Скрыть
Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 19-20 И град будет падать на лес, то есть на царство Ассирийское. Как поле до земли унизится град, то есть гордый стан царя Ассирийского, возвышавшийся подобно крепкому городу. Блажени сеющии при всяцей воде. Блаженны, - или потому что им предсказывается избавление; или потому что поверили пророчеству, изреченному к жившим при Езекии. Но это преимущественно относится к святым апостолам и проповедникам, которые семена спасительного слова посеяли во всех народах. Идеже вол и осел попирает. Под образом вола представлен здесь народ Израильский, бывший под игом закона, а под образом осла представлены язычники, которые по закону почитались нечистыми. И святыми апостолами им всем одинаково преподано и во всех всеяно благовестие Евангелия Христова.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Григорий Богослов, свт. (†389)

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Только не обнаружим в себе низкой души, прося того, что маловажно и недостойно Дающего. Блажен, у кого просит пития Христос, как у самарянки, и кому дает источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Блажен сеющий при всякой воде и во всякой душе, которая завтра будет возделываема и напоеваема и которую ныне вол и осел попирает, потому что поросла тернием, безводна, подавлена неразумением! Блажен, кто, хотя он поток среди тростников (Иоил. 3:18), напоевается от дома Господня и вместо тростника взращивает хлеб, приносит пищу, годную для людей, а не жесткую и бесполезную, о чем и следует прилагать всякое старание, чтобы не остаться не достигшими общей благодати.

Слово 40. На Святое Крещение

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

И потому как совершенный христианин, сведущий в законе, утвержденный в Евангелии, прими веру обоих заветов. Ибо блажен сеющий при всех водах, где ступают вол и осел, как читали сегодня, то есть тот, кто сеет при народах, следующих учению обоих заветов. Тот используемый для пахоты вол - это человек, несущий ярмо закона, о котором закон говорит: не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор. 25:4), рога которого суть божественные Писания. На осленка же, прообраз языческого народа, садится Господь в Евангелии.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

«Блаженны»: что означает это слово? По толкованию некоторых, им обозначены возвращающиеся. А мне кажется, что им обозначается нечто иное, именно: «блаженны» те, которые смягчают свои грубые души и предуготовляют возделанными для земного семени. Пророк не сказал: при всякой земле, но «при всех водах и посылающие туда вола и осла», не только ради того, что они сеют в сердце, но и ради того, что слагают жатву в житнице жизни.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Наконец, пусть они наслаждаются Галльскими жеребцами (Иероним вспоминает литературную манеру своих клеветников, которые всеми способами затемняют простоту и смирение Христа в Евангелии. - Прим. ред), а нас утешит тот подъяремный и на служение Спасителю приготовленный осленок, который, подставив хребет Господу, стал соответствовать пророчеству Исаии: Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает

Так как речь перенесена на дела земледелия и на благоплодие полей, то и остается при этом иносказании; и блаженными именует сеющих при воде, идеже вол и осел попирает. Водою Богодухновенное Писание именует Божественное и небесное слово и тайноводство святых, ибо и они глаголют в Духе. В сем удостоверит сам Спаситель, говоря: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10:20). поелику слово Божие животворно, то и весьма справедливо оно уподобляется воде, так как вода животворна и способствует всякому благоплодию. Итак, имея мысленное подаяние таковых вод, мы навыкаем возделывать семена добродетели, и стараемся подвизаться в трудах благочестия. При этих водах вол и осел попирает, то есть, как народ Иудейский, так и язычники.

Ибо оправдал Бог обрезание от веры, и необрезание верою (Рим.3:30). И, как говорит Павел, средостение ограды разоривый и закон заповедей ученми упразднив, Он создал оба во единого новаго человека, творя мир (Еф. 2:14-16); примирил с Богом, на обоих возложив одно иго и соединив в единодушие чрез веру, любовь и освящение. Волу уподобляет народ Иудейский, так как вол по закону есть чистое животное и возносим был в воню благоухания Богу. Осел же нечист, и потому, повелев приносить Богу первородных из скота (освяти Мне, сказано, всякого первенца, разверзающего ложесна), осла отверг, говоря: всякое разверзающее утробу ослю, пременити овцею (Исх.13:2,13). Впрочем, хотя народ языческий и был нечист, быть может потому, что заблуждался, но освятился верою, так как во Христе оправдался, омыл нечистоты древних прегрешений чрез святое крещение и вместе с Израильтянами понес на себе иго Спасителя нашего.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Через воду обозначаются народы, так как, говорится через Иоанна, воды действительно есть народы. Через воду также обозначаются не только потоки устремляющихся людей, но и умы добрых, следующих наставлениям веры, как говорит пророк: Блаженны вы, сеющие при всех водах. И через псалмопевца говорится: Глас Господень над водами (Пс. 28:3).

Какое другое семя, если не слово проповеди воспринимается? Как в Евангелии истина говорит: Вышел сеятель сеять (Мф. 13:3); и как пророк говорит: Блаженны вы, сеющие при всех водах. Какое другое поле, если не Церковь должна пониматься, о которой голосом Предтечи говорится: Очистит гумно Свое (Мф. 3:12).

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

Максим Исповедник, прп. (†662)

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Неясное высказывание о речении пророка в Слове святого Григория Богослова на Крещение: «Блажен сеющий при всякой воде» и во всякой душе, которая завтра будет возделываема и напояема и которую ныне «вол и осел попирает».

Душа будет, с одной стороны, возделываема деланием и очищаема от терния страстей, а с другой — напояема знанием. Ныне же ее попирает вол и осел; волом [богослов] называет закон иудейский, а ослом — удел языческий, то есть ныне она верна букве закона и попираема неразумием, а завтра она будет преобразована деяниями и знанием. Сеющий в такой [душе] семена добродетели — блажен.

Вопросы и затруднения

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

Как сказал где-то пророк: Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла, то есть народы закона и язычники, равно объединенные единой верой.

Строматы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-20 И град будет падать на лес, и город спустится в долину. Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла

И внешние стихийные бедствия будут в то время проходить мимо населенных мест Иудеи.

Град - в то блаженное время если и будет падать, то только на лес, а не на поля и жилища иудеев, так что разве только лесные деревья пострадают от него. [В Славянском переводе с 70-и насчет града сказано определеннее: Град же аще снидет, то не на вы придет… Прим. ред.]

Город спустится в долину, т. е. Иерусалим или, собственно, его население не будет прятаться за городскими стенами, а смело будет ходить по долинам, окружающим город. Значит, врагов в окрестностях Иерусалима уже не будет.

Сеющие при всех водах… В Палестине, обыкновенно, земледельцы бросали семена свои прямо в разрыхленную весенними наводнениями почву и потом гоняли по этой засеянной почве волов и ослов, которые таким образом своими копытами утаптывали семена в землю. В будущее время таких долин у иудеев будет очень много (при всех водах), что указывает на то время, когда они одни будут владеть всей Палестиной.

Строфы в поэме 32-й главы разделяются так:

1-я строфа_1-5 ст. _(3, 3)

2-я строфа_6-8 ст. _(3, 3)

3-я строфа_9-11 ст. _(2, 2, 2)

1-я строфа_12-14 ст. _(3, 3)

2-я строфа_15-20 ст. _(3, 3)

См. также Толкование на Ис. 32:9

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

18-20 Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. И град будет падать на лес, и город спустится в долину. Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.

Люди Божии и теперь обитают в «городе мира», т.е. в Иерусалиме (евр. Иру-шалаим – город мира); но он будет опустошен и расхищен: только через много-много лет он снова сделается городом мира – для блаженства праведных. Как некогда праотцы народа – благословенные патриархи пребывали мирно со своим богатством – стадами в Ханаане, так и достойные их потомки будут наслаждаться миром при богатстве добродетелей. Если зайдет градовая туча, то она разрешится над лесом, а не над полями; но и в лесу будет жизнь безопасна также, как и на полях; и сеяние будет при всякой воде – проточной и стоячей; и урожай здесь будет так обилен, что сюда будут пускать свободно вола и осла, не опасаясь за причиняемый ими вред. Это довольство жизни есть выразительный образ духовного блаженства верных в царстве Божием.

Кто же именно тот «Царь праведный», при котором водворятся на земле правда, мир и радость, и пребудут до века? – Из царей, современных пророку Исаин, никто не был столь праведным: даже и наилучший из них, Езекия неосторожно входил в отношения с языческими царями и сам лично далеко не был безукоризненно праведным; напротив, он получил прощение от Бога за свои прегрешения только по молитве пророка Исаии. – Царь совершенно праведный, без сомнения, есть то Лицо, о Котором пророк Исаия неоднократно возвещал и прежде: это Потомок Иессея и Давида, Еммануил. Бог Крепкий, Князь мира, и притом беспредельного, а именно – Христос Спаситель (Ис.11:1-5 и сл., Ис.7:14-16; Ис.9:2-7; Ис.2:2-4). Поэтому тоже пророчество о будущем Царе правды неоднократно повторил и современник плена Вавилонского пророк Иеремия (Иер.23:5-6; Иер.33:14-16). Наконец, и послепленный пророк Захария, утешая своих современников, ещё раз произнес то же пророчество о пришествии в Иерусалим Кроткого Царя правды – Спасителя и о времени всеобщего мира (Зах.9:8-10). Это благовестие древних пророков и оправдал Иисус Христос, когда совершил вход в Иерусалим, как Царь мира, а затем словом правды, кротости и любви утвердил на земле всеобщее и вечное царство мира.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible