Скрыть
Сего́ ра́ди, се́, а́зъ загражду́ пу́ть ея́ те́рнiемъ и воз­гражду́ распу́тiя ея́, и стези́ сво­ея́ не обря́щетъ:

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Се Аз загражду путь ея тернием, вразумлю ее тяжкими и частыми наказаниями, и остановлю ее в шествии ее сильными врагами.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6–7 За то вот Я окружу путь твой терниями, и обнесу его оградою, и она не найдет стезеи своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их и будет искать их, но не найдет их, и скажет: пойду, и возвращусь к первому мужу моему, ибо тогда лучше было мне, нежели теперь

Блудница сказала: пойду за любовниками моими, доставившими мне все в изобилии. Господь отвечает: Я окружу путь твой терниями или столбами, чтобы ты не могла идти туда, куда желаешь, и загорожу оградою или стеною, и ты не найдешь стезей твоих, по которым ты часто ходила, чтобы ты не догнала тех, за которыми гналась с таким усердием, но чтобы по необходимости вынуждена была возвратиться к мужу своему и сказать словами Евангелия: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю. Востав, иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя, яко единого от наемник твоих (Лук 15, 17–19). Отсюда мы видим, что часто случаются с нами несчастия но Божественному провидению, чтобы мы не имели того, чего желаем, и чтобы под гнетом различных злоключений и бедствий мира сего мы вынуждены были возвратиться к служению Богу. Под любовниками же Иерусалима и народа иудейского, сообразно с историею того времени, мы должны разуметь ассириян, халдеев, египтян и других народов, с идолами которых он блудодействовал и от которых во время войн и при гнете бедствий тщетно ожидал помощи. В духовном смысле за этими любовниками следуют еретики, которые, будучи оставлены ими и находясь под давлением бедствий, часто возвращаются в лоно матери – Церкви. Ибо все эти наказания и страдания служат для вразумления Израиля.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 6-7 За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь»

Бог иногда долго или совсем не внемлет молитвам нашим, когда исполнение их вредно для нас; а иногда против воли нашей посылает на нас несчастья, как сострадательный врач для нашего спасения. Нередко Он не дает исполниться нашим гибельным замыслам и тогда, когда мы по неведению стремимся к смерти, обращает нас на путь спасения, исторгает из пасти ада. Это промышление и попечение о нас Бог у пророка Осии представляет под образом блудницы. Он преграждает путь, когда она, с гибельной ревностью стремясь к почитанию идолов, говорит: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки (Ос 2:5), - чтобы она, не найдя пути к ним, пришла в себя и сказала: пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь (Ос 2:7).

Собеседования

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-7 Сего ради се аз загражду путь ея тернием, и возгражду распутия у стези ее, и не обрящет: и поженет похотники своя, и не постигнет их, и взыщет их, и не обрящет

Поелику она, говорит, умыслила зло против себя самой и ничего не оставила несделанным, что по самой природе своей способно вредить ей (ибо говорила, что надобно идти во след своих похотников, то есть, согласовать направление своего ума с безбожными мыслями прельстителей, как будто только это и нужно исполнять) и поелику она сверх того за дарованное ей от Меня приносила благодарственные жертвы демонам, которые ничего полезного для нее не сделали; то Я тщетным сделаю ее замысел и сильно воспротивлюсь ему; ибо аз загражду путь ея тернием и возгражду стезю ее, так чтоб она не могла идти во след своих любовников и найти помощь у своих прельстителей, хотя бы и решилась даже гнаться за ними, то ест, ревностно заботиться о их почитании и служении им. Тернием же называет все несчастия, случившиеся с Израилем, разумею войны, пленения, голод, опасности, пребывание в рабстве. Как скоро они подпали под власть Мидян и Персов, они уже не обращались в праздности к Ваалу и золотым телицам; но необходимо было, чтоб лишившись высшей и дорогой свободы, ища того, что они имели на родине и не находя этого, и угнетаемые владычеством своих повелителей, они уже не могли совершать того, к чему привыкли, напротив, они плакали и упивались невыносимыми страданиями, уже осуждая своих прельстителей, так как не осуществилась ни одна из их суетных надежд. И в самом деле, они не могли получить себе никакой пользы, ни от Ваала (ибо что могло сделать безгласное дерево?), ни от телиц (потому что это были злато, дела рук человеческих, по написанному Псал. 113,12). И так заграждаются пути, когда Бог не только не уравнивает стезю ко злу для преданных греху, но и с пользою для них затрудняет ее и не допускает им с удобством стремиться к тому, что по неразумию им нравится, дабы они вопреки своей воле встречали препятствия и обрушались бы к лучшему, из собственного опыта убедившись, что грех ни для кого не остается безнаказанным.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-6 дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих


Днем же «рождения» называет пребывание в Египте. Оставлю ее лишенною Моего о ней промышления, сделаю, что будет в рабстве у Ассириян, как рабствовала Египтянам, сделаю, что уподоблю «земле безводной и пустыне». А под «жаждою» разумеет не только недостаток воды, но и лишение Божия попечения. И чад ее не удостою пощады, потому что родились от злочестивых, и в мерзости подражали отцам. Ибо блуждением [в русск. блудом] называет здесь служение идолам. Но чтобы яснее обличить ее неблагодарность, представляет, будто бы говорит она, что ей надобно идти в след похотников [в русск. любовников], то есть, идолов; от них, говорит она, получаю в обилии все необходимое. И поскольку не познала Подателя благ, то справедливо присовокупляет: За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих. И самое наказание исполнено человеколюбия; потому что приводит к оставлению нечестия. При испытании бедствий дознала она бессилие идолов; потому что призвала их в защиту во время нашествия, и не получила от них помощи.

Толкование на пророка Осию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 6-7 За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь»

Шипами усеяны пути избранных и уколы боли обретают они в том, что любят в жизни временной. Как бы некая преграда стоит на пути тех, кого борят избыток страстей и трудность усовершения. Ведь души их ищут любовников своих и не находят - следуя за духами зла; не обретают они наслаждений века сего, к которым стремятся. И хорошо, что побуждается душа к тому, чтобы вскоре сказать из-за самих этих трудностей: пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь (Ос 2:7). Ибо прежний муж - Господь, Который связал с Собою чистую душу любовью Духа Святого. И дух всякого человека будет искать Его после того, как обретет всяческие горести, как некие шипы, в тех наслаждениях, к которым будет в жизни временной стремиться. Ибо, когда душу начнут терзать превратности мира, который она возлюбила, тогда полнее поймет, насколько лучше было ей с Мужем прежним. Итак, тех, кого совратило нечестивое наслаждение, часто возвращает к Богу страдание.

Моралии на книгу Иова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих

За то - за уклонение в идолопоклонство - Я загорожу ее путь тернами: образ стеснений и лишений, которые Израиль испытает в плену и которые заставят его отстать от идолопоклонства (не найдет любовников cвоих).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible