигает пламя такой любви, которая уничтожает любовь к себе и пересиливает всякую любовь. При этом чуде нельзя не признать Иисуса Христа Творцом мира. Основатели религий не имели и понятия об этой таинственной любви, которая составляет существо христианства. Так! Cамое великое чудо Христово, без сомнения, есть основанное Им царство любви. – Возбуждал и я, сказал Наполеон, целые толпы умирать за себя. Но не дай Бог сравнивать энтузиазм солдат с любовью христиан!.. Я не владел секретом увековечить свое имя и любовь к себе в сердцах других, а равно и производить в них что-нибудь чудесное. – И теперь, когда нахожусь на острове св. Елены, что значу я теперь, прикованный к утесу? где мои придворные? думает ли кто о мне? кто остался мне верен?.. Еще мгновение и моя участь решится. Убитый английской олигархией, я умираю прежде времени, и мой труп обратится в землю и сделается пищей червей. Вот приближающаяся участь Великого Наполеона! Какая бездна между глубиною моей бедности и вечным царством Христа, проповедуемого, любимого, поклоняемого, живущего во всем мире! Так «заградил уста свои» пред Господом Спасителем величайший из победителей и повелителей мира. И если бы не сказал этого точно так сам о себе Наполеон, то сказала бы о нем это самое беспристрастная История.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible