Скрыть
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 8-12 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более

Этот же второй завет был тот, о котором пророчествовал Иеремия, говоря так: вот, дни грядут, говорит Господь, и совершу и устрою над домом Израиля завет новый, - не по завету (не такой), который сделал (дал) Я отцам их в пустыне, когда взял Я за руку их, и вывел их из земли Египетской: и поелику они не пребыли в Завете Моем, не исполнив заповедей его, то и Я пренебрег их и не совершил того, что в нем обещано за исполнение заповедей его. Завет же, который Я дал им, говорится у Иеремии, не на досках каменных, как прежде, но напишу закон Мой, то есть новое Евангелие, на сердцах их, и буду им в Бога, а они отвергнут идолов своих. И уже никто из священников не будет учить граждан своих, говоря: познай Господа; потому что все будут знать Меня от малых до великих из них. И милостив буду к ним, - не к нечистоте их, но к неправдам их, - то есть не к нечистоте, бывающей вследствие ночных сновидений, но ко грехам, совершаемым ими по (действующей в них) силе зла (Иер. 31:31-34).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь (Иер. 31:33)

После тех дней: каких же? Одни говорят, что это дни исхода, когда был дан Моисеев закон. А мне кажется, что он говорит о тех днях, о которых сказал выше: «се дние грядут». Таким образом, после того, как пройдут те дни, Я положу такой завет, о чем услышишь далее.

вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их (Иер. 31:33)

Пусть покажет это иудей, когда он получил неписаный закон. Ибо и после возвращения из Вавилона, он дан был Ездрой письменно. Апостолы же ничего не получили письменно, но приняли в свои сердца закон Духа. Посему и Христос сказал: Утешитель научит вас всему и напомнит вам все (Ин.14:26).

и буду их Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31:33)

Это совершено было чрез Евангелие. Ибо те, которые прежде служили идолам, ныне, признав истинного Бога, стали Его народом.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Евр.8:10-11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.

Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1Кор.12:28; Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом

Яко сей завет, сюже завещаю дому Израилеву

Сей, т. е. новый. Домом Израилевым и домом Иудовым назвал Он Апостолов, так как они были Израильтяне и Иудеи (ибо им Он главным образом законоположил новый завет), а равно и Сион упоминается (у пророков): ибо над Сионом, сказано, горою святою Его возвещаяй повеление Господне (Ис. 2:6); и еще: от Сиона изыдет закон (Ис. 2:3). Сионом, как местом выдающимся, он обозначает вообще всю Палестину,

По онех днех, глаголет Господь, дал законы Моя в мысли их (Иер. 31:33)

При слове «дал» подразумевается глагол: буду. Днями же называет здесь те, на которые Он выше указал словом «грядут», т. е. те именно дни, в которые Он установит новый завет. А «в мысли их» значит в мысли Апостолов, приемлющих законы Евангельские.

И на сердцах их напишу их

Израильтянам Он дал заповеди закона (на скрижалях) написанныя, а Апостолам преподал заповеди Евангельские не письменно. Почему Христос и говорит им о Духе святом, что Он, утешитель, пришед воспомянет вам вся и научить вы всему (Ин. 14:26); ибо обретши чистыя сердца их, Господь начертал на них заповеди начертанием духовным.

И буду им Бог, и тии будут Мне людие

Израильтянами (как только-что сказано) Он дал заповеди закона, содержащаяся в письмени, Апостолам же заповеди Евангельские неписанные; чрез них-то Он прежде служивших идолам, а теперь уразумевших истину, и соделал новым народом Своим. И вот по силе Законоположника и Владыки нашего Христа мы и называемся христианами.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-12 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более

Причина для замены Ветхого Завета Новым указывается в недостатке первого. В чем состоял этот недостаток, указывается далее: в том, что дом Израиля и дом Иуды вел себя укоризненно («укоряя их»), что «они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их». Таким образом, неверность завету со стороны Израиля внесла в Ветхий Завет крупный недостаток – не в том смысле, что повредила самому завету, а лишь самому провинившемуся народу, потерявшему предназначенное ему предпочтение («они… и Я пренебрег их..»). Сам Бог оставался верен Своему завету, что доказывается уже тем, что Он Свою цель спасения, для выполнения которой первый завет оказался недостаточным (по вине Израиля), желает теперь привести в исполнение через второй завет, и таким образом к одной милости присоединяет другую (Иер XXXI:31 и дал.). Таким образом, здесь указывается несколько особая (чем в VII:11; 18-19), так сказать, нравственная причина недостаточности Ветхого Завета и необходимости его замены другим, Новым. Ветхий Завет не проникал глубоко в мысли и сердца народа, нося характер более внешнего стороннего авторитета, посему и дается Новый, укореняющий свои нравственные требования на внутренней потребности ума и сердца самих людей, на необходимости и спасительности этих требований и согласии их со всею природою и назначением человека. В этом – громадная преимущественная сила и превосходство Нового Завета пред Ветхим. Законы Божии теперь написаны не на скрижалях только каменных, а вложены в мысли и сердца людей и имеют для них непререкаемый авторитет (2Кор. 3:3). Вместе с этим такое глубокое проникновение воли Божией во внутреннейшие и сокровеннейшие тайники природы человеческой (ума и сердца) более объединяет и сближает людей с Богом («буду их Богом, а они будут Моим народом…»), делает Божественное откровение внутренне и непосредственно общедоступным, и живое Богопознание становится уделом всех, от мала до велика (11 ст.), что все вместе взятое обеспечит людям вечное оправдание (12 ст.). Как потому что 9-го стиха указывает причину недостаточности и отмены Ветхого Завета, так в соответствие этому потому что 11-го и 12-го стиха указывают причину прочности и незыблемости Нового – вечное живое общение с Богом и оправдание Им. Как выдающееся преимущество Нового Завета, пред Ветхим надлежит отметить и то, что область народа Божия понимается в нем гораздо шире, чем дом Израилев и дом Иудин в буквальном смысле этих слов. Здесь говорится: «все будут знать Меня…», то же, что сказал Иисус Христос: «будут все научены Богом…» (Ин 6:45; ср. 1Ин. 2:20, 27; Ис 54:13). Таким образом, по существу своему Новый Завет есть завет благодатного спасения, и заключен он в сердцах всех без исключения людей.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

В 10–12 стихах указываются преимущественные особенности Нового Завета, который «по днех онех» Бог даст взамен Ветхого.
 
Первое преимущество Нового Завета заключается в той основе, на которой он будет утверждаться. Внешнюю букву закона заменит внутренняя воля Божия, объединяющая людей с Богом и сближающая их между собой: διδοὺς νόμους μου εἰς τὴν διάνοιαν αὐτῶν.
 
Второе преимущество Нового Завета заключается в том, что вследствие внутренней общедоступности божественного откровения, живое богопознание будет уделом всех: καὶ οὐ μὴ διδάξωσιν ἕκαστος τὸν πλησίον αὐτοῦ.
 
Третьей особенностью Нового Завета будет то, что все грехи найдут себе вечное оправдание. Это обетование служит краеугольным камнем всех прочих, потому что, где прощение, там жизнь и блаженство.
 
Так как все пророчества имеют перспективный характер, т. е. сбываясь постепенно и отчасти, они совершенное исполнение получат в будущем веке: то вполне справедливо наши восточные экзегеты приведённые Апостолом слова относят к христианам, отчасти в их земном бытии, более же к веку будущему.
 
Пророчество о даровании Нового Завета, приводимое Апостолом почти буквально, находится у пр. Иеремии. Вейсс замечает, что это пророчество имеет отношение к обстоятельству, упоминаемому во 2 книге Маккавеев, что оно относится к народу еврейскому и что оно не опорочивает завета и его участников. Но это-то и имело существенную важность в глазах читателей послания – евреев, ради которых приводилось это пророчество.
 
Однако здесь есть и такие выражения, которые дают видеть, что область народа Божия понимается гораздо шире, чем дом Израилев и дом Иудин в буквальном смысле этих слов. Здесь, например, говорится: «вси уведят Мя», или, как сказал И. Христос: «и будут все научены Богом», что Апостол относит к христианскому просвещению Духом Божиим, называемому им помазанием. Называя, по слову пророчества, Христов Завет новым, Апостол приводит и те пророческие выражения, какими определяется его новизна как по существу, так и по способу заключения. По существу – это Завет благодатного спасения, а заключён он в сердцах людей.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церковном учительстве.

Ин.6:45. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда непосредственно исполнится предшествующее ему пророчество того же Иepeмии: Евр.8:10, а об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: Откр.21:1-3. Стало быть, это может исполниться только по втором Пришествии, а теперь еще в полном действии о церковном учительстве слова Писания: Мф.28:19; Еф.4:111Кор.12:28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 

Ветхий Завет учрежден был Богом не для оправдания и спасения народа израильского, а для приготовления его к оправданию и спасению Иисусом Христом. Его целью было воспитать людей внешне строгой дисциплиной, как воспитывают младенцев. Поэтому и законы ему даны было совне. Заповеди были начертаны на каменных скрижалях, законы написаны в книгах. Даже самому богопознанию он должен был обучаться совне, от других. Воспитанный так народ под угрозою наказания, мог внешне исправно исполнять заповеди и закон Господа, но мыслями, сердцем, далеко отстоял от Господа, или в лучшем случае, сознавал и чувствовал бессилие оправдаться перед Богом душою своею. Поэтому Бог предвозвещает через пророка, что Он установит с народом Новый Завет не для внешнего его воспитания, а для внутреннего - духовного. Цель этого Завета будет оправдание и спасение (см. Иер. 31:13-34). Тогда свои заповеди и законы Господь вложит в душу людей - в мысли их и чувства, так что при помощи их человек в себе самом найдет и ощутит Господа, и познает Его. И всем сердцем своим, и всеми мыслями своими будет чтить Его. Тогда все малые и большие познают Его. Грехи и неправды людей препятствуют людям находиться в общении с Богом. Но Он изгладит грехи их, будет милостив к неправдам их, и простит все соделанные ими беззакония.
Само собою очевидно, что для осуществления такого завета необходима благодатная спасительная помощь Господа, прощение грехов людей, и благодатные силы для возрождения и воспитания души их. Предвозвещая Новый Завет, Бог тем самым предвозвещает конец Ветхому.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible