Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 12-13 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог
Но дабы вам не казалось это странным, то уже издревле предвозвестил сие пророк, - говоря: возвещу имя твое братиям Моим, посреди церкви (собрания верующих) восхвалю (воспою) Тебя (Пс. 21:23). - И опять Исаия сказал: вот Я и дети Мои, коих дал Мне Бог (Ис. 8:18).
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 11-15 И святяй бо и освящаемии, от Единаго вси: еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя. И паки: Аз буду надеяся Нань. И паки: се Аз, и дети, яже Ми дал есть Бог. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе
«Святяй», то есть Христос, «и освящаемии», то есть люди, от единаго мы Бога и Отца. Но Христос как Сын и законное рождение и из сущности Отца, а мы – тварь и удостоены сыновства по благодати. - «Братию нарицати их». Вместе и плоть соединил с Самим Собою и братство воспринял. Говоря «не стыдится», показал различие. Ибо не по природе брат, хотя и истинный человек, но по человеколюбию, так как Он и истинный Бог. - «Аз буду надеяся Нань». Назвав выше братом, а ниже отцом, в средине замечает, что это наименования человеколюбия и благодати Его, а по природе, говорит, Он – истинный Бог. Ибо кто надеется на другого кого, как не на одного Бога? Как бы сказал: услышав, что Он брат и отец, не думайте, что Он один из многих, – Бог, говорит, на Котораго, написано, должно надеяться. - «Се Аз, и дети». Отцом нашим сделал Христа. - «Дал» – через воплощение. Подобно следующему выражению: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс. 2:8). - «Понеже убо», говорит, «дети», то есть люди, «приобщишася плоти и крови; приискренне», то есть одинаково, истинно, не призрачно, как утверждают некоторые еретики, и Сам плоти и крови причастником сделался, чтобы и в этом показать, какую имеет любовь к детям... Мы, которые считаемся в числе чад Божиих, приобщились крови и плоти, в смертных и земных телах. Сего ради Единородное Слово Божие, будучи Жизнию по природе, приобщилось так же, и не иным каким образом, а так же, как и мы. - «Да смертию». Затем высказывает причину вочеловечения. Чтобы, говорит, упразднен был имущий державу смерти – дьявол; упразднен же смертию. Как бы так сказал: О, мудрости Божия! Смертью имел державу дьявол – смертью будет уничтожен! Ибо каким орудием он был силен, тем Христос против него и воспользовался. Каким образом властвовал он над смертию? Имея власть над грехом, от котораго смерть, и над смертию имел власть, ибо держава смерти – грех. Ибо, кто имеет грех и изобрел его, тот имеет и державу смерти, ибо сказали мы, что грех есть держава смерти, чтобы таков был смысл: собственною смертию уничтожил дьявола, имущаго в своей власти грех, который составляет силу и державу смерти. Ибо если бы грех не преодолел человека, не вышла бы смерть в мир. - «Елицы страхом смерти». Прежде, говорит, уничтожена смерть, которой люди «чрез все житие повинни беша» и подвержены были страху рабства. Ибо они боялись смерти, которая не была еще уничтожена. И ничто из утех жизни не в состоянии было утешить благоразумных пред страхом смерти, судом строгаго и суроваго господина, всегда назирающаго и наводящаго страх на живущих на земле. - «Повинни беша работе». Люди боялись смерти, как повинные этой работе. Работа же смерти – быть подвержену и покоряться греху. Ибо держава и жало смерти – грех. Итак, когда Христос упразднил имущаго державу смерти, сиречь дьявола, изобретателя и виновника греха, слабым естественно сделался грех, мы естественно освобождены от работы, вследствие победы Его естественно сделались свободными от страха смерти. И это ясно можно видеть на самых даже делах. Ибо раньше как величайшаго и непобедимаго зла боялись мы смерти и отвращались от нея, (теперь) с радостию же стремимся к ней, как перемене и исходу к лучшему; ныне, когда она происходит за Христа и Его Законы от гонителей. Не ясно ли разве, что Спаситель освободил нас от страха смерти и от проистекавшей отсюда работы?
Толкование на послание апостола Павла к Евреям. Источник: Толкование блаженного Экумения на Послание апостола Павла к Евреям. / Приложение к курсовому сочинению студента Казанской Духовной Академии иеромонаха Петра (Зверева), – Казань, 1902
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И еще: Я буду уповать на Него
Чрез это также показывает, что Он стал человеком и братом нашим. Ибо как каждый из людей, так и Он Сам надеется на Него, то есть на Отца. Вместе с тем показывает нам, чтобы мы надеялись на одного Бога, так как и Он Сам, будучи Сыном и ни в чем не нуждаясь, однако, говорит, что надеется на Отца. Некоторые истолковали так: так как, говорят, выше он назвал Христа братом, а ниже - Отцом, то в середине показывает, что это наименования домостроительства последних времен; предвечное же имя Его - Бог. Кто в собственном смысле надеется на другого, как не на Бога? Как бы так говорил: слыша, что Он - брат и отец, не подумайте, что Он один из многих; Он Бог, говорит, на Него, как свидетельствует Писание, - нужно надеяться, так что здесь нет речи от лица Христа, но от пророка, говорящего: я, пророк, буду надеяться на Самого Христа, как Бога. Но такое понимание не совершенно.
И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Ис. 8:18)
Здесь называет Христа нашим Отцом. Дал - это означает благоволение Отца на то, чтобы Он воплотился. Если бы Он не благоволил воплотиться Сыну, то у Него не было бы и детей.
Евфимий Зигабен (†1118)
И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог
И паки: Аз буду надеяся нань Ис. 8:17
И это Он употребил в доказательство братской родственности с нами Христа, изрекшаго сие чрез пророка Исаию: ибо Он, как человек, надеялся на Бога; а если – как человек, то, значит, и как брат людей.
И паки: се Аз и дети, яже Ми дал есть Бог Ис. 8:18
И это Он сказал чрез Исаию, и привел эти слова опять тоже в доказательство Его родства и близости к нам. Ибо ученики, которых вручил Ему Отец, братья Ему по человеческому естеству, а также и дети, как уподобляющиеся Ему чрез подражание. «Ихже, говорит, дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный» (Ин. 17:12). Или еще ипаче: Се Аз, говорит, и дети Божии, подобныя Мне по человечеству Моему, как творения Божии, чтобы и здесь видно было братство Его.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог
Стихи из пророка Исаии (VIII:17-18) имеют ввиду отметить человеческое естество Христа усвоением Ему человеческих свойств - молитвенного упования на Бога и преданности Ему как Себя, так и всего потомства, в данном случае - духовного. Приведя сначала наименование людей братьями Христу, а потом детьми, апостол имеет в виду отметить вообще единство природы Христовой с нашею, тем более что Своим вочеловечением Господь не только сделался нашим братом, но, как второй Адам, и нашим отцом (ср. Ин 17:6).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Дальнейшее (в ст. 11–18) обоснование мысли о необходимости страданий Христа Апостол представляет в раскрытии учения о Его вочеловечении. А так как для имеющих плоть и кровь, смертных и грешных людей, страдания неизбежны, то они непредосудительны и для воплотившегося Сына Божия, как вступившего через воплощение в братство человеческое вообще, а с евреями в особенности, через происхождение от общего родоначальника их Авраама. И это понятие о братстве Мессии с людьми не должно быть чуждым особенно для евреев, (которым писал Апостол), потому что о Нём были пророческие указания, например, в Пс.21:23 и в Ис.8:17–18, которые и приводит Апостол166. Но прежде он сам говорит об этом единстве, причём называет Христа освящающим, а Его последователей освящаемыми.
И всестороннее исследование главного предмета псалма показывает, что здесь имеется в виду Мессия, предызображённый Давидом через бывшие с ним страдания. В частности указывается Его поношение и презрение, которым Он подвергся со стороны Своих жестоких врагов, насмешки и все ужасы смертного восстания на Него. То, что привёл из этого псалма Сам И. Христос, во время Своих крестных страданий, составляет сущность псалма. Но так как псалом вместе с пророчеством содержит в себе и молитву, то в этой части существенное значение принадлежит тому месту, которое привёл ап. Павел. Здесь Страдалец, уверенный в исполнении своего моления о помощи, говорит, что он будет возвещать своим братьям имя Божие и притом в среде множества их из всех племён и нисходящих в землю. Но если показанное предсказание Страдальца об обращении к Богу всех народов есть пророчество, касавшееся времён Мессии, и если, далее, исполнение этого предсказания представляется самим Страдальцем как результат и следствие Его возвещения о Боге, то само собой понятно, что Мессия есть и говорящий это, и прославляющий Иегову.
Что касается доказательной силы этих цитат, то в первой из них она заключается в том, что словами: «Я буду уповать на Него» Мессия ставит Себя на одинаковую ступень с людьми – рабами Иеговы (следовательно, Он соделался собратом), а во второй в том, что те, которых Отец передал Ему как бы в дети вечные, суть вместе и дети Божии, следовательно, тоже и братья).
Смерть и после осталась, но она сделалась уже не страшна. Хотя по законам естества всем людям «предлежит единою умрети», ἀπόκειται ἅπαξ ἀποϑανεῖν, но теперь не должно быть страха впасть во власть диавола. Это освобождение от страха смерти Апостол выразил словом ἀπαλλάξη, что собственно значит – перевести из одного состояния в другое, сделать свободным, например, от рабства, боязни смерти.
священник Николай Рудинский (†1937)
Так как Бог Отец определил спасти людей через Сына Своего страданиями и смертью Его, то Он, освящающий как Первосвященник за нас к Богу, и освящаемые, за которых Он приносит освященную жертву, должны быть от одного, происходить от семени Адамова, для этого Ему надлежало воплотиться. Поэтому Сын Божий принял плоть человеческую, и стал наравне с людьми потомком одного Адама. Поэтому Он, несмотря на Свое величие и святость, и их нищету, не стыдился называть людей братьями Своими. А что Христос называет людей своими братьями, святой Павел доказывает ветхозаветными Писаниями. Так, в псалме 21-м, в котором предизображаются страдания и прославление Иисуса Христа (ср. ст. 23), Он говорит Богу Отцу: «Я буду возвещать имя Твое братии Моей - людям, буду воспевать Славу Твою в собраниях их». В другом месте, где опасности, победы и Царство Мессии предсказаны в образе царя Давида, Мессия говорит как человек: «Подвластный Богу, Я буду уповать на Бога» (ср. 2Цар. 22:3), как делают в подобных случаях Его братья - люди. И через пророка Исайю говорит: «Вот Я и дети, которых Ты дал Мне» (см. Ис. 8:17-18). Искупленных людей Он называет детьми Своими, которых дал Ему Бог (см. Ин. 17:12).
Мысль, что Иисус Христос, для искупления людей, Сам должен был сделаться человеком, святой Павел объясняет еще ближе следующими словами.