Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле
Далее: вместо Апостолов удостоверяет Сам Сын посредством сил и знамений, совершаемых Апостолами, вместе с Духом Святым, который был сообщен им в виде языков, толкования языков, пророчества и других даров, коими они обильно наделены были от Духа (Деян. 2:3-4; 1Кор. 12:1 сл.).
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 4-8 Сосвидетельствующу Богу, знаменьми же и чудесы, и различными силами, и Духа Святаго разделеньми, по Своей Ему воли. Не Ангелом бо покори Бог вселенную грядущую, о нейже глаголем: засвидетельствова же негде некто, глаголя: что́ есть человек, яко помниши его? Или сын человеческий, яко посещаеши и? Умáлил еси его малым нечим от Ангел: славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его. Внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено: ныне же не у́ видим ему всяческая покорена
Затем – как будто бы лгут слышавшие от Христа и одно вместо другого говорят – нет, говорит он, ибо и Сам Бог свидетельствует об истине их знаменьми и чудесы и различными силами, которыя совершаются через них. - «И Духа Святаго разделенми». И через дары и через наитие Святаго Духа совершается свидетельство Бога. А «разделеньми» говорит, как бы через разделение благодати Духа и по мере каждаго, и сообразно с верою, и как каждому потребно. - «По Своей Ему воли» – Утешителя, очевидно. Разделяя, говорит, каждому, как Ему угодно. - «Не Ангелом бо покори Бог вселенную». Это соответствует выше приведенному сравнению с Ангелами. Ибо должно было, сравнив Христа во плоти с величайшим творением, то есть Ангелами, показать Его большим, как Господа. «Грядущую» же вселенную, говорит, – будущий мир, относительно котораго вся речь у нас. Ведь Сам Христос, Судия той вселенной, возсядет, а Ангелы, как слуги и рабы, станут около. - «Засвидетельствова же негде некто, глаголя». Так как он обращается к знающим Писание, то и не ставит имени говорящих. - «Что́ есть человек». Почему теперь приводит выражение: «что́ есть человек, яко помниши его?» Потому что он думал выше упомянутому предложению (ибо он показал Христа большим Ангелов) противопоставить выражение: «малым нечим» умаленнаго от них. Для того помещает это, чтобы разрешить кажущееся противоречие. И, разрешая, говорит: сказано, что Он умален за приятие смерти. «Мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Соглашается между тем, что приведенное место сказано о Господе, так как это ему было полезно и для успокоения их (евреев), что «вся покорил еси под нозе Его». - «Помниши его». И не только в бытие привел, но и даровал благобытие, и продолжаешь помнить и посещаешь в дурном положении. - «Умáлил еси его». Ибо смертью умален перед Ангелами. Сие относится и ко всему человечеству, но особенно ко Христу во плоти. - «Ныне же не у́ видим ему всяческая покорена». Ибо так как он сказал: «ничто же остави ему непокорено», а они претерпевали зло и разграбление имуществ со стороны иудеев, остававшихся в неверии, то чтобы они не сомневались в сказанном, говорит: не смущайтесь, ибо Ему еще не все покорено, учение еще не посеяно, не начал еще властвовать явно Царь.
Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами
Сказав: утвердилось, показывает - как. Чтобы кто-нибудь не сказал, что слышавшие ошиблись, говорит: Бог свидетельствовал вместе с ними; Он не свидетельствовал бы, если бы они сами измыслили что-нибудь. Свидетельствуют, говорит, они; вместе с ними свидетельствует и Бог - не голосом, а знамением и чудесами, которые подтверждали то, что они говорили. Поэтому мы верим Богу, а не людям.
И различными силами
Выражая обилие дарований, сказал: различными. Так как и чародеи совершают многие знамения, поэтому сказал: силами. Те знамения - не силы, а бессилие, вымысел и пустые призраки.
И раздаянием Духа Святаго по Его воле
И это прибавил по той же самой причине. Ибо знамения чародеев - не от Духа Святого, а обманы нечистых демонов. Дает при этом понять и нечто другое. Вероятно, там было не много людей, имевших духовные дарования, которые оскудели потому, что верующие были менее ревностны. Поэтому, чтобы утешить их в этом, говорит, что раздаяния Духа происходят по Его воле. Он знает, что каждому полезно, и таким образом разделяет благодать. Часто кто-нибудь не получает дарований за нечистую жизнь; часто не получает дарований и человек чистой жизни, чтобы не возгордился. Поэтому-то они и были сообщаемы более людям смиренным и простым.
Евфимий Зигабен (†1118)
при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле
Сосвидетельствующу Богу знаменьми же и чудесы и различными силами
Ибо и Сам Бог Отец утверждает истинность проповеди собственным свидетельством, посредством знамений и чудес и разнообразных дарований. Многие говорят, что знамения и чудеса – одно и тоже; a некоторые под знамениями разумеют врачевания болезней, изгнания бесов и иное в этом роде, под чудесами же сверхъестественныя чудотворения, как, напр., воскрешение мертвых и другое в этом роде. Под «различными силами» разумеется или то же самое, или разныя духовныя дарования, о которых Апостол яснее говорит в первом послании к Коринфянам (1Кор. 12:4–10). А так как и чародеи тоже кажутся совершителями знамений, чудес и сил, то он в отличие от них прибавил:
И Духа Святаго разделенми
Ибо знамения и чудеса чародеев совсем не таковы и не составляют проявления какой-либо силы, напротив они суть дела слабости, праздной мечтательности и пустоты; Божественный же знамения суть дарования Святаго Духа. И в вышеупомянутом послании он назвал их разделениями дарований.
По своей Ему воли
По воле Бога, или по воле Святаго Духа. И в упомянутом послании сказал, что Дух Св. разделяет властию коемуждо, якоже хощет (1Кор. 12:11).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле
«При засвидетельствовании от Бога…» sunepimarturountoV tod Qeou… - слав. : сосвидетельствующу Богу… Славянский текст более точно выражает здесь мысль подлинника о тесном взаимодействии Бога с человеком в различных знамениях, разнообразие коих показывало, как велико попечение Божие о полноте воздействия на людей и как люди будут безответны, если не воспримут столь многоразлично удостоверяемой проповеди. Готовясь доказать, что Иисус Христос есть глава Нового Завета, Апостол говорит, что унижение Его пред Ангелами в страданиях не только не умалило Его достоинства, но еще более возвысило и входило в планы Божественного домостроительства как спасительнейшее средство освящения всех людей.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Высказывая в 1–4 стихах увещание к читателям о внимательном отношении их к Евангельской проповеди, Апостол совершает это с полнотой словесного воздействия, влияя на все чувства и способы восприятия их. Прежде всего, это внимание представляется как необходимое следствие величайшего достоинства и значения Посредника этого учения, несравненно высшего, нежели ангелы; далее идёт устрашение наказанием, убеждение очевидной силой этого учения и его проповедников.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
По иудейскому преданию, закон дан был не непосредственно от Самого Бога, невидимого по Своему существу, но при посредстве ангелов, так же как и принят был народом при посредстве Моисея. Это выражает святой Павел в своем Послании к Галатам (3:19) - закон преподан через ангелов, рукою посредника. То же говорит и архидиакон Стефан в своей речи: вы приняли закон при служении ангелов (Деян. 7:53). Та же мысль разумеется и здесь, в ст. 2-4. Мысли приведенных стихов такие: ибо если отступление, преступление и непослушание от ветхого - Моисеева закона, данного Богом при посредстве ангелов, сопровождалось наказаниями от Бога - праведным воздаянием, чем Он утверждал достоверность и истинность данного закона, то тем большего наказания от Бога заслужат отступники от Христова Евангелия, вознерадев о нем, как спасительном. Ибо Евангелие о спасении первоначально возвещено было не через ангелов, как то, а Самим Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни, Апостолами, а потом через них, слышавших от Него, распространилось и утвердилось и между другими. Истинность Евангелия, кроме свидетельства Апостолов, подтверждается свидетельством Самого Бога, не через наказания, как Моисеев закон, но через чудеса, сверхъестественные, поражающие ум человека действия - знамения внешние (исцеления, изгнания бесов и прочее), и внутренние чудесные действия (воскрешение мертвых и прочие), приводящие к Богу через различные силы, совершающие эти чудеса, и излияние благодатных даров Святого Духа, для возбуждения и укрепления сил человека, сообразно с волею Господа (ср 1Кор. 12:11).