Скрыть
Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-15 От руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я, то есть избавлю от царя вавилонского, угрожающего смертью. Где пря твоя, смерте? Где остен твой, аде? Утешение скрыся от очию моею. Приидет восток, и изсушит источник его. К изъяснению достаточно свидетельства божественного Павла, что когда от восхода солнца, в страшное пришествие Свое, сопровождаемый сонмами горних, придет Восток Духа Божия; тогда опустошит источники смерти и изсушит жилы ея, даровав бессмертие.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Наведет Господь знойный ветер, поднимающийся из пустыни, и иссушит он родники его, и опустошить источник его и расхитит сокровищницу всех вожделенных сосудов

Я читал у одного толкователя, что знойный ветер, который наведет Господь из пустыни, есть тот же, который поразил дом Иова с четырех углов и обрушил его на сыновей [Иова], сидевших за столом (Иов. гл. 1), и что это один из тех ветров, о которых мы читаем в Евангелии, что они дуют, и приходят с вихрем, дождями и молниями, чтобы разрушить дом, построенный на камне или на песке (Матф. гл. 7). Но с этим я не могу согласиться, ибо в книге Иова не написано, что ветер из пустыни навел Господь, но умолчано об имени Господа, так что под ветром из пустыни, который по своей воле устремился против святого мужа, можно понимать противную силу; также нельзя, конечно, понимать в добрую сторону и те ветры, которые разрушают основания домов. Остается допустить, что знойный ветер, который наведет Господь и который поднимается из пустыни, есть тот же, о котором написано у Аввакума: Бог от юга приидет и Святый из горы Фаран (Аввак. 3, 3), находящейся именно в пустыне и на юге. И в Песни Песней мы читаем: где пасеши, где почиваеши в полудне (Песн. 1, 6)? Таким образом этот знойный ветер, иссушающий родники смерти и истощающий источники ее, наведет Господь, заставляя его подняться из пустыни, то есть из пустыни рода человеческого, в которой и диавол искал покоя, но не мог найти его. Под пустынею мы можем понимать также девственную утробу святой Марии, процветшую без семени человеческого и без соединения с стеблем (nullo frutice), и этот простой, чистейший и плодоносный при своем единстве жезл произвел тот цвет, который говорит в Песни Песней (Песн. 4, 1): аз цвет польный и крин удольный. И прекрасно как у Исаии, так в настоящем месте цвет и ветер называется поднимающимся (аscendens), потому что от плотского уничижения Он возшел на высоту и привел нас с Собою ко Отцу согласно с Его словами в Евангелии: аще Аз вознесен буду, вся привлеку к Себе (Иоанн. 12, 32). Он, подобно корню, поднимается из земли необитаемой, и не смерть поразит Его, но Он поразит смерть, потому что смерть не может найти никакого пути для проявления власти своей над Ним. Таков смысл слов Притчей: невозможно найти следы змея на скале (Притч. 30, 19). И Сам Он говорит в Евангелии: грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже (Иоанн. 14, 30). Он иcсушит родники смерти и опустошит источники ея. Родниками, источниками и жалом смерти апостол называет грехи (1 Кор. гл. 15); по иссохновении их иссякнет и самая смерть. Следующие за тем слова: Он расхитит сокровищницу всех вожделенних сосудов понимаются двояко: или в том смысле, что это составляет предмет желаний для тех, кои живут в смерти, или же под вожделенными сосудами, содержавшимися в сокровищнице ада, разумеются святые, которые, может быть, были связаны, но Господь исхитил и вывел их из ада и привел с Собою в рай, как драгоценнейшие сосуды. Вместо сокровищницы LХХ перевели земля, понимая землю, без сомнения, в смысле смерти. В Псалмах мы читаем: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26, 13). И но Евангелию кротцыи наследят землю (Матф. 5, 5). Но под землею ада мы, наоборот, должны понимать землю не живых, а мертвых, которая была расхищаема и опустошаема, когда связанные в аду души были освобождены чрез смерть Христову. В тех же толкованиях, о которых мы выше говорили, мы читаем, что в иносказательном смысле знойный ветер означает диавола и каждого ересиарха. Но мы не согласны с этим. Ибо диавол ее может иссушить родника и источника смерти, когда сам он служит источником и началом смерти. Поэтому под знойным ветром должно понимать церковное слово, которое иссушает и уничтожает все еретические учения и расхищает и рассеивает тех, которые собраны были смертию вследствие еретического учения.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 От руки адовы избавлю Я, и от смерти искуплю Я: где пря твоя, смерте? где остен твой, аде? Утешение скрыся от очию Моею: зане сей между братиями разлучит: наведет Господь ветр зноен из пустыни нань, и изсушит жилы его и опустошит источники его: сей изсушит землю его и вся сосуды его любимыя

Высказав согрешившим следствия гнева и предвозвестив, что будет за оскорбление, снова возвращается к боголепному милосердию и что род земной не навсегда отвергнут и не устремился к гибели неудержимой и нескончаемой, но со временем будет некая пощада и возвращение к первобытному состоянию во Христе, это поясняет, прибавляя, что спасет от руки ада и искупит от смерти, – очевидно, тех, которые были повинны ей по причине греха против Творца и изначального преступления Адама. А обещание это делается не одному только Ефрему или потомкам Израиля, но всем жителям земли, потому что, как пишет богоглаголивый Павел, Бог не «Иудеев токмо, но и языков», ибо оправдал «обрезание от веры и необрезание верою» (Рим. 3:29-30). А искупил нас от руки ада, то есть от владычества смерти, образом же искупления считается смерть Христова, так как он добровольно претерпел за нас умерщвление на древе и восторжествовал над началами и властями, пригвоздив к нему «еже на нас рукописание» (Кол.2:14). Тогда-то именно «всякое беззаконие заградило уста своя» (Пс. 106:42), уничтожена и держава смерти по истреблении греха, ибо он – победа смерти и жало адово. Так истолковал нам и мудрый Павел, потому что он сказал: «жало же смерти грех: сила же греха закон» (1Кор. 15:56). Поэтому, когда грех всех уничтожен во Христе, справедливо и нам самим сказать: «где победа твоя, смерте? где остен твой, аде?» Ибо – «Бог оправдаяй, кто осуждаяй? Христос Иисус есть умерый» (Рим. 8:33-34) за нас, лучше сказать – «давый себе избавление за всех» (1Тим. 2:6), один – всех достойнейший, чрез Которого и в Котором мы обогатились возвращением снова к нетлению.

Утешение скрыся от очию Моею: зане сей между братиями разлучит. Первое отделение предлежащего изречения будем читать как вопрос и со знаком (вопроса), – и если будем понимать правильно, то оно может указывать нам вот на что: изнемогла, говорит, природа человеческая многообразием греха и безмерно уклонилась к преступному; поэтому праведно осуждена на смерть: после того какое средство вспомоществования потерпевшим это, или как устранить случившиеся, Я усмотрю Сам, а, лучше сказать, Я уже и определил. Или: найдется ли между вами кто-нибудь дошедший до такого повреждения ума, чтобы думать и говорить, будто бы существует такой способ утешения и успокоения, которого не видел бы божественный и неповрежденный ум? Ибо Я – художник и ни в чем не имею недостатка силы, но все знаю хорошо и без замедления совершаю задуманное. Однако, говорит, «сей между братиями разлучит». Этим возвещает нам Господа Нашего Иисуса Христа, потому что Он утешение всех, орудие исцеления: Его предопределил Отец «прежде лет вечных» (Тит. 1:2) как Спасителя и Искусителя одержимым смертью: о Нем сказал, что Он «между братиями разлучит». Что же это значит? Мы слышим, что Сам Спаситель всех нас Христос говорит: «не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч; придох бо разлучити человека на отца своего, и, дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою: и врази человеку домашнии его» (Мф.10:34-36), и в другом месте, предвещая будущее святым ученикам, говорит: «предаст же брат брата на смерть» и восстанет отец на сыновей (Мф.10:21). А так как Он сокрушил владычество диавола и избавил обольщенных из рвов идолослужения, то поэтому настолько привязал любовью к себе, что верующие ни во что вменяют естественную привязанность, отказываются от братьев, отцов, домов и рода и им для полного благодушия будет достаточно быть призванными ко Христу. Посему и блаженный Давид, как бы от лица исполняющих это, поет в одном месте и говорит: «яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» (Пс. 26:10).

Переносит речь на самое лицо смерти, а южному и знойному ветру уподобляет Христа, Который, говорит, со временем устремится и из пустыни. Нужно прежде всего заметить, что Иудейская страна имеет обширную и необъятную пустыню, лежащую в южной части, и когда случалось дуть оттуда сильному ветру, они были в немалом страхе, потому что страна погибала, а по мнению некоторых и самые водяные жилы, находящиеся в земле, производили медленнее доставку (воды) и останавливались от приражения сильного и пламенного дуновения. Таким образом заимствует речи от того, что они знают и изведали на опыте. Итак пророческое слово изрекло нам, что Христос устремится против смерти подобно знойному ветру, который иссушит все ее источники и жилы. Следовательно выдерживает переносную речь (и весьма правильно) и при помощи обычного явления делает изъяснение таинства. Жилы же и источники смерти, думаем, обозначают пути погибели или злые и супротивные силы, потому что при помощи их она как бы управляет толпою всех когда бы то ни было погубляемых. Так понимай «и сосуды ея любимыя», потому что справедливо назвать «сосудами» (орудиями), погубляющими земнородных и дорогими для смерти, или злые и супротивные силы, или каких-нибудь нечестивцев на земле, служителей ее жестокости и погубляющих вместе с собою других. Итак, говорит, когда подует знойный ветер, иссохнет вся страна смерти. Опять-таки употребляется речь переносная (метафорическая), – подобно тому, как если бы кто сказал: пожирала смерть живущих на земле как бы некоторое обильное кормом место, но оно станет сухо, и смерть не найдет себе пастбища, потому что тление уничтожилось после того, как Христос предоставил всем жизнь и дал возможность снова снискивать нетление.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 14-15 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов
Ст. 14-15 От руки́ а́довы изба́влю я́ и от­ сме́рти искуплю́ я́: гдѣ́ пря́ твоя́, сме́рте? гдѣ́ осте́нъ тво́й, а́де? утѣше́нiе скры́ся от­ о́чiю мое́ю: зане́ се́й между́ бра́тiями разлучи́тъ: наведе́тъ Госпо́дь вѣ́тръ зно́­енъ изъ пусты́ни на́нь, и изсуши́тъ жи́лы его́ и опустоши́тъ исто́чники его́: се́й изсуши́тъ зе́млю его́ и вся́ сосу́ды его́ люби́мыя
 

Возвестив же печальное, Бог снова обращает речь к обетованию радостного. 
От руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я. Потом повелевает воспеть победную песнь над смертью. Где пря твоя, смерте? Где остен твой, аде? Прообразовательно совершилось сие при возвращении Иудеев; потому что пребывание в плену в переносном смысли называет Пророк адом и смертью, но совершенно и истинно пришло сие в исполнение по воскресении нашего Спасителя. Ибо с воскресением нашего Начатка все мы прияли надежду воскресения. Сие можно найти и в пророчестве Иезекииля; потому что и там оживотворение костей означает и возвращение Исраиля, который, потеряв благие надежды, говорил: умерли мы, «сухи Быша кости наша» (Иез.37:11), и общее воскресение всех людей. Совершившееся с Иудеями было прообразованием попечительности Бога всяческих о всех людях.
Утешение скрыся от очию моею: зане сей между братиями разлучит. Но сие утешение благою надеждою и ожидание воскресения, кажется, до времени сокрыто было и от находившихся в плену Иудеев и от всех людей; потому что и Иудеи, став невольниками, разлученные со своими родными и принужденные раболепствовать раздельно, кому кто достался, не имели никакой надежды на возвращение, и все люди, видя, как смерть пожинает весь род человеческий, то брата разлучает с братом, то отца лишает чад, вовсе отрицали воскресение. Однако же, говорит Бог, сказанное истинно, хотя в настоящее время и неизвестно многим.
Наведет Господь ветр зноен из пустыни нань, и изсушит жилы его, и опустошит источники его: сей изсушит землю его, и вся сосуды его любимыя.
А чрез сие дает разуметь персидского царя Кира, который ополчился и сокрушил Ассирийское, или Вавилонское, царство, истребил весь царский род, отнял способы к самоуправству. Их-то в переносном смысле называет Бог источниками и жилами. А сим угодно было Ему показать, как сокрушит и того, кто в переносном смысле назван адом и смертью. 

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов

Пророк опять возвращается к возвещению бедствий Израилю. Плодовитейший (имя Ефрем означает двойной плод или двойная плодовитость) между коленами, Ефрем не спасется, так как источник его плодовитости будет иссушен восточным ветром. Ветер в ст. 15-м образ врага, и именно ассириян. Вместо рус. хотя Ефрем плодовит между братьями, в слав. «зане сей между братиями разлучит», евр. japheri (плодовит) LXX читали как japherit и перевели словом diastelei, будет разделять.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible