Скрыть
За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее.

Святые отцы

Иероним Стридонский, блж. (†420)

За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее

Наказание в особенности бывает тяжелым, если отнимаются ожидавшиеся плоды и вино во время жатвы хлеба и сбора винограда и если из рук берется то, что некоторым образом уже держали в них. Но если во время молотьбы [хлеба], выдавливания винограда и выделывания вина, когда земля в изобилии дает новые плоды в замен прежнего бесплодия, бывает недостаток во всем, то что мы должны сказать об остальном времени года, когда сберегаются лишь старые запасы? Высвобождаются же шерсть и лен или одежды и полотна, чтобы более не покрывать срамоты блудницы, то есть чтобы она лишилась помощи Божией и чтобы оставила ее охрана всех ангелов. Потому и апостол говорит, что тварь освобождается от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8,21). Многие разумели здесь то золото и серебро мудрости красноречия, из которых были сделаны светильник с семью лампадами из самого чистого золота, золотая трапеза предложения, и очистилище и херувимы, сияющие блеском золота, и серебряные основания столбов, и пшеницу слова Божия, и вино – радость Духа Святого, также те одежды и полотна в которые облекаются верующие во Христа: все это они обратили на идолослужение, измышляя разного рода лжеучения и, быв сами обольщены, обольщали других. Все это отнимет Бог, чтобы те, кои не познали Подателя [благ] из изобилия, познали бы Его из оскудения.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 Сего ради обращуся и возму пшеницу мою во время ее, и вино мое во время его, и отиму ризы моя, и плащаницы моя, да не покрывает студа своего: и ныне открыю нечистоту ея пред похотниками ея, и никтоже отимет ее от руки Моея

Видишь, как Он угрожал ей лишением того, что могло доставлять удовольствие, и это имело благие последствия. Заграждение пути ее тернием привело ее к тому, что она стала стремиться к лучшему, и как бы невольно сказала: возвращуся к мужу моему первому, яко добрее мги бе тогда, нежели ныне; ибо она опытом узнала то, что полезно и в чем пребывать лучше для нее. Так если Я, говорит, отниму у нее Мне принадлежащее, то она непременно взыщет Подателя и перестанет воздавать благодарения демонам и думать, что они суть истинные боги, так что могут спасать подчинившихся им. И во время ея, говорит, возму пшеницу и вино и плащаницы, потому что некогда у них не будет плодов и будет недостаток в зрелых (плодах), так что окажутся напрасными земледельческие труды. Если же кто захочет разуметь так, что некогда Иудеи лишены будут пшеницы и вина, лишившись таинственного благословения, тот будет понимать хорошо. Плащаницами же называет как бы одеяние и высшую помощь, под которой кто пребывает, будет благообразен; а если окажется вне ее, то уже будет не прекрасным, но очень безобразным и среди людей будет как бы обнаженным. Итак под отнятием у ней плащаниц ты можешь разуметь то, что она уже не будет покрывать студа своего. Обещает открыть нечистоту ее пред похотниками ее — таким способом, о котором мы недавно говорили, потому что подвергнувшись уязвлению тернием, то есть, бедствиям войны и несчастиям самым ужасным, она вознерадит и о самых мнимых богах, на досуте не принося им жертв и не в состоянии будучи совершать обычное во славу их. Напротив надругавшись над ними, как над немогущими принести никакой пользы и презревши их как совершенно бессильных, она скажет: возвращуся к мужу моему первому, яко добрее ми бе тогда, нежели ныне. Посему, когда Я, говорит, лишу ее Моей помощи, она же впадет в ужасные беды и отвергнет почитание демонов и любовь к ним; тогда, с сокрушенным сердцем и угрызениями совести пренебрегши ими, в свою очередь, сама окажется безобразною и для них, ибо приятное и любезное для сих должно, наоборот, оказываться бедственным для нее, так что если бы даже она не находилась в самых крайних бедствиях, то и тогда должна бы оставить всякую мысль об угождении им. Итак что касается их желания, то Израиль, решившийся совсем не любить их, оказывается безобразным даже и для них, которых он считал богами. Нечто подобное, кажется мне, говорит и блаженный Илия: доколе вы храмлете на обе плесне ваши: аще есть Господь Бог, идите во след его: аще же Ваал есть, то идите за ним (3Цар. 18, 21). Тоже говорит в другом месте: или Ваалу Ваалу, или Богу Богу. А что никто не освободит тех, которые однажды подпали гневу божественному и никто не восстановит того, кто низвержен Богом, это показал, говоря: и никтоже отъимет ее от руки моея.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-10 и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей
Ст. 7-10 и пожене́тъ похотники́ своя́ и не пости́гнетъ и́хъ, и взы́щетъ и́хъ и не обря́щетъ, и рече́тъ: пойду́ и воз­вращу́ся къ му́жу мо­ему́ пе́рвому, я́ко добрѣ́е ми́ бѣ́ тогда́, не́жели ны́нѣ. Но та́ не уразумѣ́, я́ко а́зъ да́хъ е́й пшени́цу и вино́ и ма́сло, и сребро́ умно́жихъ е́й: сiя́ же сре́бряны и зла́ты сотвори́ Ваа́лу. Сего́ ра́ди обращу́ся и воз­му́ пшени́цу мою́ во вре́мя ея́ и вино́ мое́ во вре́мя его́, и от­иму́ ри́зы моя́ и плащани́цы моя́, да не покрыва́етъ студа́ сво­его́: и ны́нѣ от­кры́ю нечистоту́ ея́ предъ похотника́ми ея́, и никто́же отъ­и́метъ ея́ от­ руки́ мо­ея́
 

Взыщет их, – сказано, – и не обрящет. Приведет себе на память Божие о ней попечение, и скажет: Пойду и возвращуся к мужу моему первому, яко добрее ми бе тогда, нежели ныне. Посему, кто не будет справедливо изумляться Божию человеколюбию? Бог Творец и Господь – называет Себя мужем, а не Владыкою. Поскольку любовь жены к мужу больше, нежели любовь рабов к владыке; то, чтобы люди имели к Нему такое расположение, именует Себя женихом и мужем. Однако же неблагодарных и это не побуждает к благопризнательности. Посему и говорит о них: Та не уразуме, яко Аз дах ей пшеницу и вино и масло, и сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу. Те самые дары, которые получила от Бога, принесла в дар Божиим противникам. Бог, гневаясь за сие, угрожает лишить их и пшеницы и вина; и чтобы не подумали, будто бы неплодием страждет земля, кстати присовокупил: во время ея, то есть, после того, как, пшеница и виноград созреют, во время жатвы и собирания плодов. Угрожает даже отнять и одежду, так что будет у них недостаток в необходимом к прикрытию наготы. И похотники ее, сказано, увидя это, не в состоянии будут оказать ей помощи.

Толкование на пророка Осию

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible